Модуль 2. Основы микроэкономики. Семинар по теме 5: Предпринимательство и фирма – 2 ч

Семинар по теме 5: Предпринимательство и фирма – 2 ч.

Цель:раскрыть сущность предпринимательства, рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность предпринимательской деятельности.

2. Типы и модели предпринимательской деятельности.

3. Фирма – основное звено рыночной экономики.

4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

5. Ресурсы предприятия и их оборот.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Понятие и классификация предприятий.

2. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рынку.

3. Инфраструктура поддержки современных предприятий: консалтинг, аудит, тренинг.

4. Организационно-правовые формы предприятий России.

Основная литература: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 16. 17, 18,19.

Дополнительная литература:29, 38,42.

Семинар по теме 6: Теория спроса и предложения – 4 ч.

Цель: рассмотреть фундаментальные понятия микроэкономического анализа: спрос и предложение. Понять механизм рыночного ценообразования.

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1

1. Потребности и платежеспособный спрос. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

2. Понятие рыночного спроса его графическая и аналитическая интерпретация. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

3. Понятие предложения его графическая и аналитическая интерпретация. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения.

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

5. Излишки потребителя и производителя. Паутинообразная модель.

Занятие 2

1. Общее понятие эластичности. Формулы эластичности. Графики эластичности.

2. Эластичность спроса, ее факторы. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность.

3. Эластичность предложения, ее факторы. Фактор времени как основной фактор эластичности предложения.

4. Определение спроса на продукцию фирмы и принципы воздействия на него.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Функция и виды цен.

2. Цены "пола" и "потолка".

3. Рыночное равновесие и государство. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия.

Основная литература: 1, 2, 3, 5,6, 8, 11, 16, 17,18,19.

Дополнительная литература: 44,49,52,54.

Семинар по теме 7: Теория потребительского выбора.

Неопределенность и риск – 2 ч.

Цель: изучить закономерности потребительского поведения, его выбора. Рассмотреть виды и пути снижения экономических рисков.

Вопросы для обсуждения:

1. Потребительское поведение и полезность товара.

2. Эффект замещения и эффект дохода. Закон выравнивания предельных полезностей.

3. Кривые безразличия и бюджетная линия.

4. Неопределенность и риск: способы снижения.

5. Социальная роль спекуляции.

6. Экономика аукционов.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Причины экономических рисков в рыночной экономике.

2. Проблема максимизации полезности.

3. Первый и второй законы Госсена.

Основная литература: 1,2,3,6,8,13,16, 17, 19.

Дополнительная литература:20, 21, 37.

Семинар по теме 8: Издержки и прибыль предприятия:

структура и динамика. Трансакционные издержки – 4 ч.

Цель: изучить поведение фирмы в условиях различных периодов в деятельности (долгосрочный и краткосрочный). Дать анализ основных характеристик производства: издержек, дохода, прибыли, сущности трансакционных издержек.

Вопросы для обсуждения:

Занятие 1

1. Концепции издержек производства. Структура издержек производства.

2. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

3. Закон относительного возрастания затрат. Эффект масштаба.

4. Решение практических задач.

Занятие 2

1. Валовой доход и прибыль фирмы.

2. Экономическая природа прибыли и ее функции.

3. Сущность, источники и виды трансакционных издержек.

4. Решение практических задач.

5. Итоговое тестирование по модулю 2.

6.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе:

1. Проблемы стабильности и устойчивости функционирования предприятия.

2. Экономические и бухгалтерские издержки (прибыль).

3. Показатели производственной деятельности предприятий, фирм.

Основная литература: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 16, 17,18,19.

Дополнительная литература: 29, 38,42.

Наши рекомендации