Предложение. закон предложения и факторы, воздействующие на предложение.
Посмотрим на рынок глазами продавца. Он представляет другую сторону рыночных отношений – предложение. Предложение товара –это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
На предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей) и, разумеется, цены на продаваемые продукты, товары – субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий. Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой: Qs = f(P, Ps, Pc, Рres,, К, Т, N),
где Р - цена товара;
T – вкусы и предпочтения потребителей;
Ps и Pc – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
Pres - цены ресурсов и факторов производства;
К – уровень технологии, то есть способ производства товара;
Т – налоги, субсидии;
N – количество покупателей данного товара.
Все эти факторы, влияющие на предложение, являются внешними, не зависящими от производителя продукции и носят объективный характер.
Главными фактором, влияющим на величину предложения товара, является цена, поскольку все продавцы стремятся продать свой товар по максимально возможной цене, чтобы получить высокую прибыль.
На этом основании можно определить характер функции предложения от цены. Она имеет следующий вид: Qs = f(P)
где Qs – величина предложения;
Р - цена товара.
Как и функция спроса, функция цены, может быть представлена с помощью шкалы предложения. Предложим, на каком – то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в таблице 1.
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимосвязь цены и предложения. Эту зависимость характеризует закон предложения – чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке. Таким образом, существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Такая зависимость отражается в восходящей траектории графика предложения (рис.1).
Как и функция спроса, функция предложения может быть представлена графически. Для построения графика предложения S (от англ. supplay -предложение) на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат – цены предложения.
Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения S, которая имеет положительный наклон (восходящий характер).
Таким образом, величина предложения увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении. Это вполне логично, ведь при росте цен производители желают произвести и реализовать большее количество товара, чтобы увеличить свою прибыль. Вывод: при прочих равных условиях величина предложения зависит от цены товара, и эта зависимость прямо пропорциональна (прямая).
Что же произойдет с кривой предложения, если изменится не цена товара, а какой-нибудь другой переменной из функции предложения (например, цены ресурсов или уровня технологии)? В этом случае произойдет смещение кривой предложения, что означает изменение самого предложения (рис.2). Факторы, вызывающие это изменение, называются неценовыми.
Если государство сократит налоги или введет субсидии производителям, то кривая предложения сдвинется вправо из положения S до S2. В этом случае будет предложено к продаже большее количество товара (Q2 >Q1).
Если количество продавцов данного товара сократится, то предложение уменьшится с Q1 до Q3, а кривая предложения сместится влево из положения S в положение S1.
Кривая рыночного предложения товара – это фактически кривая цены предложения, поскольку она отражает издержки производства того или иного товара. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. По цене ниже этой продавцы предлагать данное количество товара не могут, поскольку им не позволят издержки производства. Следовательно, чем ниже цена предложение, тем меньшее количество товаров поступает на рынок, потому что у многих производителей затраты выше этой цены, и наоборот.