Использование методов построения рисунков с помощью инструментов в corel draw.
ВЕКТОРНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Методические указания к лабораторным работам
для студентов дневной формы обучения.
Для всех специальностей факультета
экономики и менеджмента
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Утверждено
редакционно-издательским советом СПбГЭТУ
Составитель:
доцент к.т.н. И.Б. Никифоров
Рецензенты:
канд. эконом. наук, доц. А.А. Макаров (ИНЖЭКОН)
дизайнер издательства «Экспресс-сервис» В.В. Золотухин
Подготовлено на кафедре
менеджмента и систем качества
Отпечатано в авторской редакции
с оригинал-макета, подготовленного на кафедре
©СПбГЭТУ, 2006
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания по выполнению лабораторных работ по предмету «Компьютерная графика» включают в себя изучение таких пакетов как Corel Draw и Adobe PageMaker.
Цель данных методических указаний – рассмотреть основные возможности наиболее популярных программ по работе с компьютерной графикой. Они содержат краткое описание основных понятий и технологических возможностей по дизайну и обработке векторной, растровой графики и основные приемы работы с публикациями.
Для выполнения заданий необходимы знания операционной системы Windows и основных приложений Microsoft Office в объеме начального курса дисциплины «Информатика».
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКЕ
Специализированные дизайнерские программы обычно спроектированы для работы либо с объектами, либо с растровыми изображениями. CorelDraw11 представляет собой объектно-ориентированную программу рисования. Для создания объектов используются специальные инструменты, с помощью которых можно воспроизводить различные фигуры, задаваемые математическими формулами. Объекты также называют векторами, или рисунками.
Векторный объект обладает определяющими свойствами, такими как цвет, форма и размер. Независимо от того, вблизи или издалека рассматривается объект, на экране его линии выглядят гладкими, а цвета - естественными. Объекты рисунка не связаны друг с другом, поэтому их можно по отдельности выделять, перемещать, изменять размер, цвет или слой (например, перевести с переднего плана на задний). Нет какой-либо зависимости качества рисунков от экранного разрешения, качество печати зависит только от установок принтера.
ЧАСТЬ 1. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА НА ПРИМЕРЕ
СOREL DRAW 11
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ В COREL DRAW.
Цель работы:создать рисунок снеговика, используя набор инструментов рисования CorelDraw.
Документы CorelDraw11 состоят из отдельных элементов, называемых объектами. Граница объекта называется путем (Path). Путь бывает замкнутым или открытым.
К объекту с замкнутым путем можно применить заливку цветом, а с открытым - нельзя. Путь формируется из узлов, которые пересекает граница объекта.
Некоторые инструменты CorelDraw11 автоматически создают объекты с замкнутым путем. Например, инструментом EllipseTool (Эллипс) можно рисовать овалы и окружности, инструментом RectangleTool (Прямоугольник) - квадраты и прямоугольники, а инструмент PolygonTool (Многоугольник) позволяет воспроизводить многоугольники.
Другие инструменты предназначены для создания объектов, как с замкнутым, так и с открытым путем. С помощью инструмента FreehandTool (Рука) можно нарисовать и линию (открытый путь), и окружность (замкнутый путь). Инструмент BezierTool (Безье) применяется для рисования изогнутых линий и замкнутых фигур.
Созданный рисунок можно сохранить в файле или распечатать, задав высокое разрешение или печать цветоделений. В режиме Print Preview (Предварительный просмотр) можно увидеть, как будет выглядеть каждая страница напечатанного документа
Выполнение работы:
1. Запустить программу CorelDraw11.
Щелкните по кнопке Пуск (Start) на панели задач Windows и выполните команду Программы→CorelDraw11.
2. Создать новый документ.
Выберите команду Новый из заставки либо выберите команду меню Файл→Новый, либо щелкните по значку / - Новый на панели инструментов, либо нажмите клавиши Ctrl+N.
3. Сохранить открытый документ.
· Выберите команду меню File→Save(Файл → Сохранить) или File→Save As(Файл → Сохранить как).
· Откройте диск, где нужно сохранить рисунок.
· Введите название рисунка «Снеговик» в поле File Name(Имя файла). По умолчанию устанавливается тип файла CorelDraw11 (с расширением .cdr). Чтобы сохранить файл в другом формате, выберите нужный тип из списка Save As type(Сохранить как тип).
· Нажмите кнопку Save.
4. Создать рисунок Снеговика для поздравительной открытки
Рис. 1 Интерфейс CorelDraw11
4.1. Построить голову, тело и глаза Снеговика, создать овалы или окружности.
· Выберите значок Ellipse(Эллипс). Указатель примет форму крестика с присоединенным к нему крошечным эллипсом.
· Щелкните левой клавишей мыши в любой точке окна и потащите указатель по диагонали. По мере перетаскивания появляется эллипс.
· Чтобы завершить его рисование, отпустите клавишу мыши. Эллипс будет выделен, при этом вверху его показан один узел, а вокруг него - восемь маркеров.
Чтобы нарисовать окружность, нажмите клавишу Ctrl при перетаскивании указателя. При этом сначала нужно отпустить мышь, а уж затем клавишу Ctrl.
4.2. Выделить объекты:
4.2.1. Выделить один объект
· На панели инструментов выберите Pick Tool (Указатель).
· Щелкните по объекту, который нужно выделить. Вокруг него появятся восемь маркеров.
4.2.2. Выделить несколько объектов
· На панели инструментов выберите Pick Tool(Указатель).
· Удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните по каждому из объектов, которые нужно выделить. По мере выбора дополнительных объектов маркеры будут охватывать все большую область рисунка, окружая все выделенные объекты
· Отпустите клавишу мыши, когда маркировка охватит все объекты. Группа элементов будет выделена маркерами, как один объект.
4.2.3. Выделить все объекты на странице:
Выполните команду меню Edit→Select All & Objects(Правка → Выделить все→Объекты); нажмите Ctrl+A; дважды щелкните по значку Pick Tool.
4.3. Передвинуть объекты.
4.3.1. Переместить объект методом перетаскивания:
· щелкнуть по объекту инструментом Pick Toolи, удерживая нажатой левую клавишу мыши, перетащить объект в нужное положение;
· щелкнуть по объекту другим инструментом рисования, например RectangleTool(Прямоугольник), нажать левую клавишу мыши на значке X в центре и, не отпуская ее, перетащить объект в новое положение.
4.3.2. Переместить объект путем сдвига:
· Выделите объект инструментом PickToolили любым другим.
· Нажимайте клавиши перемещения курсора, чтобы переместить объект на расстояние, равное заранее установленному сдвигу. Чтобы передвинуть объект на расстояние, равное некоторой доле установленного сдвига, удерживайте нажатой клавишу Ctrl, работая с клавишами перемещения курсора. Чтобы передвинуть объект на расстояние, равное нескольким сдвигам, удерживайте нажатой клавишу Shift, работая с клавишами перемещения курсора.
4.3.3. Переместить объект методомзадания новых координат:
· Выделите объект инструментом PickToolили любым другим.
· На панели свойств введите значения для X (горизонтальной) и Y (вертикальной) координат. Эти координаты задают положение центра объекта. Нажмите клавишу Enter.
4.4.Раскрасить построенные объекты.
Заливка объекта сплошным цветом, называемая однородной, выполняется элементарным щелчком мыши. Однако, прежде чем заливать объект, необходимо добиться, чтобы его контур был замкнутым.
4.4.1.Раскрасить замкнутый контур.
· Выделите один или более замкнутых объектов.
· Щелкните по цвету в любой открытой палитре
Чтобы просмотреть дополнительные цвета, доступные на палитре, щелкайте по стрелкам вверх и вниз.
|
4.4.2.Изменить цвет контура выделенного объекта:
· щелкните правой клавишей мыши по цвету в палитре.
· Удалить цвет контура, щелкнув правой клавишей в палитре по квадратику со значком X.
4. 5. Заполнить объекты градиентной заливкой:
Градиентную заливку можно создавать с помощью следующих инструментов:
• Fill Tool (Заливка) - Fountain Fill Dialog (Градиентная заливка), где заливка создается на основе параметров, установленных в диалоговом окне;
• Interactive Fill Tool (Интерактивная заливка), где заливка создается путем выбора параметров на панели свойств и манипуляций мышью с объектом.
Для создания градиентной заливки с помощью диалогового окна Fountain Fill:
· Выделите объект с замкнутым путем.
· Из раскрывающейся панели Fill вызовите диалоговое окно Fountain Fill или нажмите клавишу F11).
· В появившемся диалоговом окне выберите тип заливки из списка Туре (Тип).
· Установите другие параметры, такие как начальный (раскрывающаяся палитра From(От)) и конечный (раскрывающаяся палитра То(До)) цвета, Angle(Угол) и Mid-Point(Центральная точка).
· Нажмите ОК. Градиентная заливка будет применена к объекту.
4.6.Скопировать овал глаза 2 раза.
· Выделите объект, который нужно скопировать.
· Выберите команду меню Edit→Сору(Правка→Копировать) или нажмите клавиши –Ctrl+C.
· Объект будет добавлен в Буфер обмена.
· Выполните команду меню Edit→Paste(Правка→Вставить) или нажмите клавиши Ctrl+V.
· 4.Копия объекта появится в рисунке.
4.7. Построить ведро на голове Снеговика способом построения прямоугольника с закругленными верхними углами.
4.7.1. Построить прямоугольник (заготовку ведра).
· Выберите инструмент Rectangle Tool (Прямоугольник) на панели инструментов или нажмите F6. Указатель мыши примет форму крестика с присоединенным к нему крошечным прямоугольником.
· Щелкните левой клавишей мыши в любой точке окна и потащите указатель по диагонали. По мере перетаскивания появляется прямоугольник.
· Завершить рисование, отпустив клавишу мыши. Прямоугольник будет выделен, при этом в четырех его углах показаны узлы, а вокруг него восемь маркеров. Для изменения размеров прямоугольника щелкните по маркеру и потащите его.
4.7.2. Закруглить углы прямоугольника.
После того как прямоугольник нарисован, можно закруглить его углы. Эта операция выполняется для всех углов сразу или только для нескольких из них. Углы могут быть слегка закругленными, создавая эффект смягчения, или сильно закругленными, практически превращая прямоугольник в овал.
Для закругления углов прямоугольника:
· На панели инструментов из дополнительной панели инструментов ShapeTool (Форма) выберите значок ShapeTool или нажмите клавишу F10.
· Выберите прямоугольник, который нужно закруглить. Вокруг него появятся четыре черных узла. Невыделенные узлы (если таковые имеются) отображаются в виде маленьких незакрашенных квадратов.
· Чтобы одинаково закруглить все углы, выделите сразу все узлы, а затем потяните мышью один из них;
· Чтобы закруглить только отдельные углы, щелкните по узлу для выделения, удерживая нажатой клавишу Ctrl(или, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните по нескольким узлам), а затем потяните мышью один из выделенных узлов.
4.8. Построить нос, ноги и звезды вокруг Снеговика построить многоугольники и звезды.
4.8.1. Создать многоугольник:
· Выберите инструмент Polygon Tool (Многоугольник)из раскрывающейся панели Object(Объект) на панели инструментов. Указатель мыши примет вид крестика с присоединенным к нему крошечным многоугольником.
· На панели свойств щелкните по значку Polygon(Многоугольник) и в текстовом поле Number of Points On Polygon (Количество вершин многоугольника) укажите количество сторон.
· Для создания многоугольника, щелкните в окне рисования и потяните указатель мыши по диагонали. Отпустите клавишу мыши, по периметру выделенного объекта появятся узлы.
4.8.2. Создать звезду:
· Выберите инструмент Polygon Toolиз раскрывающейся панели Objectна панели инструментов. Указатель мыши примет вид крестика с присоединенным к нему крошечным многоугольником.
· На панели свойств щелкните по значку Star (Звезда) и в текстовом поле Number of Points On Polygonукажите количество сторон.
· Щелкните в окне рисования и потяните указатель мыши по диагонали. Отпустите клавишу мыши, по периметру выделенного объекта появятся узлы
· Щелкните по переключателю Polygon as Star, установите другие параметры, затем нажмите ОК
4.8.3. Построить многоугольник в форме звезды:
Используя инструмент Polygon,можно создать другой тип звезды - Polygon as Star(Многоугольник в форме звезды). В отличие от звезды, описанной выше, этот объект представляет собой контур, который можно залить цветом, текстурой или узором.
· Дважды щелкните по инструменту Polygon Tool.Появится диалоговое окно Options(Параметры) с открытым разделом Polygon Tool.
· Щелкните по переключателю Polygonas Star(Многоугольник в форме звезды).
· Укажите количество вершин звезды и настройте ползунок Sharpness sliderbar(Настройка заостренности лучей звезды).
· Нажмите кнопку ОК. Вновь появится окно рисования.
· Щелкните мышью в нужной точке окна и потащите указатель. Отпустите клавишу мыши, появится выделенный объект.
4.9 Построить рот и руки Снеговика
4.9.1. Нарисовать прямую линию:
· Выберите инструмент Freehand.Указатель примет форму крестика с присоединенной к нему крошечной волной .
· Щелкните по точке, откуда должна начаться прямая.
· Щелкните там, где будет располагаться ее конец.
Во время рисования кривой с помощью инструмента FreehandCorelDraw автоматически размещает на ней узлы. Чем быстрее передвигается указатель мыши, тем меньше появляется узлов. Если замедлить темп рисования, программа добавит дополнительные узлы, предполагая, что этому участку кривой придается особое значение.
4.9.2. Нарисовать кривую линию:
· Выберите инструмент Freehand.Указатель примет форму крестика с присоединенной к нему крошечной волной .
· Щелкните мышью в исходной точке и, не отпуская клавишу мыши, потащите указатель (так, будто ведете карандашом по бумаге).
· Отпустите клавишу, когда линия будет закончена. CorelDraw сгладит нарисованную кривую. Вдоль пути появится несколько узлов.
4.9.3. Стереть участок кривой:
· Не отпуская клавишу мыши, нажмите и удерживайте нажатой клавишу Shift.
· Потащите инструмент Freehand Toolобратно вдоль нарисованной кривой. По мере передвижения курсора линия стирается.
· Когда будет удален нужный участок кривой, отпустите клавишу Shift (не отпуская мышь).
· Продолжите рисование кривой и создайте замкнутый объект при помощи инструмента Freehand, закончив рисование контура в той же точке, в которой начиналось рисование.
4.9.4. Нарисовать прямую линию, используя инструмент Bezier Tool
Инструмент Bezier Tool (Кривая Безье) применяется для точного рисования гладких кривых от узла к узлу. По мере создания узлов можно управлять кривизной линии, манипулируя контрольными точками узла.
· Для создания прямой линии выберите инструмент Bezier Tool из раскрывающейся панели Curve (Кривая). Указатель примет форму крестика с присоединенной к нему крошечной кривой.
· Щелкните по точке, где будет располагаться первый узел.
· Щелкните там, где будет находиться следующий узел. Между двумя узлами появится участок прямой линии.
· Чтобы присоединить дополнительный отрезок прямой, повторите шаг 3.
· Когда рисование будет закончено, нажмите клавишу пробела или выберите другой инструмент.
4.9.5. Нарисовать кривую линию, используя инструмент Bezier Tool
· Выберите инструмент Bezier Tool.
· Установите инструмент в точке, откуда начнется кривая, затем щелкните мышью и потащите ее. Появится узел с двумя контрольными точками, которые растягиваются в противоположных направлениях по мере перетаскивания мыши.
· Отпустите клавишу мыши, когда контрольные точки окажутся на нужном расстоянии от узла.
· Установите указатель в той точке, где нужно поместить второй узел.
· Щелкните мышью и потащите ее, чтобы создать узел с двумя контрольными точками. Между двумя точками появится сегмент кривой линии.
· Чтобы добавить следующий узел и продолжить кривую, повторите последние 2 шага. Когда рисование будет закончено, нажмите клавишу пробела.
4.9.6.Изменение характеристик линии
Используя раскрывающуюся панель Outline (Контур) и диалоговое окно Outline Pen (Параметры контура) изменить толщину линии, ее стиль (от сплошного до штрихового или пунктирного), выбрать новый цвет, добавить стрелочки или придать линии такой вид, как будто она была нарисована каллиграфическим пером.
Для этого на вкладке Outline (Контур) в закрепленном окне Object Properties (Свойства объекта) установить толщину линии, ее стиль, цвет и тип стрелок можно .
Чтобы открыть это окно, щелкните правой клавишей мыши по объекту и из контекстного меню выберите команду Properties (Свойства) либо выполните команду главного меню Window→Dockers → Properties (Окно→Закрепленные окна→Свойства).
Отразить объекты
Объект можно отражать вертикально, горизонтально или в обоих направлениях. Эта операция выполняется путем перетаскивания центрального маркера либо с использованием вкладки Scale and Mirrorзакрепленного окна Transformations.
· Для отражения объекта выделите объект. Вокруг него появятся восемь черных маркеров
· Для горизонтального отражения объекта при нажатой клавише Ctrl, перетаскивайте левый или правый центральный маркер в противоположном направлении. (Правый маркер - влево, левый - вправо.)
· Для вертикального отражения объекта при нажатой клавише Ctrl перетаскивайте нижний центральный или верхний центральный маркер в противоположном направлении. (Верхний маркер - вниз, нижний -вверх.)