Круглого стопа по обсуждению проекта Концепции социального государства РФ
Ноября 2002 г.
У |
частники круглого стола по обсуждению проекта Концепции социального государства отмечают, что в 1993 году Россия сделала свой исторический выбор, зафиксировав в ст. 7 Конституции Российской Федерации положение, по которому «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защи-
За истекшие девять лет сделан ряд шагов по реализации этой конституционной нормы.
Однако формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале концептуальной и нормативной разработки и практического осуществления намеченных целей. Внутренних причин такой ситуации, зависящих от органов власти и управления, общественных объединений и граждан, здесь несколько: одни не знают, что делать, другие этого не умеют делать, а третьи - не хотят.
Участники заседания круглого стола считают, что в настоящее время назрела острая необходимость выработки научно обоснованной Концепции и Программы государственных мер по приведению реальной жизни в соответствие с провозглашенными конституционными нормами.
Для этого предстоит дать объективную оценку происходящего и провести с широким участием общественности квалифицированное обсуждение реального социального, экономического, правового положения страны и перспектив ее развития, выработать ясную, реалистичную, согласованную программу коллективных действий по реализации провозглашенной конституционной нормы: Россия - социальное государство.
По мнению участников заседания круглого стола, решению этих задач, в определенной мере, призвана способствовать Концепция социального государства, которая разработана, обсуждена и принята на этом заседании.
Учитывая это, участники заседания круглого стола, обсудив проект Концепции социального государства, предлагают:
1. В основном одобрить проект Концепции социального государства, разработанный временным творческим коллективом, созданным из числа ученых и специалистов Академии труда и социальных отношений, Аналитического управления мэра Москвы, Государственного университета управления, журнала «Общество и экономика», Института государства и права РАН, Института социально-политических исследований РАН, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике, Комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике, Министерства образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Московской городской думы, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Московского государственного социального университета, Пенсионного фонда Российской Федерации, Постоянного комитета Союзного государства, Научно-экспертного совета при МПА ЕврАзЭс, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Российской академии наук, Федерации независимых профсоюзов России.
2. Поручить редакционной комиссии доработать проект Концепции с учетом состоявшегося обсуждения на заседании круглого стола и считать ее принятой.
3. Рекомендовать Оргкомитету направить Концепцию социального государства Президенту РФ, Совету Федерации РФ, Государственной думе РФ, Правительству РФ, социальным партнерам - профсоюзам и предпринимате-
лям, общественным объединениям, СМИ и другим заинтересованным организациям.
4. Просить Президента РФ В.В. Путина поручить:
• рассмотреть Концепцию социального государства на заседании Государственного совета;
• подготовить предложение о проведении Всероссийской конференции, посвященной обсуждению Концепции и Программы государственных мер, направленных на реализацию конституционных целей создания социального государства с социальным рыночным хозяйством;
• возобновить деятельность Совета по социальной политике при Президенте России.
5. Предложить Академии труда и социальных отношений:
• издать материалы заседания круглого стола и направить их всем его участникам и заинтересованным организациям;
• создать на ее базе Научно-методический центр по проблемам социального государства;
• подготовить учебник по тематике «Социальное государство», второе издание словаря-справочника «Социальное государство» и с участием заинтересованных учебных и научных учреждений разработать учебную программу для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
'В Конституции РФ наряду со ст. 7, определяющей социальный статус государства, предусмотрено предоставление гражданам важнейших гарантий и прав социального характера: на труд и его оплату (ст. 37, п. 1-4); на отдых (ст. 37, п. 5); на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на экологическую безопасность (ст. 42); на образование (ст. 43); на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).
2Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием гражданского общества, демократизацией общественной жизни, созданием правового и социального государства. Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от возможностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить тендерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов.
Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя:
1. право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам;
2. право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проводить политику предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев;
3. право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию - исключительно на основе личных способностей;
4. право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов;
5. право на социальную защиту и, значит, на: социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;
6. право на свободу передвижения и воссоединения семей;
7. право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др. .
На конференции Совета Европы (14-15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего:
- растет нищета и отчужденность в обществе;
- снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила;
- население болеет, стареет и умирает;
- падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе;
- уменьшается человеческий потенциал;
- уничтожается гражданское общество;
- расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма;
- теряется легитимность самого государства.
Многие Европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высоко конкурентоспособными. 4Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено установление государственных образовательных стандартов, определяющих общие контуры единого образовательного пространства.
В соответствии с указанным Законом утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, которым установлены структура высшего образования, общие требования к содержанию высшего образования, к основным профессиональным образовательным программам, включающим федеральные и региональные компоненты, и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных требований к уровню подготовки выпускников. В настоящее время проводится работа по подготовке государственных образовательных стандартов среднего общего, профессионального начального и среднего профессионального образования.