Совокупный спрос (ad) и факторы
Его определяющие
Совокупный спрос (AD)– это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объёмы товаров и услуг, то есть реальный объём национального производства, который отечественные и зарубежные потребители, предприятия и правительства готовы купить при любом возможном уровне цен.
При рассмотрении спроса на отдельный товар отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса на товар (понижающий вид кривой спроса D) объяснялась: - эффектом дохода, когда снижение цены товара при неизменном доходе потребителей даёт им возможность приобретать большее его количество; - эффектом замещения, когда снижение цены данного товара делает его относительно более дешёвым и более предпочтительным по сравнению с другими и его покупают больше.
Но данные эффекты не объясняют модель совокупного спроса (AD): - при изменении цен изменяются цены на все товары и эффект замещения не действует столь значительно; - при изменении цен на товары и услуги меняются и доходы всех поставщиков ресурсов, при этом увеличение общего уровня цен не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны и эффект дохода, также не объясняет зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.
Зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется следующими факторами (при этом, с учётом, что НОМИН.ВНП = P · Q, а M · V = P · Q, предполагается, что количество денег в обращении (М) и скорость обращения денег (V) неизменны):
1. Эффект процентной ставки – более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку (плату за кредит в банке), вызывает сокращение величины спроса на ряд инвестиционных и потребительских товаров и в итоге сокращение величины совокупного спроса;
2. Эффект богатства – при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности, денег на срочных счетах в банках и облигаций, находящихся у населения уменьшается, население реально станет беднее и сократит свои расходы;
3. Эффект импортных закупок – повышение уровня цен в стране ведёт к сокращению покупок отечественных товаров и отечественными и зарубежными потребителями и росту потребления импортных товаров, иначе к снижению экспорта и росту импорта.
Неценовые факторы совокупного спроса, влияющие на изменение совокупного спроса в целом:
1. Изменения в потребительских расходах:
а) благосостояние потребителя;
б) ожидания потребителя;
в) задолженность потребителя;
г) налоги;
2. Изменения в инвестиционных расходах:
а) процентные ставки;
б) ожидаемые прибыли от инвестиций;
в) налоги с предприятий;
г) технология;
д) избыточные мощности;
3. Изменения в государственных расходах:
4. Изменения в расходах на чистый объём экспорта:
а) национальный доход в зарубежных странах, - чем он выше, тем выше
спрос за рубежом, и в том числе, на импортные товары;
б) валютные курсы – падение курса национальной валюты приведёт к то-
му, что при прочих равных условиях (в частности, неизменном темпе
инфляции) иностранцы увеличат спрос на товары данной страны, став-
шие для них более дешёвыми, а отечественные потребители сократят
спрос на зарубежные товары и переориентируются на отечественные.