Тема 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПРОСА

Тема 1. БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Теория потребительского поведения - один из базовых, объемных разделов микроэкономики.

Ключевые объяснения:

Идеологическое: современная экономика - экономика благосостояния, с точки зрения государственной политики – очень важно понимать поведение людей;

Методологические:

Проблема целеполагания – фирма максимизирует прибыль, потребитель – человек (можно ли назвать какую-то цель, которую можно записать как прибыль), в явном виде целевая функция человека не наблюдаема.

Технология принятия решения – значительную часть решений люди принимают интуитивно, однако фактически интуитивные решения, как правило, оказываются рациональными. Трудность изучения потребителя – человек ведет себя интуитивно, но мы должны предложить некую модель поведения человека (рациональную).

Первый этап в изучении теории потребительского поведения – постановка задачи потребителя.

Задача потребителя – приобретение набора товаров и услуг максимально отвечающего его предпочтениям из множества доступных для его приобретения товаров.

Алгоритм анализа поведения потребителя:

1 Этап. Анализ множества доступных наборов.

2 Этап. Анализ предпочтений потребителя.

3 Этап. Анализ технологии принятия решения потребителем и его проявления в виде спроса на отдельные товары.

Анализ множества доступных наборов.

Множество доступных для приобретения наборов ограничивается:

1. Бюджетом. Бюджет - это сумма денег, которую готов потратить покупатель на данную категорию товаров в данный период времени (например, спрос на еду в месяц). Бюджет может не совпадать с доходом: быть больше, если человек кредитуется или меньше, если рассматривается конкретная товарная группа или формируются сбережения.

2. Наличием товара. В этом случае возникает 2 типа издержек: издержки поиска (товар где-то есть, но его надо искать) и издержки ожидания (требуются временные затраты на ожидание поступления товара).

3. Свойствами товара. Любой товар – совокупность определённых характеристик. В этом случае возникает проблема оптимального сочетания характеристик в конкретных товарах.

Тема 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ.

Предпочтения – это относительное отношение потребителя к набору товаров и услуг.

Типы отношений предпочтения

1. Строгое предпочтение Тема 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. - student2.ru (А лучше, чем В) если предложат на выбор наборы А или В – потребитель выберет возьмем А.

2. Эквивалентность А~В

3. Нестрогое предпочтение Тема 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. - student2.ru

Свойства предпочтений.

Свойства предпочтений бывают 2-х видов:

· аксиомы потребительского выбора – это свойства, которые существенным образом влияют на результаты моделей;

· технические свойства – они делают анализ более простым.

Аксиомы, потребительского выбора:

1. аксиома полной упорядоченности – потребитель знает, как он относится к любым наборам благ, если что-то существует в мире, мы знаем, что для нас лучше, без затрат времени. Должно соблюдаться 3 условия:

· потребителю известны все существующие наборы товаров;

· потребителю должны быть известны все свойства товара (т.е. возможна ситуация когда, приходим в магазин предлагают телефон – мы знаем кто и когда собрал этот телефон);

· должен существовать универсальный критерий для сравнения (т.е. у нас должна быть возможность сравнивать что угодно с чем угодно).

Следствие:

Свойство полной упорядоченности позволяет разбить все множество товаров по отношению к данному товару или набору товаров на 3 группы:

1. наборы товаров, которые лучше данного;

2. наборы товаров, которые хуже данного;

3. множество безразличия (множества наборов эквивалентных данному).

2. аксиома рефлективности – предполагает каждый набор не хуже, по крайней мере, самого себя. Эта аксиома выполняется для всех.

Следствие.

Множество безразличий не пусто; для каждого набора потребитель может найти удовлетворение, даже если нет другого товара.

3. Аксиома транзитивности – предпочтения потребителя последовательны (подчиняются формальной логике).

Следствие.

Множества безразличия не могут пересекаться.

Вывод по аксиомам потребительского выбора: все множество товаров может быть разделено на непересекающиеся друг с другом множества безразличия, отражающие иерархию предпочтений.

Технические свойства.

1. Свойство монотонности

Монотонность предполагает, что при добавлении блага в набор не становится хуже, при добавлении антиблага (это что-то что огорчает потребителя) в набор не становится лучше. Для большинства потребителей по большинству из благ существует точка насыщения (например, закачка файлов из сети).

2. Строгая монотонность

Смысл – при добавлении блага в набор, набор гарантированно становится лучше, при добавлении анти блага становится хуже. Свойство строгой монотонности предполагает локальную не насыщаемость.

Следствие:

Можно лкализовать множество безразличия по отношению к любому набору.

3. Выпуклость.

Выпуклость предпочтений предполагает, что комбинация двух любых равнозначных наборов не хуже, чем эти наборы.

Альтернативные варианты:

Строгая выпуклость: комбинация двух любых равнозначных наборов лучше, чем эти наборы.

Вогнутость: комбинация двух любых равнозначных наборов не лучше, чем эти наборы.

Строгая вогнутость: комбинация двух любых равнозначных наборов хуже, чем эти наборы.

Следствие:

С точки зрения результатов можно сделать выводы: если предпочтения потребителя выпуклые он будет склонен комбинировать блага в наборе. Если предпочтения вогнутые, то потребитель будет специализироваться на одном из благ.

Особые случаи:

1. Лексикографические предпочтения – существует жесткая иерархия между благами в наборе.

2. Жесткая взаимодополняемость – блага потребляются в фиксированной пропорции.

Тема 3. СПРОС НА ТОВАРЫ.

Наши рекомендации