Организация и руководство практикой
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный социально-экономический университет
Кафедра информационных систем в экономике
Программа
производственной практики для студентов IV курса
факультета информатики и информационных технологий
специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)»
(специализация «Информационные системы в банковском деле»)
Утверждена
На заседании кафедры
Г.
Саратов
Составители:
доктор экон. наук, профессор Бочаров Е.П.,
доктор физ.-мат. наук, профессор Гусятников В.Н.,
доктор экон. наук, профессор Кальянов Л.В.,
Канд. экон. наук, доцент Соколова Т.Н.
Программапроизводственной практики для студентов IV курса факультета информатики и информационных технологий специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» (специализация «Информационные системы в банковском деле») / Сост. Е.П. Бочаров, В.Н. Гусятников, Л.В.Кальянов, Т.Н. Соколова
Рекомендует к печати
Учебно-методический совет СГСЭУ
«______» _______________ 200__г.
Печатается в авторской редакции
Подписано в печать | Формат 60Х84 1/16. | ||
Бумага типогр. №2. | Печать Riso. | ||
Уч.-изд. л. 0,5 | Заказ | Тираж 40 экз. | |
410003 Саратов, ул. Радищева, 89. СГСЭУ
Введение
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочим учебным планом по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» (специализация «Информационные системы в банковском деле») предусматривается прохождение студентами производственной практики. Производственная практика проводится на IV курсе. Она обеспечивает закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе.
Базами производственной практики являются банки и фирмы, занимающиеся разработкой и сопровождением информационных систем. Производственную практику студенты могут проходить и на выездных базах.
Продолжительность производственной практики определяется в соответствии с учебным планом и составляет 4 недели.
За период прохождения производственной практики студенты должны собрать практический материал для отчета о практике в соответствии с содержанием настоящей программы.
Назначение и задачи практики
Целью производственной практики в банках, других кредитных учреждениях и фирмах, занимающиеся разработкой и сопровождением информационных систем, является закрепление и расширение теоретических и практических знаний по информационным технологиям, экономическим и правовым дисциплинам, умение применять их при решении конкретных задач, развитие навыков ведения самостоятельной работы.
Основными задачами производственной практики являютcя:
§ закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам, спецкурсам;
§ приобретение студентами навыков практической работы;
§ ознакомление с особенностями проведения банковских операций
§ ознакомление с особенностями используемой автоматизированной банковской системы
§ совершенствование знаний языков программирования.
Организация и руководство практикой
Направление студентов па практику производится на основе приказа ректора университета.
Учебно-методическое руководство и контроль за проведением практики студентов специальности осуществляет выпускающая кафедра. Заведующий кафедрой назначает руководителя производственной практики из числа преподавателей кафедры.
Перед началом практики кафедра организует совещание, на котором студенты получают разъяснения по поводу прохождения практики, выполнения программных заданий, а также необходимые документы: дневник практики, программу практики, сопроводительное письмо на базу практики.
Руководитель практики от кафедры:
осуществляет методическое руководство работой практикантов, консультирует студентов по вопросам, возникающим при выполнении программы практики, составлении отчета;
контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, норм и правил по охране труда и техники безопасности;
составляет заключение по отчету студентов о прохождении практики;
участвует в работе комиссии по защите отчета по практике.
Руководитель практики от предприятия:
оказывает помощь в оформлении на практику, проведении инструктажа по технике безопасности;
обеспечивает практикантов рабочими местами;
обеспечивает студентов-практикантов необходимыми информационными источниками, оказывает помощь в подборе материалов, их анализе в соответствии с программой практики,
организует консультации с ведущими специалистами других отделов и служб банка при появлении у студентов вопросов, связанных с деятельностью соответствующих отделов и служб;
контролирует работу студентов-практикантов и соблюдение ими трудовой дисциплины;
проверяет отчет и дает письменный отзыв с оценкой его содержания.
Студент-практикант обязан:
полностью и своевременно выполнять задания, предусмотренные программой практики;
подчиняться действующим в банке правилам внутреннего распорядка;
собрать и обобщить материалы, необходимые для написания отчета;
вести дневник, в котором систематически делать записи о выполненной работе;
регулярно (не реже раза в две недели) информировать руководителя практики от университета о проделанной работе;
своевременно представить на кафедру отчет о практике вместе с дневником и отзывом руководителя практики от предприятия и защитить отчет в установленные кафедрой сроки.
Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются на практику повторно или отчисляются из университета.
Содержание производственной практики
Студентам необходимо разобраться в следующих вопросах и осветить их в отчете по производственной практике:
1. Общая характеристика предприятия:
1.1. форма собственности;
1.2. организационная структура;
1.3. основные направления деятельности (без раскрытия сведений, составляющих коммерческую тайну);
1.4. какие задачи обработки информации решаются на предприятии и как они распределены по структурным подразделениям и рабочим местам.
2. Дать описание применяемой на предприятии информационной системы:
2.1. архитектура применяемой информационной системы и ее основные модули;
2.2. степень интеграции в информационную систему структурных подразделений организации и отдельных рабочих мест;
2.3. наличие в составе ИС единого информационного хранилища и его структура;
2.4. разработчики компонентов ИС, технология ее сопровождения.
3. Заказывалось ли программное обеспечение информационной системы предприятия специально, или применяется адаптированное к конкретным условиям предприятия программное обеспечение? Как часто и на каких условиях производится обновление программного обеспечения?
4. Информационная система предприятия с технической точки зрения: какие компьютеры применяются (тип, основные характеристики: быстродействие, оперативная память, внешние запоминающие устройства, емкость накопителей на жестких дисках), объединены ли они в локальную сеть (если да, то характеристики сервера)
5. Как используются результаты обработки информации на предприятии? (например: для составления отчетов в налоговую инспекцию и т. п.) Используются ли эти результаты при принятии управленческих решений? Каких именно? Как используются?
6. Имеется ли на предприятии выход в Интернет? Какая информация из Интернет используется на предприятии. Имеется ли на предприятии собственный Web-сервер? Если да, то какая информация размещена на Web-сервере?
7. Можно ли, по Вашему мнению, автоматизировать с помощью соответствующих информационных систем те задачи обработки информации, которые в настоящее время решаются на предприятии «вручную»? Какое программное обеспечение Вы бы рекомендовали предприятию для решения этих задач? Можно ли купить это ПО, или необходимо заказывать специальную разработку? Какие фирмы (саратовские, иногородние) Вы могли бы рекомендовать предприятию для разработки информационной системы;
7.1. какие из этих задач решаются с применением компьютерных информационных систем;
7.2. какова структура информации: нормативно-справочная (например, план счетов бухгалтерского учета и т. п.), оперативная. Как происходит корректировка нормативно-справочной информации (например, с помощью системы «Консультант-плюс»);
7.3. характер входной информации (текстовая, числовая). Как осуществляется сбор первичной информации, на каких носителях (бумажные, магнитные, по сети) она поступает в информационную систему. Из каких документов поступает нормативно-справочная информация, из каких документов поступает оперативная информация. Как осуществляется ввод информации в процессе функционирования информационной системы: из диалоговых окон, по сети, с магнитных носителей;
7.4. какая информация «на выходе» информационной системы? Какая часть этой информации выдается в виде бумажных документов?
8. Провести анализ одного из существующих бизнес процессов по следующему плану:
8.1. обосновать выбор бизнес-процесса (процессов);
8.2. охарактеризовать входную информацию и ее структуру;
8.3. описать основные алгоритмы, используемые для обработки;
8.4. описать выходную информацию и характер ее использования при принятии решений;
8.5. выявить неэффективные бизнес-процессы;
8.6. построить CASE диаграмму, содержащую не менее 3 уровней и описывающую существующий бизнес-процесс;
8.7. разработать и обосновать предложения по улучшению бизнес-процесса;
8.8. построить CASE диаграмму, иллюстрирующую предложения по улучшению бизнес-процессов.
Внимание. В пунктах 8.5 — 8.7 должны быть представлены диаграммы IDEF0, IDEF3 и DFD или диаграммы, построенные средствами UML.