Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Кафедра экономики управления на предприятиях торговли
Одобрено учебно-методическим советом
факультета управления
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Учебно-методический комплекс
Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли)
Москва 2009
Авторы-составители:
Есютин Анатолий Александрович, к.э.н., доц., проф. кафедры Экономики и управления на предприятиях торговли РГТЭУ
Ильяшенко Светлана Борисовна, ст. преподаватель кафедры Экономики и управления на предприятиях торговли РГТЭУ
Кочурова Лидия Ивановна, к.э.н., доц. кафедры Экономики и управления на предприятии торговли Кемеровского филиала РГТЭУ
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономика отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии ( по отраслям) ».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Цель, задачи и предмет дисциплины........................................................... 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины............................ 4
3. Объем дисциплины......................................................................................... 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.......................... 6
4. Содержание курса......................................................................................... 14
5.Темы практических и/или семинарских занятий, тематических дискуссий. 18
6. Задания для самостоятельной работы студентов........................................ 26
7. Темы курсовых работ................................................................................... 32
7.1. Методические указания по выполнению курсовых работ....................... 33
7.1.1. Цели и задачи курсовой работы............................................................ 33
7.1.2. Основные требования к содержанию и оформлению работы.............. 33
7.1.3. Выбор темы курсовой работы............................................................... 34
7.1.4. Подбор литературы................................................................................ 35
7.1.5. Обязательные требования к содержанию курсовых работ.................. 35
7.1.6. Требования к оформлению работы....................................................... 46
7.1.7. Требования к содержанию работы и этические нормы........................ 47
7.1.8 Защита работы......................................................................................... 48
8. Вопросы для подготовки к экзамену........................................................... 49
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.......................................... 52
9.1. Литература................................................................................................. 52
9.2. Методическое обеспечение дисциплины................................................... 56
9.3. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины...... 56
10. Инновационные технологии, применяемые в преподавании дисциплины 58
11. Глоссарий.................................................................................................... 61
Приложение 1.................................................................................................... 67
Приложение 2.................................................................................................... 68
Приложение 3.................................................................................................. 120
Цель, задачи и предмет дисциплины
Курс «Экономика отрасли» является одной из первых профилирующих дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера для предприятий торговли.
Задачи курса сформировать у будущих специалистов комплекс знаний о функционировании отрасли торговля, типах конкуренции, рыночных регуляторах и проблемах ее развития, а также методах государственного регулирования ее функционирования.
Экономика отрасли как учебная дисциплина связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Организация предпринимательской деятельности», «Статистика».
Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Экономика отрасли» должны являться основой при дальнейшем изучении экономики предприятия торговли и цикла дисциплин специализации: «Организация производства на предприятиях отрасли», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли», «Экономика и управление розничными торговыми сетями», «Экономика и организация оптово-посреднических операций».
Связь предмета с указанными дисциплинами дает системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом и позволяет обеспечить необходимый теоретический уровень и практическую направленность системы обучения экономиста-менеджера.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Методология преподавания дисциплины должна исходить из необходимости сочетания теоретических и практических положений с учетом реальных хозяйственных ситуаций и действующих нормативно правовых актов, регламентирующих создание современной инфраструктуры отрасли торговля и деятельность отдельных предприятий отрасли.
В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
знать и понимать роль торговли в экономике страны, пути улучшения инфраструктуры отрасли, принципы и методы ее государственного регулирования, типы конкуренции, определяющие экономическое поведение предприятий отрасли;
владеть специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины, навыками самостоятельного анализа и применения знаний в практике работы предприятий отрасли;
иметь представление одействующих нормативно правовых актах, регламентирующих развитие отрасли на федеральном и региональных уровнях управления и их влияние на деятельность предприятий торговли;
приобрести навыки самостоятельного использования теоретических знаний в практической деятельности экономиста-менеджера по управлению предприятием.
Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы