Фермер, производитель с/х продукции 2 страница
Внешняя среда
Цель
отбора информации.
Распределение
информации по степени важности
Внешняя среда
Получение
информации
Поиск необходимой информации
Уничтожение устаревшей информации
|
|
|
При сборе, обработке и структурировании информации принимаются во внимание следующие характеристики: объем, достоверность, ценность, насыщенность игриф информации (рис.4.14).
|
|
Рассмотрим более подробно вопросы, связанные с инфор- мационным обеспечением деятельности деловых организаций, которые по данному ранее определению относятся к откры- тым, управляемым динамическим системам с целенаправлен- ным действием. Эффективное управление организациями та- кого типа может быть реализовано только при правильном информационном обеспечении. Как мы уже говорили, основой целевых установок большинства деловых организаций являет- ся коммерческая идея.
Известно, что в бизнесе побеждает тот, кто владеет инфор- мацией, поэтому ценность информации для деловой организа- ции определяется во многом такими свойствами, как опера- тивность, достоверность и надежность.
Оперативность(своевременность) получения информа- ции. Важность своевременного получения информации была установлена достаточно давно. По мнению М. Вебера, одного из основоположников науки об организации, проводившего в начале XX века детальное изучение бюрократической систе- мы, одним из определяющих факторов повсеместного господ- ства бюрократии является открытый доступ к новейшей ин- формации, дающий возможность принимать эффективные решения и предвидеть конечные результаты.
|
гоуровневых системах управления деловой организацией скорость прохождения информации настолько замедляется, что зачастую управленцу приходится принимать решения, на- целенные на перспективу, на основе уже давно устаревшей информации.
Достоверность и надежностьинформации. В каналах пе- редачи информации искажения могут быть вызваны как тех-
|
Наслоение на передаваемую информацию личного и группо- вого интереса является главным социально-психологическим фактором. Известно, что некоторые недобросовестные пред- приниматели прибегают к умышленной дезинформации, что- бы ввести в заблуждение клиентов, конкурентов или контро- лирующие органы.
Использование в работе деловой организации недостовер- ной или заведомо ложной информации может отрицательно отразиться на ее развитии. В отдельных случаях использова- ние ложной информации может повлечь за собой крах органи- зации, поэтому, беря на вооружение любую информацию, не- обходимо убедиться в ее достоверности и надежности.
Под надежностью информации понимают степень ее со- ответствия реальной ситуации, конкретным целям организа- ции и методам управления. Понятие надежности тесно пере- плетается с представлениями о достоверности информации, которая, в свою очередь, непосредственно связана с коммер- ческойбезопасностью.
При оценке достоверности получаемой информации целе- сообразно разделить ее на три информационных категории:
• информационные сообщения, полученные из источника, о котором вы собираете информацию;
• информация, полученная из независимых источников;
• информация, полученная из неофициальных источников.
Информацию, входящую в первую категорию, получают из опубликованных материалов о деятельности интересующего предприятия, включая каталоги, проспекты и рекламные со- общения. Могут приниматься во внимание данные статисти- ческой отчетности, сведения о финансовой деятельности, официально представляемые в соответствующие государст- венные органы, а также высказывания сотрудников предпри- ятия во время официальных мероприятий и при личных кон- тактах.
Информацию, относящуюся ко второй категории, иногда удается получить от организаций, которые сотрудничают с
интересующим нас предприятием, и в государственных орга- нах, осуществляющих контроль за деятельностью организа- ций. К ним относятся: судебные, исполнительные и налоговые инспекции.
Информация двух первых категорий отличается друг от друга не только содержанием, но и уровнем ее достоверности. В первом случае мы имеем дело с информацией, в которой яв- но приукрашены положительные аспекты деятельности орга- низации и скрыты ее отрицательные стороны, поэтому уро- вень достоверности этих источников информации может быть охарактеризован как средний. Источники информации второй категории имеют, как правило, сравнительно высокий уровень достоверности. Однако в этом случае мы получаем, в основ- ном, негативную информацию.
|
|
вовании неформальных отношений между сотрудниками раз- личных предприятий.
Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы по- лучить исчерпывающую информацию о деятельности своих конкурентов, партнеров и даже клиентов. Но в то же время необходимо заботиться о и том, чтобы закрытая информация не стала достоянием сторонних лиц. В этой связи уместно
упомянуть о грифе информации. Гриф информации в совре- менных условиях приобретает особое значение, поскольку с этим понятием связаны представления об информации, со- держащей сведения о государственной или коммерческой тайне.
К закрытой информации относятся секретные, совершенно секретные сведения и информация особой важности. Распро- странение закрытой информации преследуется законом. Кон- фиденциальными сведениями можно считать информацию для служебного пользования.
В потоке информации, используемой деловой организацией, следует выделить два направления: информационный обмен с окружающейсредойикоммуникациивнутриорганизации.
В информационном обмене системы с окружающей средой могут быть выделены два основных вида информации: вход- ная информация и выходная. Существуют различные способы получения и распространения информации, а также способы защиты внутренней информации от несанкционированного доступа.
Входная информация отражает структуру рынка, содер- жит информацию о деятельности государственных органов и о социально-экономическом состоянии общества. Первоочеред- ной задачей управленческого звена организации, безусловно, является анализ структуры рынка и маркетинговый анализ, поскольку встроенной целью любой деловой организации яв- ляется коммерческая идея. Ее реализация рассматривается с позиции удовлетворения запросов потребителя, поэтому обра- ботку поступающей в систему маркетинговой информации ре- комендуется осуществлять в следующей последовательности:
• определение потребностей рынка;
• выявление товаров и услуг, способных удовлетворить по- требности рынка;
|
|
• оценка потребительских качеств и доходности выявлен- ного набора товаров и услуг;
• поиск надежных поставщиков;
• оценка возможности удовлетворения спроса путем про- дажи товаров и услуг в рамках реализации коммерческой идеи торгового предприятия;
• организация рекламы и другие мероприятия, способст- вующие повышению спроса на предлагаемый товар или
|
Что касается получения необходимой юридической ин- формации о деятельности государственных органов, то для этой цели удобнее всего пользоваться услугами централизо- ванных юридических баз данных, которые содержат всю не- обходимую информацию одокументах и постановлениях, регламентирующих деятельность организаций. Наиболее рас- пространенными базами данных указанного типа в настоящее время являются «Гарант» и «Консультант +».
В части отслеживания социально-экономического состоя- ния общества приходится также считаться и с «капризами мо- ды», которая, несомненно, во многом определяет потреби- тельский спрос.
Выходная информацияявляется активным средством, которое обеспечивает создание имиджа организации и спо- собствует вхождению организации в рынок. С этой целью используется реклама. Рекламная деятельность — это самое существенное приложение закона информированности и упо- рядоченности.
|
стратегии. Имидж неотделим от целей организации, ее страте- гии и методов работы. Можно, конечно, попытаться сформи- ровать имидж за счет использования средств массовой информации. Но если созданный таким способом положи- тельный образ организации не будет подкреплен практиче- ской деятельностью, то дальнейшая реклама не только не принесет пользы организации, но и нанесет ей дополнитель- ный вред: у большинства потенциальных клиентов эта рекла- ма будет ассоциироваться с тем, что получаемые от средств массовой информации сведения не соответствуют действи- тельности.
Взаимодействие рекламы и имиджа можно представить в виде двух пересекающихся множеств образов и понятий, ис- пользуемых для этих целей (рис.
Рекламный имидж
Реклама Имидж
|
|
|
Имидж формируется за счет действий и образов, непосредст- венно связанных с реальными объектами самой организации или ее продукцией. В их числе оборудование офиса, поведе- ние сотрудников, сам предлагаемый товар, его упаковка, дру- гими словами все то, что можно реально увидеть, а иногда даже пощупать. Рекламный имидж создается за счет исполь- зования в рекламе реальных объектов, их свойств или изобра- жений.
|
Основными источниками объективной и достоверной вы- ходной информации о деятельности организации являются, безусловно, документы и материалы статистической, финан- совой и бухгалтерской отчетности, при составлении которых должны выполняться все требования соответствующих госу- дарственных стандартов. Распространению выходной инфор- мации способствует двусторонний информационный обмен с партнерами и клиентами, возникающий в процессе перегово- ров, участия в выставках, проведении презентаций.
Переговоры — это попытка нескольких заинтересованных лиц прийти к соглашению о том, как вести себя по отношению друг к другу. Из наличия общих целей отнюдь не вытекает совпадение или противоположность интересов. В ходе перего- воров речь идет о совместной деятельности двух или более организаций, каждая из которых при этом стремится наиболее эффективно решить свои собственные проблемы.
На практике не всегда удается найти решение, не имеющее отрицательных сторон для каждого из участников перегово- ров. В этом случае приходится прибегать к компромиссному варианту, который вряд ли даст возможность той и другой ор- ганизации извлечь максимальную выгоду из предполагаемого сотрудничества.
При проведении переговоров можно использовать сле- дующие механизмы перехода от одного альтернативного ва- рианта к другому:
• взаимные уступки;
• ссылки на наличие других возможностей;
• нагнетание обстановки;
• угроза прекращения переговоров;
• затягивание времени (уход от темы переговоров, намек на необходимость проведения дополнительного анализа и уточнения рыночных условий);
• требование твердых гарантий;
• ссылка на невозможность применения санкций в случае нарушения договора.
Можно не сомневаться, что умелое использование пере- численных выше приемов обеспечит принятие решения, учи- тывающего интересы всех организаций-участников перегово- ров. .
Выставки. Выставочная деятельность является частью рекламной кампании, направленной на создание имиджа орга- низации, и во многом способствует ее продвижению на рынок. Немаловажной частью этой деятельности является возмож- ность лспользования полноценного информационного обмена с другими участниками выставки и посетителями. На выставке предоставляется возможность не только себя показать, но и на других посмотреть, а также перенять полезный опыт ведущих фирм и наладить новые контакты.
|
|
качестве составляющего элемента рекламной кампании, обес- печивающего возможность наиболее полного двустороннего информационного обмена.
В рамках действия закона информированности и упорядо- ченности рассмотрим информационные потоки и связи внут- ри организации, которые реализуются в соответствии с ие- рархической структурой. В связи с этим целесообразно выде- лять восходящие и нисходящие информационные потоки, т.е. потоки информации с нижних уровней системы на верхние и наоборот. Обмен информацией между отдельными подразде- лениями одного уровня иерархической структуры относится к типу горизонтальных коммуникаций. Кроме того, существует информационный обмен между неформальными группами и межличностные коммуникационные связи. Для координации информационных потоков в организации, как правило, созда- ются специальные информационные службы. Они есть и в крупных магазинах, и в банках, и в различных обслуживаю- щих фирмах.
Умение правильно организовать информационный обмен и обеспечить использование высококачественной информации в значительной мере определяют эффективность работы систе- мы управления и организации в целом. Эта задача может быть успешно решена только в результате анализа действия всех информационных потоков как внутри, так и вне организации.
|
ценности на определенных этапах управления из реально су- ществующих материальных объектов превращаются в инфор- мационные массивы, для которых должны соблюдаться тре- бования полноты и упорядоченности.
Этот момент особенно четко проявляется, когда мы при- нимаем управленческие решения с использованием автомати-
зированной системы управления или работаем с вычислитель- ной моделью, реализованной с помощью программных средств на ПЭВМ. Здесь реальный объект отображается в виде файлов, в которых каждый объект или процесс представляют собой последовательность нулей и единиц. Поэтому не только материально-финансовая деятельность организации, но и ее структура как информационный объект должны удовлетво- рять требованиям информированности и упорядоченности.
|
|
|
Проблемы информированности возникают в организациях в процессе контроля и проверок, например, при проведении экспертной оценки их деятельности. При этом сначала выяс- няется цель организации, затем анализируется соответствие организационной структуры и внутреннего порядка постав- ленным задачам. Только после этого делаются окончательные
|
ков и заново сформировать коллектив, а организация, благо- даря накопленному заделу и опыту, будет продолжать работать, используя имеющиеся источники информации. Од- нако следует избегать излишнего преувеличения роли инфор- мационного порядка. Его возможности могут быть реализова- ны только при наличии соответствующего материально- технического обеспечения в сочетании с высоким профессио- нализмом персонала организации.
Рассматривая закон информированности и упорядоченно- сти, нельзя обойти вниманием проблемы, связанные с влияни- ем новых информационных технологий на развитие деловых организаций. Стремительное развитие технологий управления, основанных на использовании электронной вычислительной техники и современных средств коммуникаций, значительно расширило возможности организаций в деле решения задач обеспечения полноты и упорядоченности информации.
До конца 60-х годов XX столетия развитие экономики оп- ределялось понятиями и законами, выработанными классика- ми экономической теории, в частности К. Марксом и Д. Кейн- сом. Уже в начале 70-х годов ситуация стала меняться. Эко- номисты осознали, что использование в процессах управления представления об информации и информационных продуктах (программах, обеспечивающих решение задач управления) как о самостоятельных объектах дает эффекты, которых никогда не удавалось добиться ранее. Полученные результаты не ук- ладываются в прокрустово ложе гениальных разработчиков- классиков экономических учений. В 90-е годы было установ- лено, что пр'оцедуры управления производством и реализаци- ей товаров, основанные на использовании сетевых информа- ционных технологий, ведут к серьезным изменениям всех эта- пов процесса движения продукции от производителя до потребителя.
В части полноты информации использование современных сетей связи, например Интернет, обеспечило доступ как к ин- формации внешних организаций, расположенных во всех час- тях света, так и к централизованным базам данных, которые представляют собой огромные по объемам хранилища упоря- доченной информации.
Средства сети позволяют не только получать информацию, но и создавать собственные хранилища информации, структу- рированной в соответствии с целями деловой организации, и передавать другим организациям информацию о своей деятельности. Создаваемые в сети электронные представи- тельства, которые являются виртуальным отображением организации, доступны людям во всем мире. Теперь лицу, за- интересованному в информационном обмене с какой-либо ор- ганизацией, достаточно обратиться в ее электронное предста- вительство, набрав соответствующий адрес в сети.
Распространение во всем мире средств электронной ком- муникации и развитие инфраструктуры связи привели к соз- данию нового вида информационных технологий, основанных на работе с глобальными сетями связи. Наличие сетевых тех- нологий способствовало повышению значимости закона ин- формированности и упорядоченности в современных рыноч- ных условиях.
В теории и практике управления материальными и финан- совыми потоками в сфере производства и обращения появи- лись не осязаемые в классическом смысле этого слова объек- ты, которые нельзя увидеть и тем более пощупать. Тем не менее их использует достаточно большое количество совер- шенно реальных людей. Такие объекты получили название виртуальных
Заметим, что буквальный перевод с английского слова
«виртуальный» — это несуществующий, воображаемый объ- ект. Людей, работающих с информацией (знаниями) на вирту- альных предприятиях, часто называют «знающими людьми».
|
|
не только в сфере производства и товародвижения, но и в об- ласти управления финансовыми потоками. Свои сайты есть у политических партий, средств массовой информации, фирм, занимающихся медицинским обслуживанием, шоу-бизнесом, организацией отдыха и т.д. Есть сайты знакомств, развлече- ний. Бурное развитие сетевых технологий управления в про- цессах реализации товаров и услуг привело к появлению но- вых, но уже достаточно устоявшихся к настоящему времени понятий, таких как электронная коммерция, электронная торговля и виртуальный магазин.
Электронная коммерция — это ведение бизнеса с исполь- зованием современных информационно-коммуникационных технологий.
|
|