Задания для самостоятельной работы студентов. А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий:предприятие (фирма); выручка и прибыль; отрасль; внутренняя и внешняя среда
А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий:предприятие (фирма); выручка и прибыль; отрасль; внутренняя и внешняя среда предприятия; производство; краткосрочный и долгосрочный периоды в производстве; постоянные и переменные факторы производства; рабочая сила; физический капитал; закон замещения факторов производства; взаимодополняемость факторов производства; производственная функция; совокупный продукт (TP), средний продукт (АP), предельный продукт (MP); закон убывающей предельной производительности; изокванта, карта изоквант; предельная норма технологического замещения; эффект масштаба (отдача от масштаба: снижающаяся, повышающаяся, неизменная); издержки производства; виды издержек: бухгалтерские (явные) и экономические (неявные) издержки, возвратные и невозвратные издержки; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные издержки; закон возрастания предельных издержек; порог целесообразности продолжения производственной деятельности (P>AVC, P=AVC и P<AVC); долгосрочные средние совокупные издержки (LATC), долгосрочные предельные издержки (LMC); прибыль бухгалтерская и экономическая, нормальная прибыль; равновесие фирмы в краткосрочном периоде (MR=MC); точки критического объема производства; предельная фирма, запредельная фирма, допредельная фирма с нормальной прибылью, допредельная фирма со сверхприбылью; равновесие фирмы в долгосрочном периоде (MR=MC=P=AC); принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Конкурентная структура рынка. Ценообразование в
условиях совершенной и несовершенной конкуренции – 2 ч
План практического занятия
Типы рыночных структур. Критерии анализа.
1) Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Монополия, естественная монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Эффективность конкурентных рынков.
2) Критерии анализа: количество фирм (степень концентрации производства Херфиндаля-Хиршмана), тип продукта, рыночная власть (коэффициент рыночной власти А.Лернера), барьеры входа и выхода.
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
1) Ценообразование в условиях совершенной конкуренции: равенство цены и предельных издержек (P=MC).
2) Ценообразование в условиях монополистической конкуренции: равенство предельного дохода предельным издержкам (MC=MR).
Ценообразование в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация.
1) Ценообразование на монополизированном рынке: равенство предельного дохода предельным издержкам (MC=MR, где MR<P).
2) Ценовая дискриминация: пространственная, временная, по доходам потребителей, трех степеней.
Ценообразование в условиях олигополии. Модели олигополий. Ценовое лидерство.
1) Рынок олигополии. Модели олигополий.
2) Ценовое лидерство.
Контрольные вопросы для самопроверки
1 Охарактеризуйте типы рыночных структур. Объясните критерии анализа.
2 Что представляют собой коэффициенты Херфиндаля-Хиршмана и Аббы Лернера?
3 Как фирма совершенный конкурент определяет объемы производства в краткосрочном периоде?
4 Как фирма совершенный конкурент определяет объемы производства в долгосрочном периоде?
5 Что представляет собой эффективность производства в условиях совершенной конкуренции?
6 Объясните «механизм» определения цены и объемов производства в условиях монополистической конкуренции.
7 Что представляет собой неценовая конкуренция?
8 Какие виды монополий Вы знаете? Охарактеризуйте их.
9 Как устанавливаются цена и объем производства в условиях чистой монополии?
10 Что представляет собой ценовая дискриминация?
11 К каким экономическим последствиям приводит монополизации рынка?
12 Опишите известные модели олигополий.
13 Как устанавливаются цена и объем производства в условиях олигополии?
14 Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
15 Что такое дифференциация продукта, и какую роль она играет в экономике?
16 Что такое х-неэффективность? Каковы причины ее появления?
17 Что такое антимонопольное регулирование и как оно осуществляется?
18 В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?
19 Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень прибыльности естественного монополиста?
20 Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной рекламы.