Тема 6 политика управления государственным долгом

Изучив тему, студент должен:

- Сущность и структуру государственного долга.

- Учет и анализ государственного долга.

- Основные напрвления стратегии управления госрударстенным долгом.

- Состояние валового внешнего долга Республики Казахстан.

Литература: 1, 2, 3, 15,16, 18, 19, 21, 22.

Сущность государственного долга

Государственный долг представляет собой своеобразный измеритель бюджетных операций, однако, в отличие от них, измеряет не потоки, а запасы денежных средств. Государственный долг – совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумулированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты им за счет бюджета в будущем.

Государственный долг выступает важнейшим компонентом национальной экономики, поскольку от его композиции, тенденций роста и политики погашения во многом зависит потенциал развития всех остальных секторов.

Государственный долг может классифицироваться в зависимости: от того, кто предоставляет займы правительству, по типу долгового инструмента, издаваемого правительством (рисунок 6.1). Долгосрочные облигации включают все ценные бумаги со сроком платежа более одного года, имеющие фиксированную процентную ставку и погашаемые после истечения срока, указанного при их размещении. Краткосрочные облигации и обязательства включают все обращающиеся на рынке ценные бумаги со сроком погашения не менее одного года, процентной ставкой, фиксированной при размещении, и погашаемые по их номинальной стоимости в срок, установленный при их размещении. Если правительственная ценная бумага не предназначена для обращения на рынке, займы, осуществленные с ее помощью, относятся к прочим долгосрочным или краткосрочным займам (например, овердрафт правительства по своим счетам в банках).

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это долг правительства гражданам своей

Классификация государственного долга.
ВНУТРЕННИЙ
По типу держателя По типу долгового инструмента
Другим частям правительства Долгосрочные облигации
Нефинансовому частному сектору Краткосрочные облигации и обязательства
Нефинансовым государственным предприятиям Долгосрочные займы, не классифицированные где-либо
Прочий внутренний долг Краткосрочные займы и авансы
Другим финансовым институтам Другие внутренние обязательства
Банкам, принимающим депозиты
Денежным властям
ВНЕШНИЙ
Международным организациям развития Долгосрочные облигации
Иностранным правительствам Краткосрочные облигации и обязательства
Прочий внешний долг Краткосрочные займы и авансы
Банковские займы и авансы Долгосрочные займы, не классифицированные где-либо
Кредиты поставщиков
Прочий внешний долг
  Рисунок 6.1.

страны. Внешнийдолг – это долг иностранным государствам, фирмам организациям.

Внутри страны центральное правительство может занимать деньги и у других частей правительства. Эти займы входят в состав долга только в том случае, если они должны в последующем погашаться.

Правительство может занимать деньги у Центрального банка, финансовых и нефинансовых институтов в форме получения кредитов или продажи им государственных долговых обязательств.

Внешний правительственный долг может возникать в результате займов в иностранной валюте, получаемых от:

- международных банков развития (МБ, ЕБРР, АБР и т.д.);

- иностранных правительств;

- иностранных банков;

- как результат покупки правительством в кредит товаров и услуг за рубежом.

Валовой государственный долг – это сумма внешнего и внутреннего государственного долга.

Наши рекомендации