Письменного официально-делового текста
План стилистического анализа публицистического текста
1. Стиль текста.
2. Жанр текста.
3. Доминирующая цель (информационная или воздействующая).
4. Тема / проблема, которой посвящен текст.
5. Стилевые черты и языковые особенности текста.
5.1. Понятность текста:
– преобладание общеизвестных слов (указать, из какой сферы: политика, экономика, культура и т.п.);
– присутствие терминов (указать, понятны ли, объясняются ли);
5.2. Актуальность текста:
– присутствие слов, обозначающих актуальные понятия;
– присутствие новых заимствований.
5.3. Объективность изложения:
– присутствие имен собственных, названий (в т.ч. сокращенных);
– присутствие цифровых данных;
– присутствие ссылок, цитат, прямой речи.
5.4. Выраженность точки зрения, отношения автора:
– использование оценочной лексики;
– ведение авторской речи от 1 лица единственного числа (с местоимениями я, мой).
5.5. Призывность, агитационность текста:
– присутствие глаголов в повелительном наклонении при обращении к публике;
– использование восклицательных фраз-призывов.
5.6. Эмоциональность, выразительность изложения:
– присутствие сниженной разговорной лексики и жаргонизмов;
– использование лексических художественных средств (сравнений, метафор, эпитетов);
– использование фразеологизмов, пословиц, разговорных оборотов;
– присутствие газетных клише образного характера;
– использование прецедентных имен, прецедентных текстов;
– использование авторских неологизмов;
– использование синтаксических средств выразительности (включенных в авторскую речь вопросительных предложений, риторических вопросов, восклицательных предложений, разговорных синтаксических структур, антитез, инверсий, парцелляции).
5.7. Консервативность, стандартизованность:
– присутствие газетных клише;
– присутствие клише-канцеляризмов.
5.8. Незначительная грамматическая усложненность текста:
– преобладание глаголов в личной форме;
– небольшое число причастных и деепричастных оборотов;
– не очень длинные цепочки однородных членов;
– преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций;
– присутствие сопровождающих материалов (фото, иллюстрации и пр.);
– особенности визуального оформления (заголовки, подзаголовки, рамки, шрифтовое разнообразие и пр.).
6. Вывод.
План стилистического анализа письменного научного текста
1. Стиль и подстиль текста.
2. Жанр текста.
3. Наука, в рамках которой создан текст.
4. Тема / проблема, которой посвящен текст.
5. Стилевые черты и языковые особенности текста.
5.1. Точность изложения:
– присутствие терминов;
– присутствие общенаучной лексики;
– повтор ключевых слов;
– приведение фактических, цифровых данных;
– использование цитат и ссылок.
5.2. Логичность изложения:
– присутствие служебных и вводных слов и фраз, обеспечивающих связь излагаемых мыслей.
5.3. Обобщенность, отвлеченность излагаемой информации:
– большое количество существительных с абстрактным значением;
– употребление глаголов преимущественно несовершенного вида в форме настоящего времени.
5.4. Сдержанность и строгость тона, безэмоциональность и малая выразительность изложения:
– абсолютное преобладание нейтральной и специальной книжной лексики при отсутствии / минимальной представленности разговорных лексем и выражений;
– использование слов, выражающих рациональную оценку при отсутствии /минимальной представленности эмоционально-оценочных слов;
– присутствие «книжных» форм прилагательных: краткой формы и составной степени сравнения.
– отсутствие / незначительное использование художественных средств
выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты);
– отсутствие / единичное использование фразеологизмов.
5.5. Слабая выраженность личности автора:
– отсутствие конструкций [местоимение я + глагол в личной форме];
– использование конструкций с авторским мы;
– использование безличных конструкций;
– использование страдательных конструкций.
5.6. Грамматическая усложненность текста:
– использование отглагольных существительных;
– использование причастий (в том числе в составе оборотов);
– использование деепричастий (в том числе в составе оборотов);
– использование глаголов в страдательном залоге;
– присутствие цепочек слов в форме родительного падежа;
– преобладание предложений с различными осложняющими структурами (обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения, пояснения, цепочки однородных членов предложения);
– присутствие сложноподчиненных предложений (в том числе с несколькими грамматическими основами).
6. Вывод.
План стилистического анализа
письменного официально-делового текста
1. Стиль текста.
2. Жанр текста / тип и жанр и функции документа.
3. Стилевые черты и языковые особенности текста.
3.1. Стандартизованность текста:
– следование форме документа;
– использование канцеляризмов (слов и словосочетаний).
3.2. Точность и однозначность изложения:
– использование терминов (юридических, экономических, технических);
– использование номенклатурной лексики;
– приведение имен людей;
– приведение цифровых данных;
– повторы ключевых слов.
3.3. Обобщенность изложения:
– использование слов, обозначающих родовые понятия;
– следование композиционному приему «от частного к общему».
3.4. Строгость, официальность тона:
– отсутствие разговорных слов, использование книжных вариантов обозначения предметов, явлений, ситуаций;
– отсутствие эмоционально-оценочных слов, использование слов, выражающих рациональную оценку;
– использование кратких форм прилагательных;
– использование составной степени сравнения прилагательных.
3.5. Грамматическая усложненность текста:
– использование двухосновных слов;
– использование отглагольных существительных;
– использование причастий (в том числе в составе оборотов);
– использование деепричастий (в том числе в составе оборотов);
– использование глаголов в страдательном залоге;
– использование конструкции [глагол + существительное] вместо одиночного глагола;
– использование конструкции [прилагательное + существительное] вместо одиночного существительного;
– использование конструкции [предлог по + существительное в творительном падеже];
– использование конструкций со сложными отыменными предлогами и предложными словосочетаниями;
– присутствие цепочек слов в форме родительного падежа;
– преобладание предложений с различными осложняющими структурами (обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения, пояснения, цепочки однородных членов предложения);
– использование приема рубрикации.
4. Вывод.