Семинар № 15. Особенности регулирования труда
Отдельных категорий работников
Вопросы для подготовки:
1. Льготы в области труда для некоторых категорий работников.
2. Особые условия труда некоторых категорий работников.
Готовясь к ответу на первый вопрос, студенты должны раскрыть виды льгот предоставляемых для работников, работающих в районах Крайнего Севера, в отдельных отраслях народного хозяйства и т. д.
По второму вопросу необходимо изучить особые условия труда сезонных, временных и некоторых других категорий работников, а также раскрыть дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях.
Вопросы для самоконтроля
1. Особенности регулирования труда работников транспорта?
2. Специальные нормы трудового права?
3. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда?
4. Правовой статус работодателя – физического лица?
5. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций?
6. Особенности регулирования труда сезонных работников?
7. Особенности регулирования труда других категорий работников?
Семинар № 16. Понятие трудовых споров.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и классификация трудовых споров.
2. Подведомственность трудовых споров.
3. Принципы рассмотрения трудовых споров.
4. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
5. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.
При подготовке к ответу на первый вопрос студенты должны раскрыть понятие трудового спора, указать причины трудовых споров, а также определить стороны и содержание трудового спора. При рассмотрении вопроса о классификации трудовых споров необходимо указать шесть оснований для их подразделения и дать их краткую характеристику.
Готовясь к ответу на второй вопрос, необходимо определить виды органов, в чью компетенцию входит порядок рассмотрения трудового спора, а также указать сроки рассмотрения трудового спора.
При ответе на третий вопрос необходимо дать определение принципов трудового спора и раскрыть принципы порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
По четвертому и пятому вопросам необходимо указать порядок рассмотрения индивидуального трудового спора КТС и в судебном порядке, а также раскрыть примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора.
Вопросы для самоконтроля
1. Классификация трудовых споров?
2. Компетенция КТС?
3. Понятие и содержание удостоверения выданного КТС?
4. Как происходит принудительное исполнение индивидуального трудового спора?
5. Виды забастовок?
6. Как и кому предоставляется право на проведение забастовки?
7. Какие гарантии установлены законодательством для работников, участвующих в забастовке?
Задачи.
Задача 1.
Слесарь-сантехник Воробьев в течение десяти дней привлекался к сверхурочной работе, каждый день по два часа. За переработанные часы администрация предоставила ему три дня отгула. Считая, что ему должно быть предоставлено пять дней отгулов (по два часа за каждый сверхурочно отработанный час), Воробьев обратился в КТС с соответствующим заявлением. На заседании КТС выяснилось, что сверхурочные работы проводились без согласия правкома. На этом основании Воробьеву было отказано в его требовании. Тогда он обратился в народный суд.
Какие нарушения были допущены при рассмотрении данного спора в КТС?
Какое решение должен вынести народный суд?
Задача 2.
Николаев был уволен 6 мая 2005 года за прогул. Не согласившись с увольнением, он обратился в сентябре 2005 года в суд с заявлением о восстановлении на работе. Но судья оставил исковое заявление Николаева без движения. В определении об оставлении заявления без движения судья указал, что истец не предоставил квитанцию об оплате государственной пошлины.
Оцените правомерность позиции суда.
Задача 3.
Борисов первого февраля 2005 года не вышел на работу, о чем мастер цеха уведомил руководство на следующий день. По факту прогула с Борисова была затребована объяснительная, от дачи которой Борисов отказался в присутствии секретаря Алымовой и начальника канцелярии Мухиной, о чем составлен соответствующий акт. За прогул без уважительной причины Борисову приказом от 5 марта 2005 года был объявлен выговор. С выговором Борисов не согласился и обратился с заявлением в КТС.
Какое решение примет КТС?
Задача 4.
В связи с производственной необходимостью работодатель издал приказ о привлечении Крымова и Громова к сверхурочным работам. В результате работники отработали сверхурочно в понедельник 4 часа, в среду 2 часа и в пятницу 2 часа. За отработанные сверхурочно восемь часов работодатель распорядился предоставить работникам один дополнительный выходной день. Но работники не согласились и попросили оплатить их сверхурочную работу по нормам действующего законодательства. Работодатель отказал в просьбе работников. Крымов и Громов обратились в КТС. Комиссия по трудовым спорам удовлетворила заявление работников и обязала работодателя оплатить сверхурочную работу в 1,5 - кратном размере.
Оцените соответствие решения КТС действующему законодательству.
Задача 5.
В связи с болезнью бухгалтера Аносовой Петрова была переведена на должность бухгалтера с 1 по 14 февраля. Приказом работодателя (приказ № 67 – к от 14.02.2005) срок перевода был продлен еще на один месяц – до 14 марта. Петрова не согласилась с приказом о продлении срока перевода и обратилась в КТС с заявлением о признании приказа № 67-к незаконным.
Какое решение примет КТС?
Задача 6.
Экономист Тюрина была уволена по сокращению штатов. При рассмотрении в народном суде ее иска выяснилось, что Тюрина мать-одиночка, имеет двух детей, специального образования у нее нет, квалификация средняя. На еще одной должности экономиста в отделе оставлен Турков, имеющий высшее экономическое образование. Семьи у Туркова нет. Тюриной предлагали другую работу с некоторым снижением оклада, но она отказалась.
Каковы условия правомерности и порядок увольнения работников по данному основанию?
Какое решение должен вынести суд?
Задача 7.
При приеме на работу экономиста Сергеева администрация завода потребовала от него следующие документы: 1. паспорт, 2. трудовую книжку, 3. диплом об окончании вуза, 4. характеристику с прежнего места работы, 5. справку об обеспеченности Сергеева и его семьи жилой площадью.
После представления указанных документов Сергеев был принят на работу с двухмесячным испытательным сроком. За неделю до его истечения администрация предложила Сергееву продлить срок испытания еще на один месяц, поскольку первоначально установленный срок оказался недостаточным для определения его деловых качеств. Сергеев дал на это согласие. Через три недели после этого он был уволен как не выдержавший испытания. Сергеев с увольнением не согласился.
Каков порядок приема на работу?
Какие нарушения допустила администрация завода?
Какой орган должен рассмотреть этот спор?
Какое решение он должен вынести?
Задача 8.
Водитель Нестеров был лишен водительского удостоверения за нарушение правил дорожного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
На этом основании генеральный директор издал приказ о переводе Нестерова в разнорабочие. Нестеров от перевода отказался, однако ежедневно приходил на работу, где ничего не делал. Через неделю он был уволен с работы за прогул.
Решите вопрос о правомерности действий генерального директора.
Семинар № 17. Понятие социальной защиты
Вопросы для подготовки:
1. Понятие социальной защиты. Государственная политика в области социальной защиты населения.
2. Государственное социальное страхование. Пособия по государственному страхованию.
3. Обязательное пенсионное страхование.
4. Пособия, компенсации и льготы по системе социального обеспечения.
5. Социальное обслуживание.
Готовясь к ответу на первый вопрос, необходимо дать понятие социальной защиты, раскрыть основные направления государственной политики по социальной защите граждан, охарактеризовать нормативно-правовое регулирование социальной защиты.
При рассмотрении второго вопроса студенты должны обратить внимание на определение социального страхования и уяснить для себя порядок формирования, основные задачи и принципы деятельности Фонда социального страхования.
По третьему вопросу необходимо раскрыть понятие обязательного пенсионного страхования, его предмет, принципы и систему, а также указать источники и условия пенсионного страхования.
При ответе на четвертый вопрос студенты должны дать краткую характеристику основных видов пособий, компенсаций и льгот по системе социального обеспечения.
Готовясь к пятому вопросу, необходимо раскрыть понятие и виды социального обслуживания (содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения, содержание детей в детских учреждениях, социально-консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, реабилитационные услуги и т.д.).
Вопросы для самоконтроля
1. Правовой статус страховщика?
2. Правовой статус страхователя?
3. Больничный листок?
4. Профессиональная подготовка и трудоустройства инвалидов?
5. Виды обеспечения по страхованию?
6. Понятие и виды компенсационных выплат?
7. Социальная помощь на дому?
8. Понятие лекарственной помощи?
9. Понятие и система социальных льгот?
Семинар № 18. Трудовой стаж
Вопросы для подготовки:
1. Понятие, виды и значение трудового стажа.
2. Юридическое значение и порядок определения общего трудового стажа.
3. Специальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсий за выслугу лет.
4. Доказательства трудового стажа.
При рассмотрении первого вопроса студенты должны раскрыть понятие трудового стажа, указать и кратко пояснить виды трудового стажа, а также проанализировать значение трудового стажа в трудовых правоотношениях.
По второму вопросу необходимо указать нормативно-правовую базу, которая регулирует порядок исчисления трудового стажа, а также раскрыть порядок определения общего трудового стажа.
В третьем вопросе необходимо раскрыть порядок исчисления выслуги лет государственных и муниципальных служащих, дающей право на пенсию. Выслуга лет работников органов прокуратуры и судей.
Готовясь к четвертому вопросу, студенты должны дать понятие и краткую характеристику доказательств трудового стажа.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие иные периоды засчитываются в страховой стаж наравне с работой?
2. Какие периоды работы включаются в общий трудовой стаж?
3. Что понимается под выслугой лет?
4. Как подтверждается стаж?
5. Правила оформления документов для подтверждения трудового стажа?
6. Какой порядок подтверждения трудового стажа по свидетельским показаниям?
Семинар № 19. Пенсионное обеспечение
Вопросы для подготовки:
1. Организация и деятельность Пенсионного фонда РФ.
2. Понятие и виды пенсий.
3. Исчисление пенсий. Назначение и выплата пенсий.
4. Современное пенсионное законодательство.
При рассмотрении первого вопроса студенты должны раскрыть нормативно-правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ, а также указать основные принципы его деятельности и задачи, решаемые Пенсионным фондом.
При ответе на второй вопрос необходимо дать понятие пенсии и кратко охарактеризовать основные виды пенсий (трудовая, социальная и т.д.).
Готовясь к ответу на третий вопрос, следует рассмотреть порядок исчисления и выплаты пенсий гражданам РФ и лицам, прибывшим на территорию России из государств, а также раскрыть процедуру выплаты пенсии по старости, по случаю потери кормильца.
По четвертому вопросу студентам необходимо изучить ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Вопросы для самоконтроля
1. Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению?
2. Круг лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии?
3. Каким категориям служащих назначаются пенсии за выслугу лет?
4. Содержание ежемесячного пожизненного содержания?
5. Виды пенсии по инвалидности?
6. Полномочия МСЭК?
7. Кто считается нетрудоспособным членом семьи умершего?
Семинар № 20. Международное законодательство о труде
Вопросы для подготовки:
1. Понятие международно-правового регулирования труда.
2. Источники международно-правового регулирования труда
3. Способы защиты прав и свобод человека в области труда.
При ответе на первый вопрос необходимо дать определение международно-правового регулирования труда и раскрыть направления взаимодействия международно-правового законодательства и трудового законодательства РФ.
По второму вопросу студентам необходимо рассмотреть классификацию источников международно-правового регулирования труда (охарактеризовать акты, принятые Международной организацией труда, а также рассмотреть конвенции и рекомендации).
Готовясь к третьему вопросу, необходимо рассмотреть способы защиты прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы, а также в области условий и охраны труда.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и содержание международно-правового регулирования труда?
2. Принципы деятельности МОТ?
3. Полномочия Генеральной конференции, Административного совета и Международного бюро труда?
4. Содержание принципа «трипартизма»?
5. Нормативно содержание конвенций и рекомендаций, иных нормативных актов МОТ?
6. Процессуальный порядок ратификации, имплементации и денонсации конвенций и рекомендаций МОТ органами государственной власти Российской Федерации?
7. Трудовые права российских граждан за рубежом?