Оснащение МОТ: институциональные вызовы
78. Процессы, ускоряющие преобразования в сфере труда, предопределяют контекст, в котором МОТ приближается к своему столетнему юбилею. Они также ставят перед Организацией задачу осуществления анализа вопроса о том, насколько она в действительности оснащена и готова продолжать продвигаться вперед в деле обеспечения социальной справедливости в условиях, почти не схожих с теми, которые существовали в 1919 году.
79. Бесспорно то, что МОТ наделена мандатом, который ставит ее в центр принципиально важных политических проблем сегодняшнего дня и который затрагивает вопросы, в которых кровно заинтересованы все люди: большинство из нас, стремится к тому, чтобы работать в достойных условиях за достойное вознаграждение. Однако сам по себе этот мандат не является гарантией актуальности, успеха и будущего Организации; это зависит от ее способности авторитетно и эффективно выполнять его.
80. МОТ необходимо уделять серьезное внимание ряду насущных институциональных вызовов, чтобы иметь реальную возможность достойно осуществлять свою деятельность в стремительно изменяющихся условиях. Эти проблемы можно было бы просто проигнорировать, но если мы пойдем на это, то придется заплатить высокую цену с точки зрения эффективности нашей деятельности. Эти вызовы касаются:
- трипартизма и легитимности представительства;
- норм;
- согласованности действий;
- взаимодействия МОТ с предприятиями.
Все это имеет отношение к выполнению МОТ своих обязательств перед теми, кто сталкивается с проявлениями крайней несправедливости, невзгодами и лишениями на работе и в социальной жизни.
81. МОТ и ее трехсторонним участниками необходимо поднимать эти вопросы не по причине институциональной самозаинтересованности и самосохранения, а вследствие совместной и наглядно проявляющейся приверженности делу социальной справедливости. Сегодня широкие масштабы приобрело общественное недовольство многими учреждениями, применяемой практикой и участниками общественной жизни, и трехсторонние участники МОТ не являются в этом отношении сторонними наблюдателями. Не должен быть утешением и тот факт, что МОТ недостаточно широко известна и поэтому относительно защищена от мнений разочаровавшейся широкой общественности. Путь вперед может заключаться лишь в убедительной демонстрации МОТ как организации, приверженной своим ценностям и обладающей замечательным послужным списком достижений почти за столетнюю историю своего существования, а также проявляющую волю и имеющую потенциальные возможности продолжать добиваться прогресса в будущем.
82. Мы добились существенного прогресса в этом направлении. При этом нам необходимо в большей степени опираться на уже заложенный прочный фундамент.
83. Программа достойного труда придала МОТ зримость, сориентировала ее деятельность и придала ей целенаправленность, и впредь она может содействовать этим факторам. Кроме того, Декларация МОТ 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, как указывалось Генеральным директором Хуаном Сомавиа,, «институционализирует концепцию достойного труда ... , представляет собой новое выражение доверия к МОТ, при этом в ней указывается, что «Организации следует пересмотреть и адаптировать свою институциональную практику, чтобы повысить эффективность управления и расширить свои потенциальные возможности и тем самым в максимальной мере рационально использовать человеческие и финансовые ресурсы и уникальное преимущество своей трехсторонней структуры и нормативной системы».
84. На протяжении пяти лет после принятия Декларации ее механизмы реализации, безусловно, стали доказывать свою ценностью. Однако МОТ еще предстоит воспользоваться всем их потенциалом в полной мере. Конференции следует понимать, что ей надлежит, в соответствии с положениями Декларации, осуществлять критический обзор ее результативности и мер, предпринятых по содействию ее реализации в период и с учетом механизмов, которые определяются Административным советом. Представляется целесообразным подумать над скорейшим проведением такого критического анализа.
85. В этом контексте небесполезно признать, что МОТ всегда реагировала и продолжает реагировать на ряд конкретных проблем, изложенных в Декларации. Что касается административного руководства и управления, предложения, касающиеся их реформирования, утвержденные Административным советом, стали внедрятся в жизнь с ноября 2011 года. Благодаря этой инициативе Административный совет существенным образом видоизменил методы своей работы и тем самым, с общего одобрения, повысил эффективность деятельности и позволил трехсторонним участникам более рационально исполнять свои обязанности в области административного руководства и управления.
86. Несмотря на встреченные трудности, те же усилия необходимо приложить и в отношении Конференции, но при этом строго придерживаясь ее основополагающих функций. Не секрет, что хотя ежегодная сессия Конференции, продолжительностью около трех недель, и может привлечь высокопоставленных участников, включая глав государств и правительств, нет оснований рассчитывать на то, что в ней будут участвовать достаточно высокопоставленные руководители из состава собственных трехсторонних участников Организации. Уже сам этот факт должен стать предметом беспокойства и размышлений.
87. Процесс реформ и преобразований, начатый после изменений в руководстве МБТ в октябре 2012 года после завершения последней сессии Конференции, также был ориентирован на удовлетворение требований, предъявляемых к МОТ Декларацией 2008 года. Этот процесс продолжается, и много еще предстоит сделать, чтобы добиться достижения поставленных целей. При этом Организация продвигается вперед в деле удовлетворения этих требований – благодаря расширению своих аналитических способностей в целях превращения МОТ в центр передовых технических знаний о сфере труда; благодаря преодолению внутренней изолированности и обращению вспять процесса фрагментации усилий; благодаря совершенствованию систем оказания качественных услуг трехсторонним участникам; благодаря укреплению внешних партнерств; благодаря приданию нового импульса решению проблем, поставленных в Декларации. Тем не менее, осуществляемые реформы являются скорее средством достижения результатов, чем самим результатом. Необходимо взглянуть за ее рамки и более углубленно проанализировать основные вызовы сегодняшнего дня.
Трипартизм и легитимность представительства
88. В Декларации 2008 года говорится, что в мире, который становится все более взаимозависимым и сложным и с учетом глобализации производства, «социальный диалог и практика трипартизма ... между правительствами и представительными организациями работников и работодателей внутри государств и между ними сегодня как никогда актуальны для нахождения решения существующим проблемам и обеспечения социальной сплоченности». Такое недвусмысленное подтверждение важности трипартизма, а также ориентир на необходимость превращения его в более действенный инструмент на международном уровне, подтверждают его ценность не только как важнейшего модуса операнди МОТ, но и как необходимого механизма решения социальных и экономических проблем внутри государств-членов и между ними.
89. При этом трехсторонние участники МОТ осознают также, что трехсторонняя структура Организации и методы ее работы были и остаются предметом различных критических замечаний. Наиболее распространенные из них касаются того, что они отражают, в лучшем случае, прошлые, а не современные реалии сферы труда; что сокращающееся членство некоторых организаций работодателей и работников лишает их необходимой представительной легитимной базы; что они зачастую не способны охватить значительные слои трудящегося населения или выражать их интересы, включая лиц, занятых в неформальной экономике.
90. Поскольку эти критические замечания считаются беспочвенными или даже оцениваются как злонамеренные, реакция зачастую выражается в том, что они сразу же отвергаются. Тем не менее, они не иссякли, и в связи с ними по-прежнему поднимаются вопросы, которые заслуживают более тщательного анализа по трем причинам.
91. Первая из них имеет отношение к воспринимаемой тенденции, проявлявшейся в обществе в конце XX века и наблюдаемой в начале XXI столетия, отхода от коллективных к индивидуальным подходам. Этой тенденции характерны многочисленные аспекты, многие из которых выходят за рамки сферы труда, но оказывают на нее существенное воздействие. В случае если все чаще отдается предпочтение реализации личных интересов на индивидуальной, а не на коллективной основе, если расширяется тенденция к взаимодействию посредством технологических сетей, а не за счет присоединения к официально учрежденным ассоциативным органам, и если образ жизни действительно подрывает общественные основы и содействует разделению общества, то нет ничего удивительного в том, что МОТ испытает на себе последствия этого процесса.
92. В таких случаях именно МОТ и ее трехсторонние участники должны привести свои доводы в отношении собственной значимости и полезности. Они не пользуются никакими привилегиями в этом отношении и сталкиваются с существенными трудностями. Какими бы ни были факторы, которые ведут к сокращению членства трехсторонних участников МОТ в некоторых странах – и этот процесс ни в коем случае не носит всеобщего характера, – нецелесообразно безоговорочно опровергать тот факт, что вопросы легитимности могут ставиться на повестку дня и действительно становятся злободневными.
93. Вторая заключается в том, что хотя положение и представительный характер каждого из трехсторонних участников МОТ может по праву считаться, в первую очередь, их собственным делом, вполне понятно также, что их отношения друг к другу могут иметь большое и, возможно, решающее значение.
94. Вполне очевидно, что там, где законы или практика не дают возможности свободно реализовать права на объединение в организации, трипартизм и диалог становятся мертвой буквой. Тем не менее, люди вступают в организации с какой-либо целью, и в сфере труда эта цель прежде всего заключается в коллективном представительстве своих интересов в рамках коллективных переговоров, которым МОТ, в соответствии со своим Уставом, должна содействовать, и социального диалога. Отсюда следует, что сила и легитимный характер трипартизма и его участников зависят от взаимного признания и соблюдения прав и соответствующих ролей. Отказ любой из сторон участвовать в социальном диалоге на национальном уровне может лишь осложнить эту задачу. В равной степени непризнание представительных организаций в целях ведения коллективных переговоров губительно сказывается на репрезентативной функции организаций независимо от волюнтаристского характера такого акта. В этом свете идея о том, что механизмы индивидуальных трудовых договоров/контрактов могут служить в равной степени эквивалентной альтернативой коллективным переговорам между представительными организациями, трудно поддается согласованию с «уникальным преимуществом» МОТ, заключающемся в трипартизме и социальном диалоге, как на это указывается в Декларации 2008 года.
95. В-третьих, общая заинтересованность трехсторонних участников в сохранении и укреплении принципов трипартизма в качестве отличительной особенности и структурной модели МОТ в условиях, когда она сталкивается с такого рода вопросами, в результате может привести к излишней замкнутости в отношении участия сторон, не являющихся членами трехстороннего сообщества, в деятельности Организации.
96. Этот вопрос время от времени поднимался в последние годы в МОТ даже во времена, когда трехсторонние участники все в большей мере сотрудничали с такими заинтересованными сторонами, не входящими в Организацию. Не следует и недопустимо поступать таким образом в будущем. МОТ может получить большой выигрыш от участия других соответствующих заинтересованных сторон в своей деятельности, но также и многое потерять, если она примет чрезмерно замкнутую или недоступную позицию по отношению к ним и будет восприниматься как такая исключительная организация. Решение этого вопроса заключается в том, чтобы на основе договоренностей придерживаться определенных основных руководящих принципов, которые бы позволили МОТ в максимальной мере пользоваться преимуществами более широкого участия в своей деятельности, но при этом защищая и укрепляя принципы и практику трипартизма.
97. Безусловно, и это весьма важно, репрезентативная функция в сфере труда является и может быть только прерогативой правительств, наделенных своим демократическим мандатом, и представительных и независимых организаций работодателей и работников. Тот же принцип всегда применялся ко всем руководящим структурам МОТ, и эта практика будет продолжена и в будущем. Нельзя допустить ослабления этого трехстороннего мандата; он не может быть поделен с другими организациями, насколько бы известны, авторитетны или близки к задачам МОТ они ни были. Это не означает какой-либо недооценки их роли и положения, а скорее является признанием их самобытного характера.
98. На этой основе и при условии гарантий, обеспечиваемых благодаря совершенствованию процессов трехстороннего административного руководства и управления в МОТ, должно стать возможным привлекать соответствующим образом других участников помимо трехсторонних к работе МОТ с учетом четко продемонстрированных преимуществ и точно определенных ролей. Они могут обладать и действительно обладают дополнительными преимуществами с точки зрения экспертных знаний и опыта, и бессмысленно отрицать или закрывать глаза на это.
99. Таким образом, с точки зрения наращивания потенциальных возможностей, МОТ несет ответственность перед своими трехсторонними участниками и только перед ними. Это предусматривает оказание поддержки министерствам труда, которые играют ключевую роль в содействии реализации принципов трипартизма, а также в содействии органам регулирования вопросов труда и инспекции труда. Взаимодействие с другими участниками может быть составляющей деятельности, направленной на выполнение этих обязательств, но ни в коей мере не альтернативой этому.
100. И последний и отличительный аспект легитимности структур МОТ касается структуры их географического состава – в частности Административного совета. Во времена «холодной войны» проводилось длительное и саркастическое обсуждение структуры Административного совета. Более не преобладают условия и идеологические разногласия, которые лежали в основе этого обсуждения.
101. Тем не менее, процесс преобразований и придания равновесия глобальной экономике, что мы уже обсуждали, поставили на повестку дня новые и не столь новые вопросы относительно соответствия установленных механизмов представительности зарождающимся реалиям. Появление группы из пяти быстро развивающихся стран «БРИКС» и все более пристальное внимание, уделяемое странам «второй волны», следующим за этой группой, отражает динамику развития ситуации. Однако в рамках МОТ дискуссии проводятся с ориентиром на Поправку к Уставу от 1986 года, которая не вступила в силу по причине недостаточной ратификации.
102. Предпринимаются дополнительные усилия к оказанию содействия дальнейшей ратификации, и трехсторонним участникам предоставлено право оценивать их успешность и реальные перспективы достижения дальнейшего прогресса. Упорное продолжение инициатив по введению этой поправки в силу, несомненно, является одной из правомерных альтернатив для обеспечения того, чтобы внутренние репрезентативные механизмы МОТ оставались современными и служили поставленным целям. Трехсторонние участники могут придерживаться мнения, что существуют другие альтернативы.
Нормы
103. В Декларации 2008 года нормы, наряду с трипартизмом, признаются в качестве «уникального преимущества» МОТ, и в ней также подробно изложено, каким образом нормы должны претворяться в жизнь в качестве ключевых инструментов достижения целей Организации.
104. В таком ключе в Декларации нашел отражение впечатляющий уровень приверженности трехсторонних участников МОТ ее нормативной деятельности, а также историческая преемственность в отношении примата этого направления работы Организации. Начиная с принятия в 1919 году Конвенции о рабочем времени в промышленности (1) и вплоть до принятия в 2011 году Конвенции о достойном труде домашних работников (189), нормотворческая деятельность всегда была основной задачей МОТ. В течение того же периода времени была сформирована и получила дальнейшее развитие контрольная система, свидетельствующая о том, что для МОТ важно не только принятие и ратификация норм, но и то, каким образом они применяются на практике.
105. Однако политика в области норм, даже при том что она получила всеобщее признание как ключевая функция МОТ, зачастую является предметом разногласий. Именно благодаря такой полемике нормативная система могла адаптироваться к изменяющимся потребностям и реалиям в сфере труда. С этой точки зрения не должно возникать особого беспокойства по поводу того, что МОТ приближается к своей 100-летней годовщине в условиях активного проведения широких дебатов, квалифицируемых отдельными участниками как кризис, по вопросу о политике в области норм.
106. В Декларации 2008 года, в которой нормы получили веское подтверждение, признается это обстоятельство и Организации предлагается реагировать на него, при этом указывается, что она должна «содействовать политике МОТ в сфере нормотворчества в качестве краеугольного камня всей деятельности МОТ благодаря более тесному сопряжению этой деятельности с потребностями в сфере труда и добиться того, чтобы нормам отводилась роль действенного средства решения уставных задач Организации».
107. Декларация была принята во время, когда обретало конкретную форму трехстороннее признание необходимости модернизации и повышения эффективности всего свода норм МОТ, и в ней действительно нашел отражение этот еще не созревший консенсус. Это в свою очередь привело к договоренности, в принципе, внедрить с этой целью механизм критического анализа норм. К сожалению, до сегодняшнего дня не было возможности продвинуться вперед по этим вопросам повестки дня, несмотря на ее очевидную важность для авторитета политики МОТ в области норм. Столь необходимому прогрессу помешали два фактора.
108. Первое, отсутствовал требуемый уровень доверия. Различие позиций в отношении защиты конкретных интересов трехсторонних участников не только совместимо с целями укрепления политики в области норм – это неотъемлемая часть всего процесса. Но для того чтобы содействовать нормативной функции, такая динамика должна быть положительной, и она уступает место некоему совершенно другому элементу, когда участники осознают, что их партнеры в действительности ориентируются на получение односторонних преимуществ за счет общих усилий. Никто не признается в такой мотивации, и даже если такие пробуждения проявляются подсознательно, МОТ сталкивается с ситуациями, когда позиции, выдвигаемые как «принципиальные вопросы», часто выглядят более как предлог для занятия непримиримой позиции и отказ от конструктивного диалога.
109. Например, даже рискуя упрощением ситуации, столкновения мнений, высказываемых, с одной стороны, о том, что МОТ должна воздержаться от принятия каких-либо новых норм, и, с другой стороны, что она должна ежегодно принимать новую норму, при этом оба мнения высказываются без какого-либо учета достоинств конкретных предложений или потребностей, не приносят никакой пользы и пагубно сказываются на доверии.
110. Такие подходы дают пищу для подозрений во взаимосвязанных областях, которые проявляются, например, в высказываемых сомнениях относительно обоснованности тех норм, за которые кто-то не голосовал, или в неизменном у норм, за которые кто-то не голосовал, или в неизменном убеждении, что контрольная система в первую очередь ориентируется на отдельные страны или регионы.
111. Эти трудности усугубляются побочными факторами. Несомненные технические сложности нормативной системы иногда ведут к тому, что взвешенная оценка тех или иных возникающих проблем сама становится проблемой, и трудности отдельных государств-членов, связанные с тем, чтобы просто вовремя выполнять свои уставные обязательства относительно представления новых норм своим парламентам и направлять МБТ доклады, должно быть, превратили эти действия, с их точки зрения, в чистую формальность.
112. Второе, в условиях этого бесперспективного стечения обстоятельств на прошлогодней сессии Конференции возникли – или вновь проявились – разногласия принципиального характера, непосредственные и беспрецедентные последствия которых не позволили Комитету по применению норм завершить свою работу. Это само по себе должно быть предметом глубокой озабоченности и объединить всех трехсторонних участников в их решимости успешно провести работу Комитета в этом году. В противном случае реальна опасность нанесения непоправимого ущерба контрольной системе.
113. На карту поставлен не только вопрос о «праве на забастовку», который был первопричиной разногласий, но, в более широком плане, и самого мандата и полномочий Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, а также о том, какие меры можно было бы рассудительно предпринять в случае несогласия с толкованием экспертов смысла и сферы применения конвенций.
114. Настоящий доклад не позволяет глубже проанализировать заслуживающее внимание существо обсуждаемых вопросов или же мнений, которые были высказаны по ним. Эти вопросы рассматриваются другими структурами, и на Генерального директора возложена ответственность за продвижение вперед этих дискуссий, а не их затруднение. Однако уместно привести некоторые замечания общего характера.
115. Важно признавать, что в связи с этими разногласиями встают вопросы принципиальной важности для политики в области норм и, следовательно, для самой МОТ. Из этого можно заключить, что МОТ не может позволить себе оставить этот вопрос не разрешенным в течение длительного времени. Нормативная система, не пользующаяся полномерной поддержкой трехсторонних участников и не строящаяся на их обязательствах, неизбежно будет страдать с точки зрения своего авторитета и влияния. Парадоксален тот факт, что одной из приводимых причин появления разногласий на этом этапе исторического развития МОТ является именно то, что результаты деятельности контрольной системы играют все более влиятельную роль как ориентиры в многочисленных контекстах вне самой МОТ. Трудно переоценить важность совместной ответственности за поиски решений.
116. Широкие усилия, прилагаемые после сессии Конференции прошлого года к тому, чтобы найти необходимые решения, пока не дали окончательных результатов. Но при всей сложности принимаемых мер, они сыграли важную роль. Они помогли определить, каковы в действительности основные вопросы, вызывающие разногласия, а также возможные имеющиеся средства по их преодолению. Более того, они позволили наглядно, со всей очевидностью и обнадеживающе показать, что все трехсторонние участники активно поддерживают прочную, современную, объективную и последовательную нормативную систему МОТ. Отчетливо стали также проявляться признаки готовности всех участников дискуссий возложить на себя часть ответственности за обеспечение этого результата.
117. Поэтому есть все основания надеяться, что деятельность МОТ нормативного характера не только не будет подорвана, но и, напротив, будет укреплена в результате текущих дебатов и преодоления сегодняшних разногласий. Необходимо укрепить доверие и восстановить общность целей. Помимо этого важно добиться прогресса в рамках комплексного подхода к политике в области норм, построенного на синергии сторон. Необходимо стремиться к тому, чтобы свести воедино конкретные вопросы, обсуждаемые сегодня, в новой архитектуре, которая может потребовать дальнейшей модернизации, например, в отношении конвенций, касающихся основополагающих прав, после того, как подойдет окончательный срок – 2015 год – всеобщей их ратификации, или в отношении функционирования различных контрольных механизмов, которые сталкиваются с проблемой все более тяжелых рабочих нагрузок.
Проблема обеспечения согласованности действий
118. МОТ осуществляет свою деятельность в рамках многосторонней системы, способность которой действенно реагировать на глобальные вызовы подвергается все более тщательному и критическому анализу. Общественное мнение становится все более поглощенным этими вызовами и нетерпимым к несостоятельности находить на них адекватный ответ на национальном и международном уровнях.
119. Результаты проведения формальных многосторонних процессов последнего времени не носили положительного характера. Безрезультатны оказались глобальные торговые переговоры; не оправдали ожиданий переговоры в отношении климатических изменений. Весьма существенно то, что ответная реакция международного сообщества на разразившийся в конце 2008 года финансовый кризис заключалась в организации саммита Группы двадцати, а не в осуществлении деятельности посредством существующих многосторонних структур. Аналогично этому более активно вступают в игру региональные, межрегиональные или субрегиональные структуры в качестве альтернативы многосторонним процессам. Весьма существенны последствия этого для управления процессом глобализации.
120. Как организация, имеющая глобальное членство, защищающая всеобщие ценности и цели и содействующая им, и преданный участник многосторонней системы, в рамках которой она приобретает все более широкую известность, МОТ глубоко заинтересована в успешном ее функционировании. МОТ выигрывает от той поддержки, которая оказывается в рамках всей системы ее собственной повестки дня, как, например, той, которая сформулирована на самом высоком уровне в отношении Программы достойного труда. В то же время она должна вносить свой вклад, в рамках своего мандата, в постановку и достижение целей всей многосторонней системы. В этом отношении исключительную важность имеют проводимые сегодня подготовительные мероприятия по формированию Программы развития Организации Объединенных Наций на период после 2015 года.
121. Давнишней проблемой является необходимость обеспечения более тесной согласованности действий международных организаций, преследующих совместные цели, и правительств с точки зрения их членства в различных организациях.
122. Учредительный Устав МОТ предвосхищает существование практически всех других организаций многосторонней системы. При этом в Филадельфийской декларации, принятой, когда сегодняшнее созвездие международных организаций было лишь в процессе формирования, сделаны обширные ссылки на совместную работу с ними и обещано полное сотрудничество со стороны МОТ с «такими международными органами, на которые может быть возложена частичная ответственность за осуществление этой великой задачи [успехи с точки зрения достижения целей, заложенных в Декларации] ... и за содействие здравоохранению, образованию и благосостоянию всех народов». Кроме того, в Декларации сделан особый акцент на том, что «МОТ обязана изучать и рассматривать все экономические и финансовые программы и меры международного масштаба в свете этой основной задачи» (осуществление материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей).
123. Прозвучавший громогласно призыв к сотрудничеству в зарождающейся многосторонней системе, содержавшийся в Филадельфийской декларации, не включал какого-либо конкретного указания на то, каким образом этого можно добиться, и в значительной степени эта цель так и осталась не реализованной. Реальное влияние МОТ на международную, финансовую и экономическую политику, в целом, не соответствовало ожиданиям, на которые можно было бы умозрительно рассчитывать, исходя из формулировок Декларации 1944 года. В последующие десятилетия не было внедрено действительно эффективных механизмов, содействующих согласованности политических мер в рамках всей многосторонней системы. Годы «холодной войны» не способствовали прогрессу в этом отношении, а тот тип политического консенсуса, который сложился после ее завершения, не способствовал решению проблем. Напротив, консерватизм так называемого вашингтонского консенсуса служил более навязыванию целой иерархии политических задач, подчиняя одни из них достижению других, а не обеспечивая согласованность между ними.
124. Последние десятилетия XX столетия стали свидетелями некоторых получивших широкий резонанс попыток, по крайней мере, избежать явных противоречий в политике, проводимой различными сторонами многосторонней системы. Это, в первую очередь, проявлялось в контексте политики структурных преобразований, которая стимулировалась бреттонвудскими учреждениями, а также в отношении либерализации торговли, символическим выражением которой стало создание Всемирной торговой организации (ВТО), и в сопутствующих дебатах относительно торговли и трудовых норм.
125. В отличие от тех беспокойных и неопределенных времен сегодня созданы более благоприятные условия для содействия согласованности международных политических мер. МОТ благодаря своей Программе достойного труда и, в частности, своей деятельности по социальным аспектам глобализации усердно работает над реализацией этой задачи. Был достигнут прогресс, например, в отношении понимания основополагающих принципов и прав в сфере труда и проблем занятости и оказания им поддержки, однако этот процесс по-прежнему остается неполным и в некоторых отношениях не прочным. Более того, кризис, разразившийся в 2008 году, вновь обнажил ограниченность мер обеспечения согласованности международной политики и практические трудности, с которыми региональные и международные организации не перестают сталкиваться, когда они ориентируются на связное и заслуживающее доверия изложение фактов перед зачастую настроенной весьма скептически общественной аудиторией.
126. МОТ необходимо настойчиво следовать цели достижения большей последовательности и согласованности действий. Чтобы справиться с этой задачей, политические основы МОТ должны быть прочными, и прилагаемые ею усилия по осуществлению процесса реформ в целях совершенствования своей статистической, исследовательской и аналитической базы также послужат ей хорошим подспорьем на международной политической арене.
127. Есть еще три пути для дальнейших действий по достижению согласованности мер.
128. Во-первых, следует и далее прилагать усилия, направленные на углубление диалога и сотрудничества с братскими организациями, наделенными соответствующими полномочиями. Такое укрепление двусторонних партнерских отношений является одним из компонентов текущей программы реформ. Еще в 2010 году совместная Конференция МОТ-МВФ по вызовам, связанная с ростом, занятостью и социальным согласием, была ознаменована важным шагом вперед. Недавние контакты с новым руководством Всемирного банка и управляющими директорами региональных банков развития также открывают обнадеживающие перспективы. Отношения с ВТО ранее характеризовались политической деликатностью, однако проведенные совместными усилиями технические исследования свидетельствуют о необходимости расширения этого сотрудничества и получения МОТ статуса наблюдателя в этой организации. Опыт, приобретенный, например, в сотрудничестве с МВФ, также дает основание говорить о том, что рассмотрение вне Женевы и Вашингтона вопросов, касающихся конкретного практического положения дел в государствах-членах, может оказаться как продуктивным, так и поучительным делом.
129. Во-вторых, МОТ следует внимательно подходить ко всем возможностям, чтобы вносить активный вклад в инициативы, с которыми выступают другие организации и многосторонняя система в целом, в том числе посредством стратегического участия в механизме «Единая Организация Объединенных Наций» и в рамках своего мандата. Примерами в настоящее время служат: работа, проводимая в отдельных странах с целью ускорения прогресса в реализации Целей развития тысячелетия; общая инициатива по минимальным уровням социальной защиты; мандат на включение целей МОТ в области занятости и социальной защиты в Программу действий ООН в области развития на период после 2015 года; вклад МОТ в предшествующий в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2013 года Диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии; и с другой стороны, привлечение других организаций к участию в работе второй Всемирной конференции по детскому труду, которая состоится в октябре этого года в Бразилии.
130. В-третьих, налицо возможность достижения институциональных договоренностей в целях повышения политической согласованности действий, причем этот вопрос недавно рассматривался на Международной конференции труда и нашел свое яркое отражение в Декларации 2008 года, в самом названии которой содержится упоминание о цели обеспечения справедливой глобализации, которая может быть достигнута благодаря такой согласованности.
131. Говоря конкретнее, в Декларации государствам-членам настойчиво предлагается рассмотреть надлежащие шаги для адекватной координации между позициями, занимаемыми на соответствующих международных форумах, и мерами, которые они могут предпринять в соответствии с Декларацией; в ней содержится призыв к МОТ предложить международным и региональным организациям, наделенным полномочиями «в сопредельных областях», содействовать достойному труду и оценивать воздействие политики в области торговых и финансовых рынков на занятость и предусмотрено поручение Генеральному директору содействовать эффективным партнерствам в рамках ООН и многосторонней системы.
132. Потенциал Декларации с точки зрения политической согласованности действий еще предстоит изучить. В этом есть как необходимость, так и определенный смысл. Один пример, на который в Декларации делается ссылка, свидетельствуя о политическом предвидении, отражает взаимосвязь между политикой в области финансовых рынков и занятостью. Озабоченность воздействием, которое «финансовый» сектор оказывает на «реальную» экономику, предвосхитила кризис, разразившийся в 2008 году, и предзнаменовала его. Впоследствии внимание было направлено на меры, необходимые для регулирования финансовой экономики, чтобы не допустить повторения прошлых крайностей и сбоев, а затем – текущим противоречиям, особенно в Европе, касающимся выбора правильного пути примирения настойчивой потребности в рабочих местах и экономического роста с необходимостью восстановления стабильности государственных финансов.
Взаимодействие МОТ с предприятиями
133. МОТ обладает мандатом, признаваемым в Декларации 2008 года, содействовать жизнеспособным предприятиям как одному из неотъемлемых элементов Программы достойного труда. Выполнение этой обязанности представляет собой важное и относительно недавнее стремление Организации, требующее от нее поразмышлять об адекватности своих средств действий для выполнения этой задачи.
134. МОТ уже давно и широко критикуют за то, что она недостаточно хорошо информирована о реальных потребностях и практической деятельности современных предприятий и не реагирует на их нужды. Создание нового департамента по деятельности предприятий в контексте структурной перестройки МБТ в Женеве служит одним из ответов на оба эти вызова.
135. Последствия сложившейся ситуации заключаются в том, что предприятия пока недостаточно активно принимают непосредственное участие в деятельности МОТ. Как и полагается, представительство работодателей в МОТ обеспечивается посредством организаций работодателей и именно они несут ответственность за содействие доступу предприятий к деятельности и услугам МОТ. Требуемому рассмотрению взаимодействия МОТ с предприятиями не должна воспрепятствовать какая-либо неуместная озабоченность по поводу целостности существующего представительского мандата.
136. Скорее, следует дать ответ на вопрос о том, может ли МОТ предложить такой вид услуг, на который есть или мог бы возникнуть спрос со стороны предприятий, и обладают ли они, со своей стороны, адекватным доступом к таким услугам. МОТ многого добилась в области профессиональной подготовки и оказания услуг в поддержку создания и развития предприятий. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая Административным советом в 1977 году, также служит источником руководящих принципов для предприятий, а служба технической поддержки оказывает консультационные услуги в отношении ее положений и международных трудовых норм для тех, кто в этом заинтересован.
137. Тем не менее, имеются основания полагать, что значительная часть запросов предприятий на услуги остается не удовлетворенной, причем МОТ могла бы их оказывать, что служило бы делу продвижения ее целей. Поразительно, что в течение прошлого десятилетия МОТ в основном пассивно реагировала на экспонентальный рост инициатив в области корпоративной социальной ответственности. И это несмотря на то, что во многих таких инициативах делается конкретная ссылка на нормы МОТ, особенно на нормы, касающиеся основополагающих прав.
138. Арена КСО заполнена механизмами, которые имеют самый разнообразный характер и ценность. Но трудно отрицать их результативность с точки зрения как их объема, так и влияния. Главная инициатива ООН – Глобальный договор – была провозглашена Генеральным секретарем ООН в 1999 году и в настоящее время насчитывает примерно 7.200 участвующих предприятий и переживает этап стремительного роста. В ней содержится ссылка на основополагающие принципы и права в сфере труда МОТ, закладывающие основу четырех из десяти принципов, которые предприятия обязуются соблюдать и выполнять. Вместе с тем, участие МОТ в Глобальном договоре было неустойчивым и в некотором отношении незначительным. После принятия в 2011 году Руководящих принципов ООН по правам предприятий и человека открылась новая область деятельности, в которой следует их осуществлять, причем МОТ несет безусловную ответственность за обеспечение соблюдения трудовых норм. С другой стороны, Административный совет МБТ вынужден был выразить свою озабоченность в связи с тем, что при разработке частных стандартов, в частности Международной организацией по стандартизации, как представляется, часто осуществляется вторжение в области, входящие в сферу компетенции МОТ и ее трехсторонних участников.
139. Как минимум, МОТ необходимо провести углубленное обсуждение своей собственной позиции и своих обязанностей в отношении КСО. В этой связи перед ней открывается целый спектр возможностей, предусматривающих либо поддержку инициатив других, либо выступление со своими собственными инициативами. Дополнительным стимулом к действиям служит призыв, обращенный к МОТ в Декларации 2008 года, «создавать новые партнерства с негосударственными и другими экономическими субъектами, такими как многонациональные корпорации и профсоюзы, действующие на глобальном отраслевом уровне», в которой также подчеркивается, что это будет осуществляться в процессе консультаций с представительными национальными и международными организациями работников и работодателей.
140. Одна из особых областей действий, заслуживающих рассмотрения, касается международных производственно-сбытовых цепочек, которые, как было показано, являются отличительной чертой преобразований в сфере труда. Предприятия, обеспечивающие производственную деятельность в рамках таких цепочек поставок, как правило, заявляют о своей приверженности приемлемым условиям труда и занятости и часто принимают меры, направленные на обеспечение их соблюдения на практике, хотя иногда и признают трудности, связанные с приданием этим усилиям надежного и эффективного характера. Некоторые из них заявляли, что они приветствовали бы поддержку или участие МОТ в этой области.
141. Проблемы труда, касающиеся таких производственно-сбытовых цепочек, периодически поднимаются в заголовках статей, когда до внимания общественности доводится информация о серьезных злоупотреблениях или когда происходит ужасная трагедия на рабочем месте, приводящая к гибели людей. Когда это случается, становятся очевидными недостатки существующих мер и структур, потребители прямо заявляют, что они не желают покупать товары, производимые в условиях злоупотреблений или угрожающих жизни и здоровью работников, репутации предприятия наносится ущерб, на соответствующее правительство оказывается давление с требованиями преобразований, а в адрес МОТ раздается критика за то, что она не смогла должным образом выполнить свои обязательства.
142. Безусловно, Административный совет изучал этот вопрос, но пока не принял решения о возможном включении вопроса о глобальных производственно-сбытовых цепочках в повестку дня одной из сессий Конференции. Он, возможно, пожелает дополнительно рассмотреть этот вопрос в будущем. В любом случае, МОТ, взаимодействуя с Международной финансовой корпорацией (МФК) в рамках программы «Улучшай работу», а также посредством своей Программы по упразднению детского труда (ИПЕК), продемонстрировала конкретные достижения, которых удалось достичь на основе непосредственной деятельности на местах, в решении проблем труда в текстильной и швейной промышленности в странах, которые являются звеньями в глобальной производственно-сбытовой цепочке. На этот опыт вполне можно опираться и далее, если к этому будет проявляться политическая воля.
На пути ко второму столетию борьбы за социальную справедливость
143. В соответствии со своим мандатом МОТ должна продолжать вести борьбу за социальную справедливость в течение второго столетия своей истории. Устав 1919 года, Филадельфийская декларация 1944 года, Декларация 1998 года об основополагающих принципах и правах в сфере труда и Декларация 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации представляют собой авторитетное выражение приверженности МОТ принципам социальной справедливости и служат отправными точками для определения в конкретном плане, каким образом необходимо претворять эти обязательства в конкретные действия.
144. Некоторые вопросы остаются неизменными компонентами этих актов, хотя последние и покрывают 89-летний период: уважение основополагающих прав; заработная плата, обеспечивающая адекватный уровень жизни; социальная защита; предупреждение безработицы; защита детей; миграция; образование и профессиональная подготовка.
145. Инновации и изменения, осуществленные за многие годы, служат отражением готовности и способности МОТ адаптироваться к условиям и приоритетам, превалирующим в различные отрезки ее истории. В настоящее время осуществляется Проект столетия в ознаменование столетней годовщины Организации, который может обогатить МОТ и ее трехсторонних участников опытом, извлеченным из деятельности и уроков из ее истории.
146. Один из уроков совершенно очевиден в любом случае: чтобы сохранять приверженность своим целям социальной справедливости, МОТ должна уделять приоритетное внимание положению тех, кто наиболее уязвим в сфере труда. Суть мандата Организации заключается в улучшении условий в сфере труда, которые «подвергают опасности мир и согласие во всем мире. Это требование стоит вне и выше конкретных и законных интересов любой из групп трехсторонних участников МОТ и в силу принципа, в соответствии с которым нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния, по существу дополняет эти интересы и согласуется с ними.
147. Именно поэтому МОТ предстоит вступить во второе столетие своего существования, проявляя глубокую преданность наиболее уязвимым в сфере труда: тем, кто находится в состоянии бедности или кому грозит опасность оказаться в этом состоянии; тем, чьи условия труда характеризуются злоупотреблениями и лишением их основополагающих прав; тем, кто изолирован от общества и возможностей для достойного труда; тем, чей труд представляет собой угрозу для их человеческого достоинства, а также физической и нравственной целостности; тем, кто живет в страхе за свое будущее в связи с отсутствием доступа к жизненно важным социальным услугам и социальной защите. Если трудно распространить диапазон действий на эти категории, а удовлетворить их потребности еще сложнее, то тем больше оснований для того, чтобы МОТ преумножала свои усилия для выполнения своих обязанностей перед всеми этими людьми.
148. Начало было положено выбором восьми важнейших областей в предложениях по Программе и бюджету на 2014-15 годы, которые были представлены на этой Конференции. Они включают: переход от неформальной к формальной экономике; достойный труд в сельской экономике; защиту работников от неприемлемых форм труда и установление и повышение минимальных уровней социальной защиты. Однако многое еще предстоит сделать для того, чтобы МОТ в полном объеме соответствовала требованиям своего Устава и чтобы она полномерно выполняла свой мандат.
Глава 3