УП рассчитана на 35, исходя из 1 часа в неделю.
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Специализированный учебно-научный центр
В. П. Лимушин
Учебная программа
Экономическая сфера общества
предмета «Обществознание»
Вид программы: рабочая
Форма обучения: очная
Объем в часах: всего ― 35 часов;
в том числе: лекции ― 21 час;
практические занятия ― 14 часов
Формы итоговой отчетности: зачет (дифференцированный)
Екатеринбург
Лимушин В. П. Учебная программа «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2012. 28 с.
Учебная программа «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание» В. П. Лимушина, доцента СУНЦ УрФУ УТВЕРЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФУ ОТ 18 МАЯ 2012 Г., ПРОТОКОЛ № 9
Рецензент: М.Е. Шнырев, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Института «Высшая школа экономики и менеджмента» УрФУ
Пояснительная записка
В современном обществе одной из актуальных является задача формирования экономики знаний, основные ресурсы которой ― инновационная деятельность, новые технологии производства и новое знание. Образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры ― непременное условие становления и развития инновационной экономики.
В контексте сказанного особое значение приобретает проблема целенаправленного формирования у обучающихся СУН УрФУ системного мышления и навыков принятия и реализации решений. Конкретнее ― развития у них практико-ориентированного характера мышления в процессе получения образования, формирования социально-экономических компетентностей, основанных на квинтете «знания ― умения ― навыки ― опыт деятельности ― компетентность».
Основная стратегическая цель Учебной программы (УП) «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание»― обеспечение необходимых организационно-педагогических условий для формирования у обучающихся системной (целостной) научной картины мира, повышение у них уровня функциональных экономических и социальных компетенций в органическом единстве обучения, воспитания, профориентации и неформального образования. Сказанное соотносится со следующим положением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»: «Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности». При этом под компетентностью нами понимается основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека, то есть его актуализированные (мотивированные) способности.
К компетенциям, которые планируется сформировать в период процесса обучения по данной УП, мы относим:
· предметная компетентность («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критичной оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, фирмы, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;
· методическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других;
· коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая в процессе выработки умений и навыков раскрытия научных смыслов понятий, категорий, математических символов, анализа процессов и явлений экономической теории как условия ведения диалога без семантических противоречий;
· социальная компетенция («научиться быть ответственным»), формируемая путем обучения с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;
· образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.
Основополагающим принципом разработки и реализации настоящей УП является интегративность, то есть установление прямых и обратных связей между содержанием раздела «Экономической сферы общества» со знаниями, формируемыми разделами «Человек и общество», «Сознание и деятельность», «Духовная жизнь общества», «Социализация личности», «Политика и политическая культура», «Право и правовая культура». Кроме того, УП верифицирована к требованиям ГОС по образовательной области «Экономика» (см. Таблицу 1.) предмета «Обществознание».
Таблица 1.
Верифицированность УП по разделу «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание» на соответствие требованиям ГОС по образовательной области «Экономика»
(верификация ―опытная проверка истинности теоретических положений)
Требования ГОС по образовательной области «Экономика» | Соответствующие темы УП, в которых реализуются требования ГОС |
1. Экономика и экономическая наука | Т. 1 |
2. Факторы производства и факторные доходы | Т. 2 |
3. Экономические системы и собственность Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | Т. 3 Т. 3, 6, 8 (Д/З: реферат) |
4. Рынок и рыночный механизм | Т. 4 |
5. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина | Т. 5, 6, 7, 8 |
6. Постоянные и переменные затраты (издержки). | Т. 6 |
7. Рынок труда. Безработица | Т. 7 |
8. Роль государства в экономике(функции, формы и методы) | Т. 10 |
9. Понятие ВВП | Т. 9 |
10. Экономический рост(интенсивный и экстенсивный)и развитие | Т. 9 |
11. Виды, причины и последствия инфляции | Т. 11 |
12. Банковская система. Финансовые институты. Ценные бумаги | Т. 12 |
13. Государственный бюджет | Т. 13 |
14. Налоги, уплачиваемые гражданами (физическими лицами) Налоги, уплачиваемые юридическими лицами Налоги, общие для физических и юридических лиц | Т. 13 (Д/З: реферат) |
15. Мировая экономика | Т. 14 |
УП состоит из двух разделов ― микроэкономики (темы 1 ― 8) и макроэкономики (темы 9 ― 14). В микроэкономике предметом нашего познания будут основы рационального рыночного поведения отдельного человека как потребителя и отдельной фирмы как производителя, а также условия и правила, при которых наилучшим образом работает рынок отдельного товара или отрасли. В макроэкономике предметом нашего познания будут проблемы экономической политики государства в целом, а также проблемы мировой экономики в контексте интеграции России в процессы глобализации.
В данной УП представлены следующие педагогические функции образования в образовательной области «Экономика»:
― познавательно-развивающая функция, смысл которой в расширении диапазона представлений обучающихся о роли и месте истории экономической мысли в становлении современных смыслов экономических концепций и понятий;
― познавательно-обучающая функция, предусматривающая углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося;
― функция систематизации экономического обучения, направленная на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению;
― социально-защитная функция, обеспечивающая через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;
― воспитательная функция, предусматривающая сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, социокультурологического, трудового и нравственного воспитания, формирования деловитости, ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики;
― познавательно-деятельностная, предполагающая мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.
Цель учебной программы (УП) раздела «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание» ―ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами современной экономики и сформировать у них основы культуры экономического мышления как компонента целостного, системного восприятия общества как социально-экономического института.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
―изучение основ современной экономической теории;
― развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора;
― овладение основами системного анализа социально-экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между социальной, политической, духовной, правовой и экономической сферами общества;
― расширение возможностей обучающихся анализировать литературные, исторические, экономико-географические и публицистические тексты с позиций социально-экономического контекста эпохи.
Решение поставленных цели и задач предполагает сочетание лекционной формы обучения с практикумами, анализом конкретных социально-экономических ситуаций, сопровождающих обучающихся как дома, так и в социуме в целом.
Для реализации цели и задач УП в течение учебного года обучающиеся должны:
― выполнить четыре домашних задания:
А) реферативный обзор статей 17―18, 23―28, 48―123 Гражданского Кодекса РФ, Часть первая, в которых речь идет об организационно-правовых формах предпринимательства, разрешенных на территории России (Тема 3);
Б) проект, объектом которого является перевод теоретических знаний о SWOT-анализе и выработке миссии организации (например, СУНЦ УрФУ) в практические умения (Тема 6);
В) проект, объектом которого является перевод теоретических знаний о бизнес-планировании в умения по его составлению на примере гипотетического индивидуального предпринимателя (Тема 8);
Г) реферативный обзор статей 19―45, 45, п.1. Ст. 48, Ст. 52, Главы 13. Налогового кодекса РФ, Часть первая, связанных с правами и обязанностями налогоплательщика (Тема 13).
― написать в аудиторных условиях:
Д) три понятийных диктанта (по первым трем темам; перечень понятий, включенных в понятийные диктанты, представлены обучающимся после текста лекций в электронном варианте Учебного пособия «Экономическая сфера общества: материалы к лекциям и практикам. В 2-х частях. Часть 1. ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2012);
Е) контрольные работы в виде тестов и заданий с открытым ответом (Темы 4―10; требования к написанию контрольных работ данного вида представлены обучающимся в электронном варианте учебно-методическом пособия «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрГУ, 2009);
Ж) эссе (Темы 4―14) ― мини-сочинения, в котором обучающиеся, оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную социально-экономическую тему. Например, реализация планируемой УП задачи «овладение основами системного анализа социально-экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между социальной, политической, духовной, правовой и экономической сферами общества» предполагает написание либо текста эссе, либо Плана его написания по следующим темам: 1) «Взаимосвязь экономической сферы общества с гуманитарными науками в контексте трех вопросов экономики»; 2) «Взаимосвязь экономической сферы общества с естественными науками в контексте трех вопросов экономики»; 3) «Взаимосвязь социальной и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 4) «Взаимосвязь правовой и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 5) «Взаимосвязь политической и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 6) «Взаимосвязь духовной и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики» (требования к написанию эссе представлены обучающимся в электронном варианте учебно-методическом пособия «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрГУ, 2009).
УП рассчитана на 35, исходя из 1 часа в неделю.
Согласно учебному плану по предмету «Обществознание», итоговой формой аттестации обучающихся по разделу «Экономическая сфера общества» является дифференцированный зачет, условием допуска к которому является: а) наличие конспектов лекций по всем темам УП; б) выполнение домашних заданий; в)положительные оценки за написание контрольных работ (тестов и эссе по микроэкономике и макроэкономике), предусмотренных учебно-тематическим планом.
В сооотвествии с Положением об итоговой аттестации обучающихся ОУ, результаты дифференцированного зачета определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Отметка «отлично»ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем сферам общества, рассматриваемых УП предмета «Обществознание» в целом. Обучающийся обнаруживает умение критично относится к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную научную картину мира. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социально-экономическую практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося логично выстроен, речь грамотная, осмысленно использует в суждениях научную терминологию и такие научные методы как анализ и синтез, аргументирование и обобщение, нормативный и позитивный анализ, индукцию и дедукцию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы.
Отметка «хорошо»ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем сферам общества, рассматриваемых УП предмета «Обществознание» в целом. Обучающийся, обнаруживая умение критично относиться к научной информации, недостаточно убедительно высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социально-экономическую практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося логично выстроен, речь грамотная, осмысленно используется в суждениях научная терминология. Обучающийся не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы, однако при аргументировании не демонстрирует достаточного уровня обобщения, установлении прямых и обратных связей между экономической сферой общества и другими сферами общества.
Отметка «удовлетворительно»ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем сферам общества, рассматриваемых УП предмета «Обществознание» в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. Обучающийся имеет представление об основных проблемах экономической сферы общества. Ответ обучающегося иллюстрирует его недостаточное владение такими методами экономической теории как нормативный и позитивный анализ, «правило «при прочих равных условиях». При помощи наводящих вопросов обучающийся высказывает собственные суждения относительно установления прямых и обратных связей между экономической сферой общества и его другими сферами. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами. Нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной терминологии.
Отметка «неудовлетворительно»ставится, если обучающийся слабо владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем сферам общества, рассматриваемых УП предмета «Обществознание» в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. В ответе отсутствует научная терминология, умение критично относится к научной информации, умение формулировать собственное суждение относительно дискуссионных вопросов. Отсутствует логика в выстраивании ответа. Испытывает значительные затруднения в ответах на наводящие и дополнительные вопросы преподавателя.
Сжатость аудиторных часов, отведенных учебным планом по предмету «Обществознание» на изучение проблем современной экономики имеет следствием во время лекционных занятий озвучивание без раскрытия содержания и структуры ряда экономических понятий. Данная ситуация призвана сформировать у обучающихся информационную потребность ― осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Именно удовлетворение информационной потребности, то есть самостоятельная работа с современными экономическими энциклопедическими словарями и есть предмет домашней работы. Для оказания организационно-методической помощи в реализации информационной потребности обучающимся в электронном варианте предлагается развернутый текст лекций по всем темам УП, а также учебно-методическое пособие «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества предмета «Обществознание», в котором прописаны критерии оценки все разделов ЕГЭ, в том числе и эссе.
Учебно-тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ В РАЗДЕЛ «ЭКОНОМИЧЕКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА» ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Цели и задачи, структура учебной программы, формы учебного процесса и контроля раздела «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание» в контексте прямых и обратных связей раздела с социальной, политической, правовой и духовной сфер общества.
Организационно-методические особенности учебного процесса при изучении раздела «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание».
Объект и предмет познания.
Основные элементы экономики: люди/человек/индивид/личность как цель и определяющий ресурс экономики; естественная природа ― кладовая экономики и среда обитания человека; искусственная природа (артефакты), включающая все, что создано человеком ― средства производства; предметы потребления; инфраструктура; знания как особый экономический ресурс, духовные, интеллектуальные ценности, информация.