Модели решения функциональных и вычислительных задач

Информатика

(EXCEL 2003)»

Методические указания и задания к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии (строительство, городское хозяйство)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения(II курс, 3 семестр)

Тюмень, 2009

УДК

Кушакова Н.П., Брегиня В.М. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии (строительство, городское хозяйство)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения (II курс, 3 семестр). Тюмень: ТюмГАСУ, РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2009.- с.

Методические указания разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ Дисциплины «Информатика» для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии (строительство, городское хозяйство)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Пособие содержит задания лабораторных работ и рекомендации для правильного их выполнения с использованием электронных таблиц EXCEL.

Рецензенты: Тарханова О.В., Фомина В.В.

Тираж 100 экз.

ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Оглавление

I. Введение. Общие требования к выполнению лабораторных работ.......... 4

II. Задания к выполнению лабораторных работ............................................. 6

II.1. Лабораторная работа 1. Вычисление функции для заданных значений аргумента. Построение и форматирование графиков............................................. 6

II.2. Лабораторная работа 2. Построение графиков функции двух переменных

II.3. Лабораторная работа 4. Решение систем линейных уравнений............

II.4. Лабораторная работа 5. Решение задач линейного программирования

II.5. Лабораторная работа 6. Линейная интерполяция функции...................

II.6. Лабораторная работа 7. Определение параметров линейной и квадратичной зависимостей. Метод наименьших квадратов.........................................

II.7. Лабораторная работа 8. Определение вида и параметров эмпирической зависимости..............................................................................................

III. Рекомендации и образцы выполнения лабораторных работ......................

IV. Литература.....................................................................................................

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящее методическое пособие по курсу «Информатика» предназначено для студентов 2-го курса очной формы обучения специальностей ЭУП(строительство), ЭУП(городское хозяйство) и БУАиА, включает образовательную программу подготовки специалистов данных специальностей основанную на Государственном стандарте.

В данном пособии представлены задания и подробный разбор их выполнения на занятиях студентов в III семестре в компьютерном классе.

Общие требования к выполнению лабораторных работ

· Все задания выполняются в одной книге программы EXCEL, которая должна быть сохранена в Вашем профиле под именем «3 семестр».

· Каждое задание выполняется на отдельном листе, именованным в соответствии с темой задания

· В каждом задании по центру листа необходимо внести название работы (шрифт полужирный, Times New Roman 14)

· Все важные моменты решения задач и полученные результаты необходимо выделять (цветом, шрифтом, заливкой, рамками и т.д.)

· Номер варианта для лабораторных заданий выбирается по номеру компьютера на первом занятии и сохраняется весь семестр.

II. Задания для лабораторных работ

II.1. Лабораторная работа 1.

II.1.a. Вычисление функции для заданных значений аргумента.

1. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
2.   Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
3. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
4. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
5. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
6. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
7. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
8. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
9. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
10. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
11. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
12. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
13. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
14. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
15. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
16. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
17. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
18. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
19. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
20. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
21. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
22. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
23. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
24. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
25. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
26. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
27. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
28. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
29. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
30. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru

II.1.b. Вычислить значения функции y=f(x) на интервале для х [a, b] при изменении х с шагом h. Построить и форматировать график функции y=f(x).

Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
1. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 15], 1,5 2. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 15], 1,5
3. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [1,5 ;6,5], 0,5 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 15], 1,5
5. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0,1; 4,1], 0,4 6. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 5], 0,5
7. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 2], 0,2 8. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 1], 0,1
9. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 1], 0,1 10. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0,1; 1,1], 0,1
11. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 10], 1 12. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 5], 0,5
13. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [0; 5], 0,5 14. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
15. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 5], 1 16. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-3; 3], 0,5
17. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 18. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,5
19. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,5 20. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-1; 2], 0,2
21. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 5], 1 22. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,5
23. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 5], 1 24. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,5
25. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,5 26. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 6], 1
27. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,4 28. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
29. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-2; 2], 0,5 30. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-1; 2], 0,2

II.2. Лабораторная работа 2.

Построить поверхность z=f(x,у) на интервале для х Î[a, b], у Î[c, d] при изменении х, y с шагом h.

Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
1. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 16. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
2. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 17. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
3. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 18. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
4. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 19. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
5. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 20. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
6. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 21. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
7. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 22. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
8. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 23. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
9. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 24. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
10. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 25. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
11. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 26. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
12. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 8], 1 27. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
13. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 28. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5
14. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1 Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-5; 5], 1
15. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5 30. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru [-4; 4], 0,5

II.3. Лабораторная работа 3.

Решение систем линейных уравнений:

а) методом Крамера;

б) метод обратной матрицы;

в) методом Гаусса

1. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 2. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
3. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
5. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 6. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
7. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 8. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
9. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 10. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
11. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 12. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
13. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 14. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
15. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 16. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
17. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 18. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
19. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 20. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
21. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 22. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
23. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 24. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
25. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 26. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
27. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 28. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
29. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru 30. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru

II.4. Лабораторная работа 4.

Решение задач линейного программирования

II.4.a. Транспортная задача

Имеются три пункта поставки однородного груза Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru и пять пунктов Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru потребителя этого груза. На пунктах Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru находится груз соответственно Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru тонны. В пункты Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru требуется поставить соответственно Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru тонн груза. Расстояние (стоимость перевозки) между пунктами поставки и пунктами потребления приводится в следующей таблице:

Пункты поставки Пункты потребления
В1 В2 В3 В4 В5
А1 d11 d12 d13 d14 d15
А2 d21 d22 d23 d24 d25
А3 d31 d32 d33 d34 d35

Найти такое закрепление потребителей за поставщиками, чтобы затраты по перевозке груза были минимальными.

1. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
2. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
3. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
4. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
5. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
6. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
7. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
8. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
9. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
10. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
11. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
12. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
13. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
14. Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru

II.4.b. Определение экстремума целевой функции

1. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
2. Определить максимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
3. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
4. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru  
5. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru  
6. Определить минимум функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
7. Определить максимум функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
8. Определить максимум функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
9. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
10. Определить максимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
11. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
12. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
13. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru
14. Определить минимальное значение функции Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru при следующих ограничениях Модели решения функциональных и вычислительных задач - student2.ru

II.5. Лабораторная работа 5.

Линейная интерполяция функции.

Y=f(x) x=c
х -1 x= 0,5
у -3 -1
х x= 1,4
у -1
х x= 0,3
у
х x= 1,6
у -0,5
х x= 2,4
у -0,5 4,5
х x= 2,4
у -0,5 4,5
х x= 1,4
у -0,5 11,5
х x= 2,3
у 39,5
х -1 x= -0,34
у -1
х -1 x= 0,41
у -2 -1
х x= 1,25
у -1
х x= 1,24
у
х x= 1,25
у -1 2,5
х x= 3,24
у 9,2 19,2 33,2
х x= 0,5
у -1
х x= 1,6
у
х -1 x= 0,45
у -3 -2
х x= 1,6
у -3 -2
х x= 2,4
у -1
х -2 x= -1,4
у -17 4,5
х x= 1,4
у -2 -1
х x= 3,5
у
х -1 x= -0,34
у
х -1 x= -0,5
у -2 -1
х x= 1,25
у -1
х x= 1,2
у
х x= 1,3
у 3,5
х x= 3,24
у
х -2 x= 1,3
у 7,5 1,5 3,5
х x= 3,24
у 3,5 7,5 13,5

II.6. Лабораторная работа 6.

Определить вид и параметры зависимости (линейная или квадратичная).

Наши рекомендации