Тема 1.1. Управленческие идеи и практика хозяйственного управления Древнего мира.
Тема 1.2. Управленческая мысль и практика хозяйственного управления Античности
Лекция 2-3.4 часа. Форма проведения – традиционная. Изложение материала по вопросам:
1. Понятие аграрного общества, этапы его развития, основные виды и ведущие цивилизации.
2. Основные хозяйствующие единицы и управление ими в Месопотамии, Древнем Египте, Древней Индии и Китае.
3. Социальная структура общества как основа построения структуры управления. Торговый и ремесленный менеджмент в цивилизациях Древнего Востока.
4. Складывание управленческой мысли Древнего Востока в трактатах по государственному управлению, управлению хозяйством, юридических, политических и философских трудах
5. Общественная и экономическая жизнь античного общества.
6. Управление античным полисом (на примере Афинской демократии).
7. Управление монархически полисом (на примере Спарты).
8. Управленческая мысль античности в трудах Ксенофонта, Сократа, Платона, Аристотеля, Варрона.
Тема 1.3. Управленческая мысль и практика хозяйственного управления в Средневековой Европе
Лекция 4.2 часа. Форма проведения – традиционная. Изложение материала по вопросам:
1. Историческое понятие Западной Европы.
2. Периодизация социально-экономического развития средневековой Европы.
3. Основные черты корпоративного средневекового торгового и ремесленного менеджмента (коллегии, цехи, гильдии, ганзы, товарищества) и их функции.
4. Развитие ремесла и торговли в Московском государстве, Геополитические особенности Московского государства и их влияние на управленческую культуру.
Тема 2.1. Управление торгово- финансовыми предприятиями.
i Лекция 5. 2 часа. Форма проведения: лекция-беседа. При изложении лекционного материала преподаватель организует обсуждение вопросов:
1. Возникновение океанической мировой торговли, международного разделения труда, колониальной системы.
2. Новые формы организации международной и внутренней торговли. Формы организации национального торгового капитала.
3. Влияние идей меркантилизма и протестантской этики отношения к труду и капиталу на развитие экономики и управления в Европе.
Тема 2.2. Мануфактура как новая форма организации труда и управления в промышленности
Тема 2.3. Индустриальное общество ХIХ века и его организационно-управленческие достижения
Лекция 6. 2 часа. Форма проведения – традиционная. Изложение материала по вопросам:
1. Рост масштабов производства в Западной Европе и перемещение производства в сельскую местность.
2. Основные виды мануфактур, особенности управления, достоинства и недостатки.
3. Промышленный переворот как система экономических и социально-политических изменений.
4. Формирование функционального менеджмента, решение проблем специального образования, распределения управленческих полномочий, оплаты труда менеджеров, на предприятии.
Тема 3.1. Научная и административная школы менеджмента
i Лекция 7.2 часа. Форма проведения: лекция-дискуссия. При изложении лекционного материала преподаватель организует свободный обмен мнениями по следующим вопросам:
1. Проблема классификации научных школ менеджмента.
2. Что первично: теория или практика? Проблема признания управления как области научных исследований. Инженеры-мыслители.
3. Почему первыми проблемами теоретического менеджмента (управленческие идеи Г.Тауна, Ф.Тэйлора) стали проблемы интенсификации труда и начисления заработной платы?
4. Революционная идея научного управления Ф.Тэйлора.
5. Актуальность выводов и работ мыслителей научной школы – Ф. и Л. Гилбрет и Г.Гантта.
6. Идея управленческого цикла А.Файоля и ее трансформация в современной теории менеджмента.