Круглого стопа по обсуждению проекта Концепции социального государства РФ

Ноября 2002 г.

У

частники круглого стола по обсуждению проекта Концепции соци­ального государства отмечают, что в 1993 году Россия сделала свой исторический выбор, зафиксировав в ст. 7 Конституции Российской Федерации положение, по которому «Российская Федерация - социальное го­сударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавлива­ется гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвали­дов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавли­ваются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защи-

За истекшие девять лет сделан ряд шагов по реализации этой конституци­онной нормы.

Однако формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале концептуальной и нормативной разработки и прак­тического осуществления намеченных целей. Внутренних причин такой си­туации, зависящих от органов власти и управления, общественных объедине­ний и граждан, здесь несколько: одни не знают, что делать, другие этого не умеют делать, а третьи - не хотят.

Участники заседания круглого стола считают, что в настоящее время на­зрела острая необходимость выработки научно обоснованной Концепции и Программы государственных мер по приведению реальной жизни в соответст­вие с провозглашенными конституционными нормами.

Для этого предстоит дать объективную оценку происходящего и провести с широким участием общественности квалифицированное обсуждение реально­го социального, экономического, правового положения страны и перспектив ее развития, выработать ясную, реалистичную, согласованную программу кол­лективных действий по реализации провозглашенной конституционной нор­мы: Россия - социальное государство.

По мнению участников заседания круглого стола, решению этих задач, в определенной мере, призвана способствовать Концепция социального госу­дарства, которая разработана, обсуждена и принята на этом заседании.

Учитывая это, участники заседания круглого стола, обсудив проект Кон­цепции социального государства, предлагают:

1. В основном одобрить проект Концепции социального государства, раз­работанный временным творческим коллективом, созданным из числа ученых и специалистов Академии труда и социальных отношений, Аналитического управления мэра Москвы, Государственного университета управления, журна­ла «Общество и экономика», Института государства и права РАН, Института социально-политических исследований РАН, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике, Комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике, Министерства образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Мини­стерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Мос­ковской городской думы, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Московского государственного социального университета, Пенсионного фонда Российской Федерации, Постоянного комитета Союзного государства, Научно-экспертного совета при МПА ЕврАзЭс, Российской ака­демии государственной службы при Президенте РФ, Российской академии наук, Федерации независимых профсоюзов России.

2. Поручить редакционной комиссии доработать проект Концепции с уче­том состоявшегося обсуждения на заседании круглого стола и считать ее при­нятой.

3. Рекомендовать Оргкомитету направить Концепцию социального госу­дарства Президенту РФ, Совету Федерации РФ, Государственной думе РФ, Правительству РФ, социальным партнерам - профсоюзам и предпринимате-

лям, общественным объединениям, СМИ и другим заинтересованным органи­зациям.

4. Просить Президента РФ В.В. Путина поручить:

• рассмотреть Концепцию социального государства на заседании Государ­ственного совета;

• подготовить предложение о проведении Всероссийской конференции, по­священной обсуждению Концепции и Программы государственных мер, на­правленных на реализацию конституционных целей создания социального государства с социальным рыночным хозяйством;

• возобновить деятельность Совета по социальной политике при Президен­те России.

5. Предложить Академии труда и социальных отношений:

• издать материалы заседания круглого стола и направить их всем его уча­стникам и заинтересованным организациям;

• создать на ее базе Научно-методический центр по проблемам социально­го государства;

• подготовить учебник по тематике «Социальное государство», второе из­дание словаря-справочника «Социальное государство» и с участием заинтере­сованных учебных и научных учреждений разработать учебную программу для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

'В Конституции РФ наряду со ст. 7, определяющей социальный статус государства, предусмотрено предоставление гражданам важнейших гарантий и прав социального характера: на труд и его оплату (ст. 37, п. 1-4); на отдых (ст. 37, п. 5); на защиту мате­ринства, детства и семьи (ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безо­пасность (ст. 42); на образование (ст. 43); на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

2Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием гражданского общества, де­мократизацией общественной жизни, созданием правового и социального государства. Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от возможностей власти и усмотрения чиновников. Осо­бенно важно выделить тендерное равенство при обосновании перспектив развития сфе­ры занятости, рынка труда и политики доходов.

Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европей­ской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя:

1. право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем дос­туп к нормальному жилью по разумным ценам;

2. право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспе­чить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проводить поли­тику предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев;

3. право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к выс­шему образованию - исключительно на основе личных способностей;

4. право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания проф­союзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов;

5. право на социальную защиту и, значит, на: социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществле­ние особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;

6. право на свободу передвижения и воссоединения семей;

7. право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. .

На конференции Совета Европы (14-15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным пра­вам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего:

- растет нищета и отчужденность в обществе;

- снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) произво­дительная сила;

- население болеет, стареет и умирает;

- падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе;

- уменьшается человеческий потенциал;

- уничтожается гражданское общество;

- расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма;

- теряется легитимность самого государства.

Многие Европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хар­тии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высоко конкурентоспособными. 4Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено установление госу­дарственных образовательных стандартов, определяющих общие контуры единого об­разовательного пространства.

В соответствии с указанным Законом утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, которым установлены структура высшего образования, общие требования к содержанию высшего образования, к основ­ным профессиональным образовательным программам, включающим федеральные и региональные компоненты, и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных требований к уровню подготовки выпуск­ников. В настоящее время проводится работа по подготовке государственных образова­тельных стандартов среднего общего, профессионального начального и среднего про­фессионального образования.

Наши рекомендации