Экономические функции государства. Экономические функции государства многообразны и сложны
Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия «экономическая функция государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Неотъемлемыми функциями государства в любой экономике являлось и является непосредственное (окончательное) принятие решения:
1) относительно формирования и распределения бюджетных средств и государственного имущества;
2) обеспечение выполнения законов и правил поведения экономических агентов (домашних хозяйств и фирм), принятых также государством;
3) создание фондов пособий по безработице и стимулирование создания новых рабочих мест.
Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.
Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.
Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:
- мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;
- ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;
- обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;
- проведение региональной политики;
- решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;
- реализация национальных интересов в мировой экономике.
1. Чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях.
2. Рынок не всегда достаточно ориентирован на перспективу. Этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли.
Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития.
3. Государственное регулирование должно обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций.
4. Государственное регулирование способствует успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов.
5. Государственное регулирование призвано дополнить, а если нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем:
а) Занятость и безработица.
Задача государства состоит не столько в материальной поддержке не имеющих работу, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.
б) Инфляция
В рыночной экономике возникает инфляционный рост цен. Инфляция и безработица часто движутся в противоположных направлениях. Задача государственной политики — найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества.
в) Поддержка малоимущих.
В любом обществе, в том числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают, поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это — дети, старики, инвалиды. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.
г) Перераспределение доходов.
Рыночный вариант распределения доходов признает только один критерий — доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.
Государство, разумеется, не должно быть добрым дядей, поддерживающим "на плаву" банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.).
6. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Это подразумевает проведение соответствующей внешнеэкономической политики: регулирование экспорта и импорта, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, управление платежным балансом и многое другое.