Эффект объема и эффект замещения
Падение цен на оборудование приведет к увеличению объема использования такого фактора, как капитал, и сокращению использования такого фактора как труд. Такое явление носит название эффект замещения.
Вместе с тем при падении цен на оборудование (а значит, при сокращении издержек) фирма увеличивает выпуск продукции. В свою очередь, увеличение объема выпуска приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. В этом случае имеет место эффект объема.
Эффект объема и эффект замещения действуют в противоположных направлениях:
- если эффект замещения превышает эффект объема, то изменение в цене одного ресурса вызывает изменение в спросе на другой в том же направлении;
- если эффект объема производства превышает эффект замещения, то изменение в цене одного ресурса вызывает противоположно направленное изменение в спросе на другой ресурс.
Взаимодополняемые ресурсы
Ресурсы могут быть взаимодополняемыми в том смысле, что увеличение количества одного из них, применяемого в процессе производства, повлечет за собой увеличение количества другого ресурса и наоборот. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, то снижение цены на машинное оборудование приводит к повышению спроса на труд. Изменение в цене взаимодополняемого ресурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на другой ресурс.
Эластичность спроса на товар:
1) чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс;
2) чем больше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на определенный ресурс;
3) чем больше общих издержек производства приходится на какой-то ресурс, тем выше эластичность спроса на этот ресурс.
Предложение ресурса
Еще одно обстоятельство, которое учитывает фирма при определении объема закупок факторов производства – издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства.
Предельные издержки ресурса (MRC) – изменение суммарных издержек производства в связи с привлечением дополнительной единицы ресурса.
На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения ресурса. На совершенно конкурентом рынке факторов производства цена ресурса постоянна, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цену предложения. На графике линия МRC имеет форму прямой, параллельной оси абсцисс. Кривая предложения ресурса конкурентной фирмы совпадает с предельными издержками на ресурс и средними издержками.
Линия рыночного предложения ресурса, как правило, имеет восходящий характер: если все фирмы в отрасли хотят купить больше ресурса, они могут сделать это только по более высокой цене.
Рис. 7.2. Кривая предложения ресурса конкурентной фирмы
Рис. 7.3. Кривая рыночного предложения ресурса
Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса обосновывается равенством MRP = MRC.
Равенство MRP и MRC достигается в точке Е при количестве ресурса Qe.
Правило максимизации прибыли при использовании экономических ресурсов
Фирма будет получать максимальную прибыль, производя объем продукции, при котором соблюдается следующее равенство: предельная доходность фактора производства равна его предельным издержкам.
Рис. 7.4. Выбор фирмой количества используемого ресурса
|
MRP = MRC,
где MRP – предельная доходность фактора производства;
MRC – предельные издержки.