Потребительского поведения

Общая и предельная полезность

Кардиналистский подходоснован на предположении о возможности из­мерения различных благ в гипотетических единицах полезно­сти — ютилях. Измеримость полезности предполагает, что потребитель может определять как полезность всей совокупности, так и любой дополнительной единицы блага. Различают общую (или совокупную) и предельную полезность.

Общая полезность (TU - total utility) – это удовлетворение, которое получает индивид от всего количества потребленного блага.

Предельная полезность (MU - marginal utility) - это прирост общей полезности, который индивид получает в результате потребления дополнительной (следующей) единицы блага.

Общая и предельная полезности обычно записываются таблично:

Q TU MU
-

и изображаются графически (рис. 4-1):

Рис. 4-1. Графики общей (TU) и предельной (MU) полезности

Потребительского поведения - student2.ru

Первый закон Госсена

По мере увеличения количества единиц потребленного блага общая полезность TU растет, а предельная полезность MU убывает.

Этот факт вошел в экономическую теорию под названием первого закона Госсена или закона убывающей предельной полезности: по мере насыщения потребности в каком-то благе удовлетворение от потребления каждой последующей единицы этого блага падает.

Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная еди­ница этого блага. А это значит, что ценность блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Потребительское равновесие

Потребитель сопоставляет, соизмеряет полезность различ­ных благ и наборов благ, чтобы максимизировать ожидаемую полезность от их потребления, иначе говоря, достичь точки по­требительского равновесия.

Потребительское равновесие - это максимум полезности, который может получить потребитель при данных вкусах, ценах и доходах.

При моделировании поведения потребителя эконо­мисты основываются на:

• ограниченности дохода потребителя,

• аксиоме ненасыщенности (потребитель стремится иметь большее ко­личество любых благ);

• аксиоме увеличения общей полезности,

• аксиоме убывания предельной полезности

Допустим, потребляются три блага: А, В, С. Предельная полезность, цена и взвешенная предельная полезность каждого блага (т.е. предельная полезность, приходящаяся на 1 руб. — MU/P) приведены в таблице:

Блага MU Р MU/P
А
В
С

Из таблицы видно, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку каждый рубль, потраченный на благо В приносит больше полез­ности, чем на блага А и С. Рациональный потребитель в этом случае увеличит потребление блага В и уменьшит потребление блага А. В результате пре­дельная полезность блага А(MUA) возрастет, а предельная полезность блага В (МUB) снизится.

Второй закон Госсена

Чтобы достигнуть состояния равновесия, потребитель будет перераспределять свой доход до тех пор, пока не уравняет взвешенные предельные полезности. В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит, максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства взвешенных предельных полезностей всех потребленных благ. Иными словами, потребительское равновесие достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова незави­симо от того, на какой именно товар она израсходована.

В резуль­тате перераспределения расходов на покупки могут быть получены следующие данные:

Блага MU Р MU/P
А
В
С

В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ соста­вит 255 (150 + 60 + 45). Любая другая комбинация дает меньшую суммар­ную полезность для покупателя. Экономисты говорят, что потребитель находится в состоянии равновесия при условии:

Потребительского поведения - student2.ru

где l — предельная полезность денег.

Для любого непокупаемого товара Х будет верно условие:

Потребительского поведения - student2.ru

Это условие означает, что предельная полезность денег для потребителя больше, чем полезность товара, поэтому он не купит данный товар.

Наши рекомендации