Точки зрения о критериях истины
Философы -эмпирики | Философы рационалисты |
Истинно чувственное познание, то, что мы ощущаем, и есть истина ( Ф.Бекон, Д.Локк, Т. Гоббс) | Критерием истинности являются не чувства, а разум ( Г. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Спиноза) |
Критерии истины в науке 1. Опыт ( эмпирический критерий)– основан на данных чувственного познания 2.Разум ( рациональный критерий)- новые знания выводятся из общих посылок по законам логики. 3.Практика – эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами Истина а) абсолютная (несомненное и неизменное знание, оно не может быть опровергнуто) б) относительная (неполное, ограниченное знание)Мир полон относительных истин, а абсолютная истина- лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний
Раздел ІІ. Духовная жизнь общества.
Область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке |
Структура духовной жизни
Духовные потребности | Духовная деятельность | Духовные блага ( ценности) |
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности | Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом | Сам человек существо духовное Идеи, образы и духовные ценности |
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
Наука
Система знаний о мире и его законах |
Функции науки прогностическая непосредственная производительная сила познавательная
Культурно-мировоззренческая
Цели науки: а) описание; б) объяснение; в) предсказание явлений и процессов (получение нового знания)
Структура науки технические науки
естественные науки общественные науки
Образование
Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков |
Уровни общего образования
Начальное образование | Основное общее образование | Основное среднее образование | Средне - специальное профессиональное образование | Высшее образование профессиональное |
1-4 кл | 5-9 кл | 10-11 кл | Техникум | ВУЗ |
Актуальные вопросы образования
гуманизация | Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека |
гуманитаризация | Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин |
интернационализация | Создание единой системы образования для разных стран |
компьютеризация | Использование новых современных технологий обучения |
фундаментальность | выявление, изучение главного |
демократизация | Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Мораль
Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения |
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру |
1. Мораль принадлежность индивидуальная
2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием
3. Моральные нормы –в разных странах и разных культурах различаются
Функции морали воспитательная
регулирующая ориентирующая
Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.
Высшая форма самообязательства – совесть Совесть– соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.
Религия
Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность. |
Верования
политеистические монотеистические ( верующие в существование ( верующие в единого Бога) множества богов) Формы религии Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания. Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека. Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.
Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.
Национальные религии: конфуцианство– Китай ( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим) иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора)
Мировые религии
буддизм христианство ислам
Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы. Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья. Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии. Атеизм– неверие в Бога.
Функции религии коммуникативная