Тема 2. Закономерности экономической организации общества

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ Экономика

Учебная программа дисциплины по направлению

080200.62 «Менеджмент» для студентов всех форм обучения

Автор: ст. преп. Стрекова С.Б.

Ответственный редактор:

к.э.н., доц. Савченко Н.Л.

Екатеринбург, 2012

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Институциональная экономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла по направлению 080200.62 «Менеджмент».

С экономикой люди связаны как работники и потребители, предприниматели и собственники, плательщики налогов и получатели доходов, участники управления и самоуправления. Дисциплина «Институциональная экономика» является одной из основных дисциплин в подготовке грамотного менеджера, с новым мышлением и широким экономическим кругозором, способным ориентироваться в сложных вопросах институционального развития современного экономического общества.

Изучение данной дисциплины знакомит студентов с основными понятиями, законами экономики, сущностью экономических явлений и процессов, способствует формированию экономического мышления.

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Институциональная экономика» является формирование у студентов экономического образа мышления.

Основные задачи дисциплины:

- познание экономических категорий, принципов и законов;

- анализ различных экономических теорий и моделей;

- овладение общетеоретическими методами экономического исследования;

- приобретение умения применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов;

- выяснение особенностей развития российской экономики и возможностей использования различных экономических теорий и моделей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Институциональная экономика» студенты должны:

знать:

· базовые термины и определения экономической науки;

· законы развития и функционирования рыночной экономики;

· взаимосвязь и взаимозависимость между экономическими явления и процессами;

уметь:

· использовать экономические категории и законы для объяснения явлений и процессов протекающих в хозяйственной жизни общества;

· характеризовать различные экономические модели, выделять особенности различных экономических систем;

· анализировать и характеризовать различные показатели, характеризующие экономическую ситуацию на предприятии, конкретном рынке, в России в целом, а также других стран мира;

· формулировать выводы по данным официальной статистической информации.

иметь навыки:

· поиска официальной статистической информации, а также иной информации, характеризующей экономическую ситуацию в России на современном этапе; а также поиска официальной статистической информации, характеризующей экономическую ситуацию в других странах мира;

· использования справочно-правовых систем и использование необходимой законодательной базы для описания реальных процессов, протекающих в экономике.

В ходе изучения дисциплины «Институциональная экономика» формируются следующие компетенции:

Таблица - Коды и содержание формируемых компетенций

ПК-26 способность к экономическому образу мышления
ПК-27 способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления
ПК-29 способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса
ПК-30 знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли

ПРОГРАММА КУРСА

Содержание учебной дисциплины

Часть 1

Тема 1. Предмет институциональной экономики и методы экономического анализа

Институциональная экономика как направление экономической теории. Современные трактовки термина «экономика». Микро- мезо- и макроэкономика; их определения и взаимосвязь. Нормативная и позитивная экономическая наука.

Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории. Политическая экономия и экономикс. Функции микроэкономики. Графические и аналитические методы исследования экономических явлений. Микро- и макроэкономический анализ. Номинальные и реальные величины. Общие, средние и предельные величины.

Экономические интересы, цели и средства. Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Виды ресурсов. Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные (вмененные) издержки. Производственные возможности экономики.

Тема 2. Закономерности экономической организации общества

Человек – объект и субъект экономической деятельности. Потребности человека, их классификация и развитие. Понятие товара и услуги. Экономические блага и их классификации. Общественные блага. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Рациональность экономического поведения. Экономические ожидания. Субъекты современного рыночного хозяйства и их экономические цели.

Труд – основа жизнедеятельности человека. Содержание и характер труда. Качественные и количественные параметры труда. Организация труда и управление трудом. Экономический и социальный эффект.

Общественное производство - основа развития общества. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Стадии развития производства. Производительные силы и производственные отношения.

Наши рекомендации