Тема 6 политика управления государственным долгом
Изучив тему, студент должен:
- Сущность и структуру государственного долга.
- Учет и анализ государственного долга.
- Основные напрвления стратегии управления госрударстенным долгом.
- Состояние валового внешнего долга Республики Казахстан.
Литература: 1, 2, 3, 15,16, 18, 19, 21, 22.
Сущность государственного долга
Государственный долг представляет собой своеобразный измеритель бюджетных операций, однако, в отличие от них, измеряет не потоки, а запасы денежных средств. Государственный долг – совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумулированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты им за счет бюджета в будущем.
Государственный долг выступает важнейшим компонентом национальной экономики, поскольку от его композиции, тенденций роста и политики погашения во многом зависит потенциал развития всех остальных секторов.
Государственный долг может классифицироваться в зависимости: от того, кто предоставляет займы правительству, по типу долгового инструмента, издаваемого правительством (рисунок 6.1). Долгосрочные облигации включают все ценные бумаги со сроком платежа более одного года, имеющие фиксированную процентную ставку и погашаемые после истечения срока, указанного при их размещении. Краткосрочные облигации и обязательства включают все обращающиеся на рынке ценные бумаги со сроком погашения не менее одного года, процентной ставкой, фиксированной при размещении, и погашаемые по их номинальной стоимости в срок, установленный при их размещении. Если правительственная ценная бумага не предназначена для обращения на рынке, займы, осуществленные с ее помощью, относятся к прочим долгосрочным или краткосрочным займам (например, овердрафт правительства по своим счетам в банках).
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это долг правительства гражданам своей
Классификация государственного долга. | |
ВНУТРЕННИЙ | |
По типу держателя | По типу долгового инструмента |
Другим частям правительства | Долгосрочные облигации |
Нефинансовому частному сектору | Краткосрочные облигации и обязательства |
Нефинансовым государственным предприятиям | Долгосрочные займы, не классифицированные где-либо |
Прочий внутренний долг | Краткосрочные займы и авансы |
Другим финансовым институтам | Другие внутренние обязательства |
Банкам, принимающим депозиты | |
Денежным властям | |
ВНЕШНИЙ | |
Международным организациям развития | Долгосрочные облигации |
Иностранным правительствам | Краткосрочные облигации и обязательства |
Прочий внешний долг | Краткосрочные займы и авансы |
Банковские займы и авансы | Долгосрочные займы, не классифицированные где-либо |
Кредиты поставщиков | |
Прочий внешний долг | |
Рисунок 6.1. |
страны. Внешнийдолг – это долг иностранным государствам, фирмам организациям.
Внутри страны центральное правительство может занимать деньги и у других частей правительства. Эти займы входят в состав долга только в том случае, если они должны в последующем погашаться.
Правительство может занимать деньги у Центрального банка, финансовых и нефинансовых институтов в форме получения кредитов или продажи им государственных долговых обязательств.
Внешний правительственный долг может возникать в результате займов в иностранной валюте, получаемых от:
- международных банков развития (МБ, ЕБРР, АБР и т.д.);
- иностранных правительств;
- иностранных банков;
- как результат покупки правительством в кредит товаров и услуг за рубежом.
Валовой государственный долг – это сумма внешнего и внутреннего государственного долга.