Учебно-методическая карта дисциплины
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Из них | Литература (в т.ч. методическое обеспечение УСРС | Формы контроля знаний | ||||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия | УСРС лк | УСРС пз | УСРС лб | ||||
1.1 | Управление социальными организациями как наука и профессиональная деятельность. 1. Категории «управление», «руководство», «менеджмент», их сущность и содержание. 2. Управление как вид профессиональной деятельности. Категории управленческих работников. 3. Эволюция управления как науки. Научные школы в управлении. 4. Объект, предмет науки об управлении, ее основные функции. 5. Методологические подходы к управлению: процессный, системный, количественный, ситуационный. 6. Социальная организация как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
1.2 | Понятие интеллекта и креативности. 1. Классические области интеллекта. 2. Коэффициент интеллекта (IQ). 3. Относительность интеллекта. Классификация интеллекта. 4. Новые области интеллекта. 5. Линейное и сетевое мышление. 6. Понятие креативности, креативного менеджмента. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
1.3 | Основы бизнес-лидерства. 1. Сущность, основные понятия и термины в бизнес-лидерстве. 2. Типы и роли лидеров. 3. Сравнительная характеристика лидера и менеджера. 4. Отличительные особенности современного бизнес-лидера. 5. Особенности управленческого труда. | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |||
1.4 | Авторитет. Власть и влияние бизнес-лидера. 1. Авторитет бизнес-лидера. 2. Псевдоавторитет руководителя 3. Власть и ее формы. 4. Способы влияние на работников. 5. Типология акцентуированных личностей К. Леовгарда. 6. Взаимосвязь темперамента и оптимизации труда. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
2.1 | Концептуальные подходы в лидерстве. 1. Подход с позиции личных качеств (теория К. Левина). 2. Поведенческий подход к лидерству (концепция Мичиганского университет, концепция штата Огайо, управленческая сетка Блэйка и Моутона, базовые системы стилей лидерства Лайкерта, теория «заменителей лидерства» С. Керра и Дж. Джермейера). 3. Ситуационный подход к лидерству (теория жизненного цикла Херси и Бланшара, подход «nуть-цель» Митчелла и Хауса, ситуационная модель Фидлера, ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона Яго). 4. Новые подходы в лидерстве (концепция атрибутивного лидерства, концепция харизматического лидерства). | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | ||
2.2 | Оценка стиля лидерства. 1. Характеристика основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный). 2. Методы оценки стилей лидерства. 3. Способы анализа стилей: однофакторный, двухфакторный, четырехфакторный, многофакторный анализ. 4. Опыт как стилеобразующий фактор. 5. Авторитет как стилеобразующий фактор. 6. Алгоритм выбора стиля. 7. Модель Врума-Йеттона и ее назначение. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
3.1 | Основы творческого мышления. 1. Емкость мозга. 2. Левосторонние и правосторонние мозговые процессы. 3. Понятие творческих процессов. 4. Эффективная память. 5. Барьеры творчества. 6. Карты сетевого мышления. 7. Правила составления и примеры карт мышления для решения проблем управления временем, управления будущим, для творчества и приобретения навыков межличностного общения. | - | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. |
3.2 | Развитие эмоционального интеллекта. 1. Структура интеллектуального потенциала лидерства. 2. Особенности эмоционального потенциала. 3. Слагаемые эмоционального интеллекта. 4. Инструменты эмоционального развития менеджера: невербальные коммуникации, умение слушать, эмоциональная устойчивость. 5. Развитие эмоционального потенциала лидерства. 6. Самоуправляемое обучение лидерству. 7. Характеристика эффективного лидерства. 8. Эффективные лидеры цифровой эпохи. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
3.3 | Методы практического лидерства. 1. Определение ценностных ориентаций. 2. Формирование видения будущего. 3. Эксперимент и риски в лидерстве. 4. Развитие уверенности в лидерстве. 5. Развитие лидерского потенциала. 6. Лидерство как тиражирование будущего. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. ие, рефераты | |
3.4 | Интеллектуальная техника в системе менеджмента. 1. Сущность деятельности бизнес-лидера. 2. Управленческая деятельность бизнес-лидера. 3. Особенности креативного менеджмента. 4. Понятие техники работы менеджера. 5. Взаимосвязь техники с методами и стилем управления, управленческими решениями, целями, задачами и функциями управления. 6. Классификация техник работы менеджера. Интернет. 7. Рекламный креатив. | - | - | - | - | - | - | [[1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. |
3.5 | Управление интеллектуальной собственностью. 1. Объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы) товарные знаки, нераскрытая информация, ноу-хау, коммерческая тайна). 2. Интеллектуальная собственность в обеспечении конкурентоспособности и создании конкурентных преимуществ. | - | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. |
3.6 | Преобразующее лидерство. 1. Сущность и необходимость управления изменениями. 2. Особенности преобразующего лидерства. 3. Механизмы изменений. 4. Анализ внешних причин изменений. 5. Причины сопротивления изменениям. 6. Метод М. Уорда для оценки возможности успеха изменений. 7. Подходы к преодолению сопротивления преобразованиям. 8. Выбор стратегии изменения Д. Коттера и Л. Шлезенгера. 9. Этапы осуществления изменений. Управление будущим. | - | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. |
4.1 | Прикладные аспекты использования техники работы бизнес-лидера. 1. Техника индивидуального планирования карьеры менеджера. 2. Техники кадрового регулирования. 3. Профиль-метод. 4. Системность работы с информацией. 5. Совместимость техник анализа. 6. Техника управленческой социологии. 7. Техника аналитических оценок труда. 8. Основные тенденции развития техники работы менеджера. 9. Диалог. Беседа. Семинар. 10. Дуальный менеджмент-тренинг. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
4.2 | Техника групповой работы. 1. Понятие группы. 2. Характеристики групповых процессов. 3. Групповое развитие. Модерация. 4. Организационная техника работы менеджера. 5. Техника принятия групповых решений. 6. Партиципативный стиль лидерства. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование., рефераты | |
4.3 | Основы техники ведения бизнес-переговоров. 1. Понятие управления переговорами. 2. Прямые переговоры. Медиация. 3. Фасилитация как техника решения проблем в процессе совещаний. 4. Подготовка переговоров: последовательность информационно-аналитических действий, формирование команды, составление планарегламента. 5. Стратегии переговорного процесса: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. 6. Переговорные функции. Последовательность переговоров. 7. Когнитивная техника переговоров. Техники активного слушания. 8. Полемика и аргументация. | - | - | - | - | - | [8] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
4.4 | Интеллектуальные технологии принятия решений. 1. Исходные принципы принятия решений. 2. Основные положения теории решений. 3. Анализ управленческих решений методом Кепнера-Трего. 4. Табличная техника решений. 5. Логика и виды таблицы решений. 6. Построение таблицы решений. 7. Распознание проблемы. 8. Информационная интуиция. 9. Интуитивные решения. 10. Креативные решения. | - | - | - | - | - | [1-7, 9] | Конспект лекций, опрос, тестирование. | |
Итого по дисциплине: | - | - | - | - |
4 ИНФОРМАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1 ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ студента
Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать диагностический инструментарий:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- выполнение индивидуальных заданий;
- решение проблемных (творческих задач), предполагающих неформализованный ответ;
- критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам (темам) дисциплины.
4.2 Вопросы к экзамену (ЗАЧЕТУ) по курсу «Интеллектуальные технологии лидерства»
1. Категории «управление», «руководство», «менеджмент», их сущность и содержание.
2. Методологические подходы к управлению: процессный, системный, количественный, ситуационный.
3. Эволюция управления как науки.
4. Научные школы в управлении: школа научного менеджмента, административная школа.
5. Научные школы в управлении: школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, эмпирическая школа.
6. Классификация интеллекта.
7. Линейное и сетевое мышление. Коэффициент интеллекта (IQ).
8. Креативность и ее связь с интеллектом.
9. Понятие творческого мышления.
10. Обучение творческому мышлению.
11. Отличительные особенности творческой личности.
12. Система охраны и управления интеллектуальной собственностью.
13. Объекты интеллектуальной собственности.
14. Лидерство и управление.
15. Власть и лидерство.
16. Элементы лидерства.
17. Типы лидеров.
18. Сущность и характеристика концепций лидерства.
19. Теория с позиции лидерских качеств.
20. Ситуационные теории лидерства.
21. Поведенческий подход к изучению теории лидерских качеств.
22. Современный менеджмент и авторитарное лидерство.
23. Сущность деятельности бизнес-лидера.
24. Сравнительная характеристика лидера и менеджера.
25. Особенности креативного менеджмента.
26. Основные тенденции развития техники работы менеджера.
27. Условия и тенденции успешных изменений.
28. Сущность и необходимость управления изменениями.
29. Причины сопротивления изменениям.
30. Метод М. Уорда для оценки возможности успеха изменений.
31. Подходы к преодолению сопротивления преобразованиям.
32. Выбор стратегии изменения Д. Коттера и Л. Шлезингера.
33. Механизмы и этапы осуществления изменений.
34. Классификация стилей лидерства.
35. Однофакторный способ анализа стилей лидерства.
36. Двухфакторный способ анализа стилей лидерства.
37. Четырехфакторный способ анализа стилей лидерства.
38. Многофакторный способ анализа стилей лидерства.
39. Делегирование полномочий: сущность и способы повышения эффективности делегирования.
40. Авторитет и псевдоавторитет бизнес-лидера.
41. Техники активного слушания.
42. Левосторонние и правосторонние мозговые процессы.
43. Виды памяти. Эффективная память.
44. Правила составления карт сетевого мышления.
45. Понятие группы в бизнес-лидерстве.
46. Характеристика групповых процессов.
47. Групповое развитие. Модерация.
48. Техника принятия групповых решений.
49. Организационная техника работы менеджера.
50. Техника кадрового регулирования. Профиль-метод.
51. Техника аналитических оценок труда.
52. Техника индивидуального планирования карьеры менеджера.
53. Понятие и цели переговоров.
54. Характеристика видов переговоров.
55. Модель техники проведения бизнес-переговоров.
56. Стратегии переговорного процесса: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.
57. Анализ управленческих решений методом Кепнера-Трего.
58. Табличная техника решений.
59. Развитие эмоционального потенциала лидерства.
60. Определение ценностных ориентаций.
61. Развитие уверенности в лидерстве.
62. Техника проведения диалога, беседы, семинара. Дуальный менеджмент-тренинг.
4.3 Учебно-методические материалы по дисциплине
4.3.1 Основная литература
1. Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 257 с.
2. Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учебник / Н.П. Беляцкий. – Минск: БГЭУ, 2006. – 268 с.
3. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: стиль лидерства: учеб. пособие. – Мн.: Тэхналогiя, 1998. - 235 с.
4. Литвак, Б. Бизнес-лидеры. Технология успеха / Б. Литвак. – М.: Дело, 2005.– 416 с.
5. Тёсова, Е.Г. Интеллектуальные технологии лидерства: курс лекций / Е.Г.Тёсова. – Бобруйск, 2012. – 111 с.
6. Тёсова, Е.Г. Интеллектуальные технологии лидерства: учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 "Экономика и управление на предприятии" / Е.Г.Тёсова, Е.Н. Бедретдинова. – Бобруйск, 2015. – 162 с.
7. Тёсова, Е.Г. Интеллектуальные технологии лидерства: электронный учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 "Экономика и управление на предприятии" / Е.Г.Тёсова, Е.Н. Бедретдинова. - Бобруйск, 2015.
8. Савенок, Э.А. Переговорный процесс: пособие. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006 – 73 с.
9. Чеховских, М.И. Психология делового общения: учеб. пособие/М.И.Чеховских. – Минск «Новое знание», 2008. – 253 с.
4.3.2 Дополнительная литература
10. Козлов А.А. Управленческий потенциал предприятий в рыночной экономике. – Брест: Изд-во С. Лаврова, 2000. – 321 с.
11. Модели и методы управления персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2001. – 464 с.
12. Силин А.К. Кадровые службы и методы оценки работников. – М., 1992.
13. Гавриленко В.Г. Энциклопедия руководителя / В.Г. Гавриленко, П.Г. Никитенко, Н.И. Ядович: Ин-т экономики НАН Беларуси. – Мн.: «Право и экономика», 2000. – 770 с.
14. Теория системного менеджмента: / Под общ. ред. Янчевского В.Г. – Мн.: АУ При Президенте Республики Беларусь, 2001. – 245 с.