Практическая (расчетная) часть
Содержание
1. Введение 4 - 5
2. Теоретическая часть
3. Практическая (расчетная) часть
3.1. Перечень и значение технико – экономических показателей производственной деятельности организации по выработке тепловой энергии и передачи ее потребителям
10 - 11
3.2. Расчет годового объема производства и реализации тепловой энергии 12
3.3. Расчет денежных расходов на годовое производство и реализацию
тепловой энергии 13 - 16
3.4. Расчет себестоимости и структуры затрат производства и реализации
тепловой энергии 17
3.5. Расчет цены организации и тарифа (отпускной цены) тепловой энергии 18
3.6. Расчет финансового результата от реализации тепловой энергии 19
3.7. Расчет точки безубыточности (критического объема реализации тепловой энергии) 20
3.8. Расчет и значение относительных технико – экономических показателей производственной деятельности 21
4. Заключение 22
5. Список литературы 23
Введение
В настоящее время в России возрастает необходимость эффективного управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью. В рыночной экономике субъекты хозяйствования самостоятельно определяют источники и ресурсы роста, несут ответственность за эффективность их использования. Управление ресурсами является одной из сфер деятельности любого субъекта рыночного хозяйства.
Значение управления ресурсами состоит в том, что оно обеспечивает реализацию стратегических целей и тактических задач экономического субъекта, выполнение им обязательств, служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Особое внимание следует уделить сущности и экономическому содержанию ресурсов.. Практическая важность данного вопроса предполагает предварительное теоретическое исследование сущности и функций материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Противоречие между общественными потребностями и возможностями экономики России заключается в том, что решение проблемы сокращения разрыва в объеме производства и уровне жизни населения между Российской Федерацией и развитыми странами не обеспечено необходимым объемом финансовых ресурсов. В России в избытке имеются материальные и трудовые ресурсы, но ощущается острый недостаток финансовых ресурсов, прежде всего на уровне предприятий, что является серьезным препятствием на пути развития страны. Ни внешние, ни внутренние финансовые ресурсы, имеющиеся в настоящее время, не в силах обеспечивать и поддерживать динамичный экономический рост. В условиях современной России особенно актуальны проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов и эффективного использования имеющихся на основе ценообразования.
Решение вопроса повышения эффективности использования ресурсов возможно только при условии опоры на современную научную методологию исследования процессов управления производственной и финансовой деятельности
Поэтому любая программа по эффективному использованию ресурсов, является одним из важнейших рычагов экономического роста страны.
Цель дисциплины «Экономика организации» – сформировать у молодых специалистов представления о роли организации (предприятия) в национальной экономике, раскрыть современные теоретические и практические знания в области экономической эффективности использования ресурсов.
Задачи курсовой работы:
- изучение методик ценообразования ;
- изучение и анализ плановых показателей технико – экономических показателей производственной деятельности организации (предприятия);
Целями выполнения курсовой работы являются:
Обучающие - закрепление, систематизация и углубление знаний по дисциплине;
-приобретение умений и навыков работы с нормативной и справочной литературой.
Развивающая – совершенствование умений и навыков аналитической работы.
Воспитательная - повышение самооценки своего интеллектуального труда.
Основные задачи курсовой работы:
1. Самостоятельное теоретическое изучение методов экономического планирования ресурсами организации (предприятия).
2. Отработка практических методов выполнения экономических расчетов и их анализа.
3. Отработка навыков работы с нормативной справочной литературой.
4. Отработка навыков грамотного оформления результатов приведенной работы.
5. Получение опытов открытой защиты своей работы.
В результате выполнения курсовой работы нужно
знать:
- издержки и себестоимость производства и реализации продукции водоснабжения и водоотведения;
уметь:
- рассчитывать плановые показатели экономической эффективности производственной деятельности организации (предприятия);
- анализировать полученные результаты;
Содержание курсовой работы основано на знаниях других дисциплин: менеджмент, маркетинг, математика, информационные технологии.
Теоретическая часть
Цена – это количество денег, которое готов отдать покупатель. Доктор экономических наук Сафронов Н.А. утверждает, что «цена – это денежное выражение стоимости товара» и указывает, что мы не задумываемся о сущности цены в рыночной экономике. Основная сущность цены заложена в функционировании любых видов рынка как:
1. Учет и измерение затрат общественного труда и показывает «во что обходиться обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции». Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем в результате столкновения их интересов. Здесь цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать денежный учет различных хозяйственных процессов, а также измерение их результатов.
2. Сбалансированность спроса и предложения выражается в том, «что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом».
3. Стимулирование выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товара.
4. Распределение связано с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов, таких как: акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды.
[11]
Роль цены как экономической категории заложена не только в выполняемых функциях на рынке, но для конкретного предприятия она должна определить сумму прибыли и рентабельность использования факторов производства и в конечном счете - уровень материального обеспечения работников предприятия. Поэтому, ценообразование на предприятии, представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: выбора метода ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, сбора и систематического анализа информации о рынке, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. В экономике Российской Федерации наиболее распространены следующие методы ценообразования:
1. «Средние издержки плюс прибыль», заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия и т. д.
2. Получение целевой прибыли (метод безубыточности). Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет фирме, которая уже определила для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи.
3. Установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, когда все больше число предприятий при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров.
4. Установление цены на уровне текущих цен. Предприятие может назначить цену на уровне выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов.
5. Установление цены на основе метода «запечатанного конверта» применяется в тех случаях, когда несколько предприятий конкурируют друг с другом в борьбе за контракт на машинно-техническое оборудование.[10]
«Ответственность за принятие управленческого решения о методе ценообразовании и дальнейших последствий полностью ложится на организацию (предприятие), что несомненно связано с риском. Любое решение без элемента риска по сути дела и не является решением».
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, Является государственное регулирование. В России приняты закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 19. 07. 1991 года № 37 – ФЗ и закон «Об естественных монополиях» от 17. 08. 1995 года № 147 – ФЗ, в которых изложены основные положения и роль государства в регулировании ценообразования.
Утвержден перечень продукции, на который осуществляется регулирование и установление цены Федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.
Экономическое регулирование цен осуществляется административными методами и через налоговую, таможенную и бюджетную политику.
Административное регулирование цен проводится посредством установления:
- фиксированных цен и тарифов;
- предельных цен и тарифов;
- предельных коэффициентов изменения цен;
- предельного уровня рентабельности.
Цена на водоснабжение подлежит административному регулированию органами власти субъектов федерации.
Система налогообложения - важнейший элемент в ценообразование. Каждое государство решает вопросы налогообложения по своему, согласуя их с уровнем цен развития экономики и ее спецификой.
Налоги, сборы, пошлины, платежи и обязательные страховые взносы, отражаются в составе цены неадекватно:
- одни из них входят в состав себестоимости продукции;
- другие ограничивают прибыль (налог на прибыль);
- третьи представляют прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость).
Все налоги имеют двоякую связь с ценами, с одной стороны они входят в состав цены продукции, с другой выступают в роли цен соответствующих ресурсов.
В положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года № 114н определен перечень налоговых затрат, включаемых в себестоимость продукции:
1). Отчисления на воспроизводство минерально – сырьевой базы.
2). Плата за пользование водными объектами.
3). Плата за выбросы в окружающую среду.
3). Земельный налог.
4). Платежи за пользование природными ресурсами.
5). Отчисления на воспроизводство лесных ресурсов.
6). Транспортный налог.
7). Страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды.
Однако в целом, вышеуказанные налоговые затраты не оказывают существенного влияния на уровень цен, так как устанавливаются федеральными органами власти, а непосредственно ставка – органами власти субъектов федерации и поступают в местные бюджеты.
Налог на прибыль – один из основных источников Федерального бюджета. Но в условиях инфляции конкурентная среда ослаблена, и организации (предприятия) добиваются максимализации прибыли за счет повышения цен, а не путем снижения себестоимости. Это отрицательно сказывается на общественном экономическом развитии.
Налог на добавленную стоимость, акциз, таможенная пошлина и другие косвенные налоги непосредственно увеличивают цену и возмещаются потребителем. Они являются главным источником поступлений в Федеральный бюджет, и установление их ставки относится к одной из сложных проблем государственного экономического регулирования цен. Вся система налогообложения и связанный с ней рост цен определяют серьезные затруднения в финансовой деятельности организаций (предприятий) и обуславливают их задолженность в бюджеты различных уровней.
В целом, как показывает и практика зарубежных стран, что любая форма государственного воздействия на цены – это ограничение свободы их движения, пусть и необходимое. [12] [13]
Технико – экономические показатели производственной деятельности организации (предприятия) – это система измерителей, характеризующая производственную базу и комплексное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Четкая система технико – экономических показателей производственной
деятельности в сочетании с правильной методикой их исчисления позволяет проводить постоянное сравнение состояние технического и организационного уровня, выявлять внутрипроизводственные резервы и улучшать разработку текущих и перспективных планов. [10]
Практическая (расчетная) часть
3.1. Технико – экономические показатели производственной деятельности организации по производству строительного кирпича
Таблица 1
ПАО «Кирпичи»
Сводные технико – экономические показатели производственной деятельности
№ п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Значение |
х | 1. Абсолютные | х | х |
1.1. | Годовой объем строительства жилья | тысяч м2 | |
1.2. | Годовой объем производства кирпича | тысяч штук | |
1.4. | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | тысяч рублей | |
1.5. | Годовой расход материалов | тысяч рублей | |
1.6. | Среднесписочная численность | человек | |
1.7. | Годовой фонд заработной платы | тысяч рублей | |
1.8. | Полная себестоимость годового объема производства кирпича | тысяч рублей | |
1.9. | Полная себестоимость одной штуки кирпича | рублей, копеек | |
1.10. | Прибыль 20% на одну штуку кирпича | рублей, копеек | |
1.11. | Цена организации одной штуки кирпича | рублей, копеек | |
1.12. | Налог на добавленную стоимость на одну штуку кирпича | рублей, копеек | |
1.13. | Цена реализации одной штуки кирпича | рублей, копеек | |
1.14. | Выручка от реализации годового объема кирпича (брутто) | тысяч рублей | |
1.15. | Налог на добавленную стоимость от реализации годового объема кирпича | тысяч рублей | |
1.16. | Выручка от реализации годового объема кирпича (нетто) | тысяч рублей | |
1.17. | Балансовая прибыль | тысяч рублей | |
1.18. | Чистая прибыль | тысяч рублей | |
1.19. | Точка безубыточности (критический объем реализации годового объема кирпича) | тысяч штук | |
1.20. | Часть критического объема реализации кирпича в общем объеме | % | |
х | 2. Относительные | х | х |
2.1. | Показатели экономической эффективности использования основных производственных фондов | х | х |
2.1.1. | Фондоотдача | рублей, копеек / рубль | |
2.1.2. | Фондоемкость | копеек / рубль | |
2.1.3. | Фондовооруженность | рублей / человек | |
2.1.4. | Рентабельность основных фондов | % | |
2.2. | Показатели экономической эффективности использования оборотных средств | х | х |
2.2.1. | Коэффициент оборота | рублей, копеек / рубль | |
2.2.2. | Коэффициент загрузки | копеек / рубль | |
2.2.3. | Длительность оборота | дней | |
2.2.4. | Рентабельность оборотных средств | % | |
2.3. | Показатели производительности труда | х | х |
2.3.1 | Годовой объем производства кирпича на одного человека | тысяч рублей | |
2.3.2. | Полная трудоемкость производства одной тысячи штук кирпичей | человеко / час | |
2.4. | Показатели экономической эффективности использования финансовых ресурсов | х | х |
2.4.1. | Рентабельность реализации годового объема кирпича | % | |
2.4.2. | Рентабельность производства годового объема кирпича | % |
Составил
( подпись, расшифровка подписи)