ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Кафедра «Общая экономическая теория»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Кафедра «Общая экономическая теория»

ЭКОНОМИКА

Методические указания

По выполнению контрольной работы для студентов

Неэкономических специальностей

Санкт-Петербург

Одобрены на заседании кафедры ОЭТ, протокол №5 от 10.02.2005 г.

Утверждены Методическим Советом ИМТМ, протокол №7 от 17.02.2005 г.

Экономика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов неэкономических специальностей. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006 – 15 с.

Составители: канд. экон. наук, доц. В.Б. Пожарская;

канд. экон. наук, доц. Н.Н. Шмельков

Рецензенты: канд. экон. наук, доц. И.Г. Филиппова;

канд. экон. наук, доц. Каф. Общей экономической теории СПбГУСЭ

Т.С. Бородина

Санут-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………..4

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..4

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Экономика изучается студентами всех форм обучения. На дневном и заочном отделениях обучение идет один семестр, который заканчивается экзаменом. На заочном отделении студенты обязаны выполнить письменную контрольную работу.

В ходе изучения предмета студент должен получить представление об экономических законах, хорошо усвоить теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, уметь определить тенденции экономического роста, уметь анализировать конкретные социально-экономические ситуации. Студент должен владеть специальной экономической терминологией, умением самостоятельно овладевать новыми знаниями, умением анализировать текущие события и исторический экономический опыт.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по курсу Экономика выполняется студентами заочной формы обучения в письменном виде. Целью работы является выработка навыков самостоятельного изучения курса и углубления полученных знаний. Студенты должны освоить учебный материал с целью выработки собственной социально-экономической позиции, которую им придется проверять на практике. Контрольная работа показывает степень усвоения студентами данной учебной дисциплины.

Контрольная работа включает в себя: ответы на теоретические вопросы и решение задач или упражнений. Выбор варианта контрольной работы определяется первой буквой фамилии студента. Студент пишет вариант по последней цифре зачетной книжки.Например, если номер зачетной книжки заканчивается на 0, то вариант10.

Изложение теоретического вопроса должно быть глубоким, самостоятельным и достаточно коротким. Общий объем контрольной работы не должен превышать 10 страниц печатного текста. Размер шрифта – 12.

Оценка работы: «Зачтено» или «Не зачтено». В случае, когда работа не зачтена, преподаватель дает обоснование в виде небольшой рецензии с указанием ошибок и работа отправляется на доработку. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к экзамену по предмету не допускаются.

Оформление работы. Работа должна иметь титульный лист, список использованной литературы, перечень излагаемых вопросов и ответы на них. В конце работы ставится дата выполнения и личная подпись автора. Срок сдачи: за 1 месяц до экзамена по предмету.

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ 1.

1. Рыночный спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты.

При рассмотрении данного вопроса необходимо четко сформулировать закон спроса и закон предложения. Установить различие между индивидуальным и рыночным спросом и предложением. Ввести графики спроса и предложения. Показать, как определяется цена равновесия и равновесный объем производства. Желательно показать, как изменяется равновесная цена и равновесный объем производства при изменениях в спросе и предложении. Установить, что означает: «изменение объема спроса» и «изменение в спросе».

2. Дайте определение предмета и метода «Экономической

теории».

Раскрытие данного вопроса требует знания определения предмета и метода экономической науки в ее классическом варианте, в меркантилистской и маржиналистской концепциях, в кейнсианском и монетаристском вариантах.

3. Решите задачу, используя функциональную зависимость.

Два рынка производят аналогичную продукцию. Функция спроса на I рынке: D = 20-p, предложения: S= -8+3p, на II рынке – D=30-2p, S= 12+p. Как изменится цена равновесия и равновесный объем продаж, после объединения рынков? Которому из рынков выгодно объединение?

4.Решите задачу.

Если сумма цен товаров, подлежащих реализации составляет 240 млрд. руб., в кредит продано продукции на 100 млрд. руб., платежи, по которым наступил срок уплаты, составляют 60 млрд. руб., а взаимопогашающиеся платежи составляют 80 млрд. руб. Каждая денежная единица делает за год в среднем 6 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд. руб. Каковы будут последствия эмиссии бумажных денег?

Для решения задачи необходимо установить, сколько денег необходимо для совершения товарно-денежного обращения. Затем следует сопоставить реальную необходимость в денежной массе и тем количеством бумажных денег, которые выпустило в обращение государство.

ВАРИАНТ 2.

1. Экономический рост: типы, факторы, модели.

При рассмотрении концепции экономического роста необходимо выявить и описать типы экономического роста, показать преимущество одного типа перед другим в различных условиях существования человеческого общества. При рассмотрении факторов экономического роста следует обратить внимание на факторы предложения и факторы спроса, установить между ними приоритетную зависимость. Рассматривая модели экономического роста следует обратить внимание на неоклассическую модель Кобба-Дугласа и кейнсианскую модель Харрода-Домара.

2.Ответьте на вопрос, что такое граница производственных возможностей.

В данном вопросе следует не только дать определение границы производственных возможностей, но и показать ее графическое изображение. Охарактеризовать состояние границы производственных возможностей в условиях полной и неполной занятости.

3. Решите задачу.

Собственник участка земли хочет продать его за 40000 $. Купите ли вы эту землю, если годовая ставка процента = 15%, а рента, получаемая с данного участка = 2000 $. в год? Какая связь существует между ценой земли и земельной рентой?

Решение задачи должно показать, что выгоднее: получать ежегодную ренту с данного участка земли или вложить эти деньги в банк и получать банковский процент. Если банковский процент окажется выше, чем предполагаемая рента, от покупки земли следует отказаться. Цена земли определяется как отношение годовой ренты к банковскому проценту умноженное на 100.

4. Решите задачу.

Магазин продает 500 пакетов молока по 8 руб. за пакет и 100 банок сока по 10 руб. за банку ежедневно. Цены на молоко и сок увеличились на 50%, после чего продажа молока упала до 350 пакетов, а продажа сока – до 50 банок в день. Как изменилась выручка от продажи молока и сока? Определите эластичность спроса на данные товары.

При подсчете эластичности спроса по цене необходимо установить, эластичный, или не эластичный спрос существует на два приведенные в задаче товара. Следовательно, прежде всего необходимо установить, на сколько процентов изменилось потребление молока и сока при изменении их цен на 50%.

ВАРИАНТ 3.

1.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Поскольку макроэкономическое равновесие прежде всего рассматривается на примере равенства совокупного спроса и совокупного предложения, необходимо рассмотреть совокупный спрос и факторы, его определяющие; совокупное предложение и определяющие его факторы. Необходимо дать графическое изображение совокупного спроса и совокупного предложения. При рассмотрении кривой совокупного предложения необходимо дать характеристику кейнсианскому, промежуточному и классическому отрезку данной кривой. Необходимо показать, какой тип экономики представляет каждый отрезок. Необходимо показать действие механизма «храповика».

2. Укажите известные вам издержки производства.

При рассмотрении данного вопроса необходимо использовать различные классификации издержек. Например: бухгалтерские и экономические, постоянные и переменные, общие, средние и предельные.

2. Решите задачу.

Рассчитайте уровень ВНП (Y), если потребительские расходы составляют 30+0,6y, инвестиции равны 0,2y, расходы государства на закупку товаров составляют 40-0,1y, чистый экспорт равен 50-0,3y.

При решении задачи следует помнить, что ВНП можно подсчитать, как по доходам, так и расходам. В расходы включаются потребительские расходы, расходы государства на закупку товаров, инвестиции и стоимостное выражение чистого экспорта.

4. Решите задачу.

Стоимость основных производственных фондов составила 100 тыс. руб., численность работников на данном предприятии равна 500 человек, стоимость произведенной продукции – 1500 тыс. руб. определите уровень производительности труда, фондовооруженность труда и фондоотдачу.

Следует обратить внимание, что производительность труда определяется как отношение произведенной продукции в стоимостном выражении к количеству занятых в производстве работников, фондовооруженность определяется уровнем оснащенности работников основными производственными фондами и фондоотдача характеризуется объемом производства в денежном выражении на единицу стоимости основных производственных фондов.

ВАРИАНТ 4.

1.Производственный цикл. Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование.

В данном вопросе необходимо обратить внимание на все проблемы макроэкономической нестабильности: периодичность кризисов, безработицу, инфляцию. Однако, наиболее полно необходимо изложить проблему классического производственного цикла перепроизводства. Антициклическое регулирование необходимо рассмотреть как в кейнсианском понимании, так и в монетаристском.

2. Какие типы прибыли вам известны.

В данном вопросе очень важно не просто перечислить типы прибыли, но дать характеристику нормальной прибыли, показав, что это часть экономических издержек.

3.Решите задачу, заполнив таблицу.

Q TC FC VC MC ATC AFC AVC
         
           
           
           
           

Q - объем выпускаемой продукции;

TC – общие издержки (FC+VC);

FC – постоянные издержки (TC-VC);

VC- переменные издержки (TC - FC);

MC – предельные издержки (DTC/ DQ);

ATC- средние общие издержки (TC/Q);

AFC- средние постоянные издержки (FC/Q);

AVC- средние переменные издержки (VC/Q).

4. Решите задачу.

Определите состояние бюджета, если государству приходится обеспечивать десяти процентные ежегодные выплаты по внутреннему государственному долгу, составляющему 300 млрд. руб., производить закупки на 400 млрд. руб., обеспечивать трансфертные платежи в размере 200 млрд. руб., при налоговых поступлениях, составляющих 500 млрд. руб.

При произведении расчетов необходимо помнить, что и обеспечение долга, и трансферты, и государственные закупки относятся к расходной части бюджета. Доходная часть бюджета формируется за счет налоговых поступлений.

ВАРИАНТ 5.

1.Безработица и ее социальные и экономические последствия.

Рассматривая безработицу необходимо уметь рассчитать ее уровень, дать два подхода к классификации, показать действие закона Оукена.

2. Объясните, чем отличаются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

Отличие проистекает из того, какими субъектами создается ВНП и ВВП.

3. Решите задачу.

По данным таблицы рассчитайте объем ВНП:

- по потоку доходов;

- по потоку расходов;

- объем ЧНП.

Имейте в виду, что объем фонда амортизационных отчислений определяют как разницу между валовыми частными инвестициями и чистыми частными инвестициями. Не забывайте, что ВНП по доходам равен ВНП по расходам.

Счет Млрд. $
Процент за кредит
Валовые частные инвестиции
Заработная плата
Прибыль корпораций
Косвенные налоги
Рентные платежи владельцам имущества
Налоги на прибыль корпораций
Чистый экспорт
Государственные закупки товаров и услуг
Чистые частные инвестиции
Доходы от собственности
Чистые субсидии государственным предприятиям
Трансфертные платежи населению
Потребительские расходы

4.Решите задачу.

Если производственный цикл составляет 3 месяца, определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года. Для обеспечения производственного процесса авансируется: 300 тыс. руб. на закупку сырья, материалов и полуфабрикатов; 100 тыс. руб. на топливо и энергию. Ежемесячная заработная плата составляет 2000 тыс. руб.

Приведенные в задаче цифры характеризуют лишь величину оборотного капитала. Главное, на что следует обратить внимание, заключается в том, что производственный цикл длится всего 3 месяца.

ВАРИАНТ 6.

1.Инфляция и антиинфляционные меры государства.

Обратите внимание, как рассчитывается уровень инфляции, каковы типы инфляции, как классифицируется инфляция по темпам роста. Опишите действие инфляционной спирали. Приведите основные антиинфляционные меры государства.

2. Перечислите функции денег.

3. Решите задачу.

Численность занятых 90 млн. человек. Численность безработных 10 млн. человек.

А) рассчитайте уровень безработицы в текущем году.

Б) рассчитайте (1) численность занятых, (2) количество безработных, (3) уровень безработицы через год, в течение которого были уволены 0,5 млн. человек, а 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Рассчитайте уровень безработицы как отношение количества безработных к количеству занятых.

4. Решите задачу.

Стоимость производственных зданий составляет 200 млн. руб., машин и оборудования – 100 млн. руб. полный износ зданий произойдет за 20 лет, машин и оборудования – за 10 лет. Найдите время оборота основного капитала.

При решении задачи помните, что амортизация зданий и машин осуществляется в разные сроки, но вас должна интересовать общая амортизация в течение одного года. В этом случае можно будет установить время оборота всего основного капитала, к которому относятся здания, сооружения, машины, механизмы.

ВАРИАНТ 7.

1. Полезность и потребительский выбор.

Первоначально следует определить, что такое полезность, выделяя общую и предельную полезность. Далее следует обратиться к закону предельной полезности. Выделить понятия кардинализм и ординализм. Рассматривая выбор потребителя, необходимо дать понятие кривым безразличия, бюджетному ограничению. Следует установить реакцию потребителя на изменение цен и дохода. Завершая рассмотрение первого вопроса необходимо определить предельную норму замещения благ.

2. Дайте определение национальному богатству.

При рассмотрении данного вопроса следует выделить особое значение данного макроэкономического показателя, показать его составляющие, сравнить с валовым национальным продуктом и чистым экономическим благосостоянием.

3. Решите задачу.

В потребительскую корзину включается 20 кг муки, 30 кг яблок, 40 кг картофеля, 15 кг мяса, 10 кг колбасы, 5 кг рыбы, 30 литров молока. Рассчитайте дефлятор ВНП, если цена 1 кг муки выросла за 1 год с 5 до 10 руб., 1 кг яблок - с 10 до 30 руб., 1 кг картофеля - с 5 до 8 руб., 1кг мяса – с 50 до 90 руб., 1 кг колбасы – с 70 до 100 руб., 1 кг рыбы – с 15 до 42 руб., 1 литра молока – с 5 до 10 руб.

Чтобы решить подобную задачу, необходимо знать, что такое дефлятор ВНП, как он рассчитывается. Необходимо иметь представление о потребительской корзине. Каждый решающий должен представлять, что такое индекс цен и уметь сделать вывод, для чего в макроэкономике необходимо сопоставление показателей по отдельно взятым годам.

4. Решите задачу.

Подводя итоги одного года деятельности, обнаружилось, что бухгалтерская прибыль предприятия составила 400 тыс. руб., а чистая экономическая прибыль – 150 тыс. руб. Определите явные и неявные издержки предприятия, если известно, что доход предприятия составил 800 тыс. руб.

Самое важное в данной задаче – помнить, что общий доход включает в себя либо сумму бухгалтерских издержек и бухгалтерской прибыли, либо сумму экономических издержек и экономической прибыли. Сопоставьте значения экономических и неявных издержек.

ВАРИАНТ 8.

1.Денежный рынок и его равновесие.

Рассмотрение данного вопроса необходимо начинать с характеристики денег, их функций, количества, необходимого для обращения. На денежном рынке необходимо рассмотреть особенности спроса и предложения денежной массы, определить своеобразие денежного равновесия.

2. Определите, какое место занимает кредитно-денежная политика в государственном регулировании.

При рассмотрении данного вопроса необходимо не только обратить внимание на место кредитно-денежной политики в государственном регулировании, но показать, что она играет более активную роль по сравнению с фискальной политикой в процессе регулирования государством экономической жизни общества.

3.Решите задачу.

Рассчитайте предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению, исходя из данных таблицы:

Потребительские расходы Располагаемый доход MPC MPS
   
   
   
   
   
   

Необходимо помнить, что MPC определяет предельную склонность к потреблению. Расчет предельной склонности к потреблению необходим для определения простого мультипликатора, который показывает, как возрастает чистый национальный продукт. Следует обратить внимание, что величина MPC и MPS в сумме составляют единицу.

4.Решите задачу.

Для изготовления однородной продукции предприятие решило закупить автоматическую линию. Какую из двух поточных линий закупит предприятие, если стоимость первой составляет 600 тыс. руб., она заменит старое оборудование стоимостью 240 тыс. руб. и высвободит 50 рабочих. Стоимость второй поточной линии составляет 440 тыс. руб., она так же заменит старую технику, но высвободит лишь 40 рабочих. Срок службы этих линий одинаков – 10 лет. Какая из линий экономически эффективнее? Которая из линий обеспечит большую экономию, если среднемесячная заработная плата одного рабочего составляет 1500 рублей?

При решении задачи следует установить соотношение между стоимостью высвобождаемой рабочей силы и стоимостью поточных линий. Если стоимость высвобождаемой рабочей силы окажется выше стоимости поточной линии, технику стоит применять, но кроме того следует сопоставить затраты на покупку с выгодой от внедрения.

ВАРИАНТ 9.

1. Банковская система и механизм функционирования коммерческого банка.

Рассмотрение данного вопроса требует многостороннего подхода к банковской системе. Необходимо помнить, что банковская система имеет несколько уровней. Рассматривая вопрос о механизме функционирования коммерческого банка, необходимо выяснить цели и задачи банка, определить норму резервирования, обязательные и избыточные резервы.

2. Дайте определение субъектам рыночной экономики.

К данному вопросу необходимо подходить исторически. В условиях натурального, товарного капиталистического хозяйства и смешанной экономики существуют разные субъекты. Их характеристика позволяет лучшим образом понять сущность той или иной экономической системы.

3. Решите задачу.

По облигации выплачивается фиксированный доход в размере 100 рублей в год. Определите цену облигации по процентной ставке или величину процентной ставки по цене облигации. Заполните таблицу.

Величина процентной ставки Цена облигации
 
 
 
 
 
12,5  

4. Решите задачу.

Три группы товаропроизводителей производят однородную продукцию. Первая группа затрачивает на производство единицы продукции 10 часов, вторая – 12, третья – 15 часов. Причем, первая группа производит 200 единиц изделий, вторая – 400 и третья – 200 единиц. Определите величину стоимости товара, если один час рабочего времени стоит 20 рублей. Которая группа товаропроизводителей окажется в наиболее выгодных условиях на рынке? Труд которой группы производителей не будет признан обществом?

Для решения задачи необходимо определить средневзвешенную цену для данного рынка, затем определить индивидуальные цены единицы продукции у всех товаропроизводителей. Если индивидуальная цена окажется выше рыночной цены, труд товаропроизводителей не будет признан обществом.

ВАРИАНТ 10

1. Равновесие производителя в условиях несовершенной конкуренции.

Данный вопрос включает рассмотрение монополии и полиполии. При рассмотрении монополии в условиях равновесия необходимо обратить внимание, что монополия может сохранять экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах. Необходимо обратить внимание на принцип монополистического ценообразования, а так же на экономические и социальные последствия монополии. Следует рассмотреть и естественную монополию, показать, как функционирует регулируемая монополия.

2. Рассмотрите экономические функции государства.

Изучение экономических функций государства может быть основано на кейнсианской теории или монетаристской теории. Следует обратить внимание на оба подхода.

3. Решите задачу.

Если функция потребления имеет вид: C=100+0,7DI, рассчитайте величину потребительских расходов и сбережений. Заполните таблицу. Объясните тенденцию изменения доходов и тенденцию изменения величины сбережений. Как можно применить к данной задаче основной психологический закон Кейнса. В чем суть закона?

DI – располагаемый доход.

C - потребительские расходы

S - сбережения

DI C S
   
   
   
   
   

4. Решите задачу.

Совокупный доход предприятия составляет 1 млн. руб. Предприятие платит заработную плату работникам в размере 500 тыс. руб. Затраты на сырье и материалы составляют 140 тыс. руб. Кроме того, предприниматель использует собственный капитал в размере 300 тыс. руб., при банковском проценте – 5% годовых. Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия.

Главным в решении задачи является умение различать бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские или явные издержки позволят определить величину бухгалтерской прибыли. Экономические издержки по размерам почти всегда превышают издержки бухгалтерские, следовательно, экономическая прибыль оказывается меньше бухгалтерской. Следует установить, почему именно экономическая прибыль является наиболее привлекательной для предпринимателя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: «Питер», 2000.
  2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник для вузов. / Под ред. В.Видянина, Г. Журавлевой. – М.: Изд-во РГЭА, 2000.
  3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М., 2000.
  4. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.
  5. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник. – СПб., 2000.
  6. Добрынин А.И., Журавлева Р.П. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2000.
  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопрсы: Учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 2001.
  8. Амосова В., Гукасьян Г., Махавикова Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: «Питер», 2001.
  9. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – М.: «Инфра-Н», 2001.
  10. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: «Питер», 2001.
  11. Журналы:

1) Общество и экономика.

2) Вопросы экономики.

3) Российский экономический журнал.

4) Экономист.

5) Мировая экономика и международные отношения.

Экономика

Методические указания по выполнению контрольной работы

Для студентов неэкономических специальностей

Наши рекомендации