Эффект объема и эффект замещения

Падение цен на оборудование приведет к увеличению объема использования такого фактора, как капитал, и сокращению использования такого фактора как труд. Такое явление носит название эффект замещения.

Вместе с тем при падении цен на оборудование (а значит, при сокращении издержек) фирма увеличивает выпуск продукции. В свою очередь, увеличение объема выпуска приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. В этом случае имеет место эффект объема.

Эффект объема и эффект замещения действуют в противоположных направлениях:

- если эффект замещения превышает эффект объема, то изменение в цене одного ресурса вызывает изменение в спросе на другой в том же направлении;

- если эффект объема производства превышает эффект замещения, то изменение в цене одного ресурса вызывает противоположно направленное изменение в спросе на другой ресурс.

Взаимодополняемые ресурсы

Ресурсы могут быть взаимодополняемыми в том смысле, что увеличение количества одного из них, применяемого в процессе производства, повлечет за собой увеличение количества другого ресурса и наоборот. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, то снижение цены на машинное оборудование приводит к повышению спроса на труд. Изменение в цене взаимодополняемого ресурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на другой ресурс.

Эластичность спроса на товар:

1) чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс;

2) чем больше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на определенный ресурс;

3) чем больше общих издержек производства приходится на какой-то ресурс, тем выше эластичность спроса на этот ресурс.

Предложение ресурса

Еще одно обстоятельство, которое учитывает фирма при определении объема закупок факторов производства – издержки на приобретение каждой дополнительной единицы фактора производства.

Предельные издержки ресурса (MRC) – изменение суммарных издержек производства в связи с привлечением дополнительной единицы ресурса.

На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения ресурса. На совершенно конкурентом рынке факторов производства цена ресурса постоянна, так как фирмы-продавцы или домашние хозяйства не влияют на цену предложения. На графике линия МRC имеет форму прямой, параллельной оси абсцисс. Кривая предложения ресурса конкурентной фирмы совпадает с предельными издержками на ресурс и средними издержками.

Линия рыночного предложения ресурса, как правило, имеет восходящий характер: если все фирмы в отрасли хотят купить больше ресурса, они могут сделать это только по более высокой цене.

 
  Эффект объема и эффект замещения - student2.ru

Рис. 7.2. Кривая предложения ресурса конкурентной фирмы

 
  Эффект объема и эффект замещения - student2.ru

Рис. 7.3. Кривая рыночного предложения ресурса

Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса обосновывается равенством MRP = MRC.

Равенство MRP и MRC достигается в точке Е при количестве ресурса Qe.

Правило максимизации прибыли при использовании экономических ресурсов

Фирма будет получать максимальную прибыль, производя объем продукции, при котором соблюдается следующее равенство: предельная доходность фактора производства равна его предельным издержкам.

 
  Эффект объема и эффект замещения - student2.ru

Рис. 7.4. Выбор фирмой количества используемого ресурса

 
 
(35)

MRP = MRC,

где MRP – предельная доходность фактора производства;

MRC – предельные издержки.

Наши рекомендации