Юридическая природа Таможенного союза ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами [10].
Главный смысл Таможенного союза и Единого экономического пространства – это получение синергетического эффекта от объединения потенциалов трех стран, то есть, работая вместе, каждый получает больше, чем он получил бы в отдельности. Согласно расчетам по межотраслевому балансу, совокупный интеграционный эффект за 10 лет может составить от 17 до 20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран – членов Таможенного союза. В сумме это составит около 700 млрд. долл. США [14].
В сфере макроэкономической политики завершено формирование нормативной правовой и методологической базы, предусмотренной Календарным планом разработки документов в целях реализации соглашений, формирующих Единое экономическое пространство, что позволяет приступить к реализации согласованной макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и ЕЭП.
По актуальным вопросам макроэкономики ЕЭК осуществляет взаимодействие с международными организациями – МВФ, ПРООН, ЕЭК ООН, ЕАБР; проводятся семинары и круглые столы с участием национальных и международных экспертов.
В 2013 году подписан Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Евразийским банком развития.
В целях координации деятельности государств – членов ТС и ЕЭП и выработки согласованной позиции по проектам решений Высшего Евразийского экономического совета, Совета и Коллегии Комиссии в области макроэкономической политики созданы и эффективно работают Консультативный комитет по макроэкономической политике, членами которого являются заместители руководителей министерств финансово-экономического блока и национальных (центральных) банков Сторон, подкомитет и рабочие группы по направлениям согласованной макроэкономической политики, в состав которых входят представители министерств финансово-экономического блока и национальных (центральных) банков, статистических ведомств Сторон.
В 2014 году состав аналитических инструментов, разработанных и используемых Комиссией для прогнозирования и оценки интеграционного потенциала и экономического развития государств – членов ТС и ЕЭП, дополнен методологией расчета опережающих индикаторов, позволяющей определять в краткосрочной перспективе направления экономической активности в государствах – членах ТС и ЕЭП.
В сфере статистики в мае 2013 года главами государств «таможенной тройки» подписано Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики. В его развитие разработан и утвержден Перечень статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Комиссии уполномоченными органами государств – членов Таможенного союза и ЕЭП, а также форма ты и сроки их предоставления.
В июле 2013 года подписан Меморандум о сотрудничестве между ЕЭК и Межгосударственным статистическим комитетом СНГ.
В сфере таможенно-тарифного регулирования 23 августа 2012 года введен в действие Единый таможенный тариф Таможенного. В 2012-2014 годах Комиссией принято порядка 140 решений, направленных на ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, изменение ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
В рамках работы Консультативного комитета по торговле проведено более 20 заседаний подкомитета по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам. Разработан и рассматривается с участием представителей бизнеса проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования на среднесрочную перспективу. Также в рамках взаимодействия с бизнес-сообществом ежеквартально проводится бизнес-диалог, посвященный обсуждению актуальных вопросов торгового блока Комиссии.
В сфере нетарифного регулирования главами государств – членов Таможенного союза в октябре 2013 года подписано Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза. Принят ряд решений Комиссии по сокращению избыточных административных барьеров при перемещении товаров и совершенствованию нормативно- правовой базы Таможенного союза.
В целях унификации правил получения лицензии в сфере внешней торговли Комиссии переданы полномочия по утверждению инструкции по оформлению лицензий и заявлений на лицензии.
В сфере таможенного администрирования проводится систематическая работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению порядка совершения таможенных операций с учетом международных стандартов и мировой практики. ЕЭК принят ряд решений, способствующих совершенствованию таможенного декларирования товаров, упрощению таможенных формальностей, сокращению количества используемых таможенных документов. Введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, а с 1 октября 2014 года аналогичный порядок вводится и для товаров, ввозимых по железной дороге. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 одобрены Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Объединение усилий государств – членов ЕАЭС в развитии механизма «единого окна» создаст в равной степени благоприятные условия ведения предпринимательской деятельности на территории Союза.
Ведут активную деятельность Рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства и созданная при ней экспертная группа по подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в состав которых вошли представители государственных органов государств – членов Таможенного союза, сотрудники ЕЭК, а также представители бизнес-сообщества.
В сфере торговой политики разработаны Основные направления внешнеторговой политики Евразийского экономического союза на период до 2020 года. Принят План мероприятий по адаптации договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы, а также утвержден План первоочередных мер по адаптации экономик государств – членов Таможенного союза и ЕЭП к условиям присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) на 2013-2014 годы. На регулярной основе обеспечено участие экспертов Комиссии в заседаниях рабочих органов ВТО. В 2013 году подписаны меморандумы о сотрудничестве и взаимопонимании с Европейской экономической комиссией ООН и ЮНКТАД.
ЕЭК в 2012 году подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли с Министерством коммерции КНР, а также разрабатывается проект Соглашения об информационном обмене о товарах и транспортных средствах международной перевозки, пересекающих таможенные границы Таможенного союза и КНР, нацеленного на повышение эффективности контроля за товарооборотом.
В сентябре 2012 года подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли между ЕЭК и Кабинетом Министров Украины.
На постоянной основе действует Консультативный комитет по торговле, включающий в себя подкомитет по торговой политике и подкомитет по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам. В рамках деятельности по защите внутреннего рынка Таможенного союза от негативных последствий недобросовестной иностранной конкуренции и возросшего импорта, в 2012– 2013 годах на территории Таможенного союза инициировано 10 расследований. Проводимые расследования и введенные меры затронули такие отрасли, как металлургия, общее и сельскохозяйственное машиностроение, химическая и автомобильная промышленность, прочие потребительские товары.
В целях развития диалога по вопросам сотрудничества в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, а также формирования транспарентной системы отношений подписан Меморандум о сотрудничестве в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер между ЕЭК и Министерством коммерции КНР.
В 2012-2014 годах принято 34 технических регламента Таможенного союза, устанавливающие обязательные требования безопасности к широкой номенклатуре товаров, составляющих порядка 75% объема продукции на рынке «таможенной тройки». 31 технический регламент вступил в силу. Утверждено 25 программ по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.
Для реализации статьи Договора о ЕАЭС о налогах и налогообложении правительствам Сторон рекомендовано начать работу по внесению изменений в двусторонние Конвенции (Соглашения) об избежании (устранении) двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество). Ведется работа по совершенствованию налогового администрирования во взаимной торговле посредством обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами о суммах косвенных налогов.
Функционирует Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию при ЕЭК. Подпи сан Меморандум о взаимопонимании между Консультативным комитетом по налоговой политике и администрированию при ЕЭК и Международным центром по налогам и инвестициям (ITIC).
В сфере бюджетной политики осуществляется мониторинг соблюдения установленных в ЕЭП показателей дефицита государственного бюджета и государственного долга Сторон, ведется работа по разработке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Таможенного союза и ЕЭП.
Комиссия осуществляет мониторинг реализации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин от 20 мая 2010 года и представляет на рассмотрение ВЕЭС на уровне глав правительств ежегодный отчет о его исполнении.
В сфере финансовых рынков и валютной политики в целях реализации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах – участниках Таможенного союза и ЕЭП от 9 декабря 2010 года, а также Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года разработаны и проходят внутригосударственные процедуры проекты соглашений об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечение свободного движения капитала и о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках.
Комиссия продолжила работу по согласованию договора, направленного на минимизацию ограничений по валютным операциям между резидентами государств – членов Таможенного союза и ЕЭП и упрощение порядка открытия счетов в национальных и иностранных валютах.
Для дальнейшего развития интеграции на финансовых рынках создан Консультативный комитет по финансовым рынкам с участием представителей органов власти и профессиональных ассоциаций. При Комитете действует Рабочая группа по разработке Плана гармонизации законодательства государств-участников ЕЭП в финансовой сфере.
В сфере предпринимательства проводится работа по проекту Соглашения о регулировании деятельности участников алкогольно го рынка на единой таможенной территории Таможенного союза и ЕЭП. В работе над проектом Соглашения Комиссия тесно взаимодействует с бизнес-сообществом. 25 декабря 2013 года проект Соглашения одобрен и направлен Сторонам на внутригосударственное согласование.
Комиссия принимает меры по реализации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года, а также увеличению доли секторов услуг и видов деятельности, подвергаемых дальнейшей либерализации и гармонизации, введению новых способов и форм поставки услуг, определению алгоритма формирования единого рынка услуг, включая вопросы о взаимном признании лицензий и иных разрешений и обеспечения недискриминационного доступа на рынки Сторон.
Начал действовать Консультативный комитет по вопросам предпринимательства. Созданы два подкомитета по устранению избыточных барьеров во внешнеторговой деятельности и во взаимной торговле и инвестиционной деятельности.
В сфере адвокатирования предпринимательской деятельности проводится работа по выявлению в проектах актов ЕЭК избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности, приводящих к возникновению необоснованных ходов бизнес-сообщества, по итогам которой формулируются предложения по их устранению и совершенствованию наднационального регулирования.
Так, за период с октября 2012 года по август 2014 года была проведена экспертиза 706 проектов актов Комиссии.
Решением Коллегии Комиссии от 4 декабря 2012 года № 241 создан Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества; в 2013 году состоялось два заседания Совета. Согласно Договору о ЕАЭС, в сфере трудовой миграции снята значительная часть ограничений по допуску на общий рынок труда граждан государств – членов Таможенного союза и ЕЭП.
Отменены квотирование и обязательные разрешения на работу трудовым мигрантам.
Увеличен срок временного пребывания трудящихся – мигрантов и членов их семей на территориях государств «таможенной тройки» без регистрации до 30 суток.
Создан Консультативный комитет по миграционной политике и Рабочая группа по вопросам миграции.
В апреле и декабре 2013 года подписаны меморандумы о сотрудничестве ЕЭК с Международной организацией по миграции и Всеобщей конфедерацией профсоюзов. Евразийская экономическая комиссия имеет статус наблюдателя в Совете руководителей миграционных органов государств-участников СНГ, принимает на постоянной основе участие в мероприятиях, проводимых Международной организацией труда (МОТ), Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС и Координационным Советом руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией.
Советом Комиссии одобрен и проходит внутригосударственные процедуры проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза.
Комиссией подготовлен и проходит процедуры внутригосударственного согласования проект Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, на- целенного на совершенствование деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Беларуси, Казахстана и России.
На согласование Сторонам направлен также разработанный Комиссией проект Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе. На внутригосударственном согласовании находится также проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года и ряд других подготовленных ЕЭК проектов актов. Начал деятельность Консультативный комитет по интеллектуальной собственности. Комиссия взаимодействует со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Ведомством по гармонизации на внутреннем рынке Европейского союза (OHIM), Евразийской патентной организацией (ЕАПО), Ассоциацией защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «БелБренд», Ассоциацией владельцев товарных знаков «КазБренд», Некоммерческим партнерством «РусБренд», Ассоциацией европей- ского бизнеса («АЕБ») и другими.
В области промышленной политики определены концептуальные подходы, разработаны и частично приняты основополагающие документы по углублению кооперации и координации национальных промышленных политик государств – членов Таможенного союза и ЕЭП. Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств от 31 мая 2013 года № 40 «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» закреплены основные направления и приоритетные сектора экономики для промышленного сотрудничества, направления взаимодействия с бизнес-сообществами при участии Белорусско-Казахстанско-Российского Бизнес-диалога.
При активном содействии ЕЭК подписан Меморандум о сотрудничестве между Ассоциацией промышленных предприятий «БелАПП», Национальной палатой предпринимателей Казахстана и Союзом машиностроителей России. Создан Координационный совет по развитию машиностроения Таможенного союза, нацеленный на решение задач по технологическому обновлению машиностроительной отрасли, повышению ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.
В автомобилестроении завершено согласование взаимоприемлемых для государств – членов Таможенного союза и ЕЭП условий и параметров развития промышленных автосборочных производств, которые положены в основу принятого главами государств 29 мая 2014 года Решения Высшего Евразийского экономического совета № 72.
В легкой промышленности подготовлены комплексные предложения по развитию сотрудничества государств «таможенной тройки». Направления их реализации закреплены Рекомендацией Совета ЕЭК от 31 января 2014 года № 1 «О развитии сотрудничества государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в отрасли легкой промышленности».
В сельхозмашиностроении на этапе согласования с профильными ассоциациями Сторон находятся комплексные предложения по стимулированию развития отрасли, предусматривающие рамочные совместные проекты, устранение барьеров, препятствующих эффективной промышленной кооперации.
В части научно-технического и инновационного сотрудничества сформированы и начали работу 5 пилотных евразийских технологических платформ («Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника» и «Биоэнергетика»). Предложены 10 совместных кооперационных проектов.
Ведется работа над проектом Декларации о взаимодействии ЕЭК и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
В агропромышленной сфере деятельность Комиссии охватывает два основных направления: государственную поддержку сельского хозяйства и формирование согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и ЕЭП. В целях реализации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года приняты нормативные документы для оценки выполнения государствами «таможенной тройки» установленных обязательств.
Главами государств одобрена Концепция согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и ЕЭП, разработан План мероприятий по ее реализации. Подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО).
В сфере транспорта и инфраструктуры, естественных монополий Комиссия на постоянной основе проводит работу по реализации профильных соглашений. В целях реализации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий утвержден Поэтапный план формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий.
В соответствии с Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от 9 декабря 2010 года унифицированы тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по территории государств Сторон по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный). В части автомобильного транспорта и транспортного (автомобильного) контроля ведется согласование ряда проектов документов, направленных на гармонизацию правил и процедур осуществления автомобильных перевозок по территории Таможенного союза и ЕЭП, а также либерализацию автомобильных перевозок и облегчение доступа перевозчиков государств «таможенной тройки» к рынку транс- портных услуг. В рамках подписанных меморандумов налажено взаимодействие с Международным союзом автомобильного транспорта и Межгосударственным авиационным комитетом. В соответствии с Договором о ЕАЭС ведется работа по формированию скоординированной (согласованной) транспортной политики.
В сфере конкуренции и антимонопольного регулирования в 2012– 2013 годах в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года разработаны и приняты ЕЭК следующие нормативные правовые акты: критерии отнесения рынка к трансграничному; порядок рассмотрения заявлений о нарушении правил конкуренции; порядок проведения расследований нарушений правил конкуренции и порядок рас- смотрения дел о нарушениях правил конкуренции; а также порядок взаимодействия, в том числе информационного, ЕЭК и уполномоченных органов Сторон; методика оценки состояния конкуренции; методика определения монопольно высоких (низких) цен; методика расчета и порядок наложения штрафов, предусмотренных Соглашением, порядок подачи и рассмотрения обращений Сторон по фактам ведения государственного ценового регулирования.
В октябре 2013 года Высшим Евразийским экономическим советом утвержден Модельный закон «О конкуренции» Единого экономического пространства – законодательный акт рекомендательного характера. Решением ВЕЭС от 24 декабря 2013 года № 57 в рамках Суда ЕврАзЭС сформирован состав по рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции. Комиссии переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и ЕЭП.
В сфере взаимной торговли услугами и инвестиций в рамках создания Евразийского экономического союза проводится работа по поэтапному формированию единого рынка услуг. В настоящее время данная сфера в Едином экономическом пространстве имеет ограничения в отдельных секторах услуг.
С целью обеспечения информационно-аналитической поддержки функций Таможенного союза, эффективного регулирования внешней и взаимной торговли и расширения использования информационно-коммуникационных технологий создается интегрированная ин- формационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ). Система призвана обеспечить совместную работу информационных систем государств и информационных систем ЕЭК. Стратегическая цель ее создания – построение общего информационного пространства в рамках ЕЭП. Утверждены нормативно-правовые акты создания интеграционного сегмента, план мероприятий по созданию и развитию ИИСВВТ на 2013-2014 годы, определены 56 приоритетных для реализации в интегрированной системе общих процессов Таможенного союза и ЕЭП по следующим направлениям:
- использование баз данных «разрешительных документов» при регулировании внешней и взаимной торговли;
- формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов для поддержки деятельности таможенных органов;
- обеспечение информационного взаимодействия в целях мониторинга и контроля таможенных процессов;
- обеспечение охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
- информационная поддержка ведения классификаторов товаров, товарных номенклатур и Единого таможенного тарифа Таможенного союза;
- информационное обеспечение в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий;
- информационное обеспечение в сфере технического регулирования;
- информационное обеспечение применения санитарных и ветеринарно-санитарных мер;
- информационное обеспечение транспортного контроля;
- информационное обеспечение процессов регулирования и контроля производства и обращения сельскохозяйственной продукции;
- информационное обеспечение процессов регулирования и контроля за оборотом подакцизной продукции;
- информационное обеспечение процессов, связанных с обменом информацией по вопросам налогообложения, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, свободного движения капитала;
- обеспечение электронного документооборота между государствами и ЕЭК.
В плане международного позиционирования ЕЭК и формирования позитивного имиджа евразийской интеграции осуществляется взаимодействие как с международными организациями и интеграционными региональными объединениями ОЭСР, ВТО, ЕС, АТЭС, ЕЭК ООН, ОБСЕ, так и с отдельными странами. Проведены презентации ЕЭК и евразийского интеграционного проекта для правительственных, деловых и экспертных кругов в Австрии, Брунее, Великобритании, Германии, Дании, Индонезии, Молдавии, Норвегии, Польше, Сербии, США, Чехии, Японии, на Украине и во Франции. Проводились также встречи с главами диппредставительств и представителями посольств Австрии, Германии, Польши, Словакии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и Эстонии.
В целях координации работы и дальнейшего развития евразийской экономической интеграции подписаны Меморандумы с Постоянным комитетом Союзного государства и Исполнительным комитетом СНГ, Арменией и Кыргызстаном, а также 2 меморандума – с Украиной. Всего ЕЭК подписано 20 меморандумов. Институциональной основой взаимодействия с государствами – участниками СНГ в экономической сфере является многосторонний Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. В развитии внешней торговли с третьими странами, на долю которых приходится 4/5 товарооборота «таможенной тройки», Таможенный союз придерживается политики многовекторности и экономической целесообразности.
О заинтересованности в создании зоны свободной торговли с государствами – членами Таможенного союза и ЕЭП заявили более трех десятков государств и региональных объединений. ЕЭК приняла участие в крупнейших международных форумах: саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Деловом форуме Европейского банка реконструкции и развития, Санкт-Петербургском и Астанинском международных экономических форумах, Международном инвестиционном форуме «Ялтинские деловые встречи» и др. [14].
заключение
Усиление взаимозависимости национальных экономик в современном мире является следствием возросшей интернационализации мировых хозяйственных связей и вовлеченности суверенных государств в процессе региональной и глобальной интеграции. Если говорить о региональной экономической интеграции, то наиболее распространёнными формами ее являются зона свободной торговли и таможенный союз [12].
Тема курсовой работы – «Таможенный союз ЕАЭС».
В процессе раскрытия темы курсовой работы были рассмотрены различные формы экономической интеграции, проведена их сравнительная характеристика.
Во второй главе рассмотрены предпосылки и причины экономической интеграции на постсоветском пространстве на примере Таможенного союза ЕАЭС. Описаны состав Таможенного союза и структура его законодательства.
Очевидно, что подобная модель общественного развития требует соответствующих международно-правовых механизмов, совместных координирующих институтов, наделенных необходимыми полномочиями. Вместе с тем ни одна из сфер общественной жизни не функционирует изолированно. Экономика страны теснейшим образом связана с внутренней и внешней политикой, с социальным и экологическим благополучием, со всей совокупностью факторов, обеспечивающих свободу и права личности, безопасность общества[11].
В третьей приведен список действующих в рамках Таможенного союза институтов, перечислены разработанные и принятые законопроекты, регулирующие отношения стран-участниц Таможенного союза.
Результатом выполнения курсовой работы являются систематизированные и углубленные знания о юридической природе Таможенного союза ЕАЭС, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.