Тема ii. общие основы экономической организации общества
1. ЭКОНОМИКА: ПОТРЕБНОСТИ, БЛАГА, РЕСУРСЫ, ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Экономикакак практическая деятельность –это сознательное преобразование веществ и сил природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Экономика возникла в результате неолитической революции в VIII-IV тысячелетиях до н. э. (неолит – новый каменный век). В это время произошел переход от присваивающего (потребляющего) хозяйства к производящему. Для присваивающего хозяйства были характерны собирательство, охота, рыболовство.Основнымиотраслями производящегохозяйства стали земледелие, скотоводство и ремесло.
Следует определиться, что мы понимаем под благом. Конечная цель хозяйственной деятельности - это удовлетворение потребностей человека. Каждый человек обладает множеством потребностей. При этом если придерживаться классической мотивационной теории, разработанной в 1954 г. американским психологом русского происхождения А. Г. Маслоу (1908-1970), то человеческие потребности по степени их важности делятся на:
· физиологические (материальные);
· в безопасности и уверенности в будущем;
· социальные (т.е. во взаимодействии с другими людьми, привязанности и поддержке);
· в уважении (т.е. в самоуважении и признании со стороны окружающих, получении званий, наград и т.д.);
· в самовыражении (т.е. в реализации своих возможностей и росте как личности).
Иерархию основных потребностей человека (называемых базовыми) можно изобразить в виде пирамиды. (рис. 2.1).
Рис. 2.1 «Пирамида» Маслоу
В основании пирамиды лежат физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности, именуемые первичными потребностями человека, удовлетворение которых, связано, в первую очередь, с материальным достатком. С точки зрения экономической науки мы можем рассматривать эту группу потребностей как материальные. Более высокие категории потребностей: социальные, в самоуважении, самовыражении - можно отнести к духовным потребностям. Блага - это все то, что служит для удовлетворения потребностей человека.
С психологической точки зрения - потребность индивида – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию*.
Применительно к трудовой деятельности потребностьэто нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности человека или общества в целом. Или потребность - это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.*
Количество и разнообразие потребностей огромно.
Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности вызваны физиологией человека и, как правило, врождённые. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее
условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно появляются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления.* Всё множество потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремлённости.
Так как количество человеческих потребностей очень многообразно, применительно к трудовой деятельности выделяют наиболее общие факторы, влияющие на эффективную мотивацию работников. Структурой таких факторов может служить «иерархия потребностей» А. Маслоу.
Блага – это то, что служит для удовлетворения потребностей людей. Блага делятся на экономические и неэкономические Экономические блага – это блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них, т.е. их не хватает. Экономические блага бывают производственные (предназначены для создания продуктов и услуг) и потребительские (создаются непосредственно для потребления человеком). Неэкономические блага – это блага, которые имеются в изобилии в природе: воздух, которым мы дышим; вода из родника, не упакованная в тару для продажи; звёзды на небе, которые мы наблюдаем ночью.
Экономические блага делятся на продукты и услуги. Продукт – это благо, которое остаётся после процесса производства (например, нефть, машина, костюм). Услуга – это особый вид блага, т.е. целесообразная деятельность, полезный эффект которой проявляется в самом процессе труда (например, перевозка людей и грузов).
Экономические блага подразделяются также на частные (обыкновенные) и общественные. Частное благо – это благо, к которому можно применить принципы конкурентности и исключения. Принцип конкурентности означает, что если данное благо потребил один человек, то его уже не может использовать другой. Принцип исключения означает, что благо достаётся только тому, кто за него заплатил. Большинство благ являются частными. Общественное благо – это продукт или услуга, к которым нельзя применить принципы конкурентности и исключения, т.е. человек, не заплативший за благо, может им пользоваться наряду с другими людьми. Пример – общественный транспорт с присущей ему проблемой неплательщиков («зайцев»).
Ресурсы – это то, что используется для производства благ. Ресурсы бывают: человеческие, природные, созданные человеком.
Человеческие ресурсы – это люди с их способностями к физическому и интеллектуальному труду (рабочая сила) и способностью к предпринимательству. Предпринимательство означает инициативную деятельность по соединению ресурсов, связанную с новаторством, риском и выгодой. С именем немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864-1920) связывают разделение предпринимателей на два типа. Рациональный или промышленно-продуктивный тип предпринимателя означает, что он нацелен на длительную работу в реальной экономике и зарабатывает деньги на производстве новой продукции путём честного, усердного труда. Его деятельность приносит пользу обществу. Иррациональный или торговый тип предпринимателя означает, что он действует в сфере оборота готовых товаров, финансов и ценных бумаг; нацелен на быстрое обогащение, склонен к авантюризму, использует принцип «не обманешь – не продашь». Его деятельность идёт вразрез с общественными интересами.
Первый тип при определённой ситуации может перейти во второй, зато обратный процесс встречается исключительно редко.
Природные ресурсы включают в себя: земельные, водные, лесные, топливно-энергетические и минеральные богатства Земли. Природные ресурсы подразделяются на возобновляемые (лес, рыба, скот) и невозобновляемые (полезные ископаемые).
Ресурсы, созданные человеком, – это техника, оборудование и сооружения, искусственные и синтетические материалы.
Помимо перечисленных трёх можно выделить также финансовые ресурсы (денежные фонды и ценные бумаги), информационные ресурсы (знания, сведения, сигналы, передаваемые и воспринимаемые людьми, другими живыми организмами, специальными устройствами).
Факторы производства – это ресурсы, непосредственно участвующие в процессе производства. К ним относятся: труд (рабочая сила), земля (имеются в виду все природные ресурсы), капитал (имеется в виду реальный капитал, т.е. не деньги, а здания, станки, оборудование), предпринимательские способности.