Как видно из таблицы 6.4 значения эластичности спроса по цене для всех кривых спроса равны, такие же результаты получатся, если взять другие симметрично расположенные точки.
Таблица 6.5
Сравнение результатов точечной и дуговой эластичности спроса по цене
Общее | Отличия |
1.измеряют чувствительность объема спроса на изменение цены; | 1.точечная – измеряет чувствительность в точке; дуговая – на отрезке между двумя точками; |
2.существуют участки эластичного и неэластичного спроса; | 2.различия в значениях на участках эластичного и неэластичного спроса. |
3.одинаковые значения на промежутке G →А (при дуговой эластичности) и на С → А (при точечной эластичности) на кривых спроса D1 , D2 , D3. | 3. при расчете дуговой эластичности при повышении и понижении цены значения ЕD/P одинаковы, в точечной эластичность будет отличаться точка одна. |
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1.на симметрично расположенных точках кривых спроса с любым наклоном, значения точечной эластичности спроса по цене одинаковы, если кривая спроса сведена к прямой линии;
2. на симметрично расположенных точках кривых спроса с любым наклоном, дуговая эластичность спроса по цене одинакова, если кривая спроса сведена к прямой линии;
3. отличаться значения эластичности спроса по цене (дуговой и точечной) будут только в произвольно взятых точках;
4. точечная эластичность является более точной по сравнению с дуговой однако, на практике наиболее применимой является дуговая эластичность;
5. вне зависимости от наклона линии спроса выделяются отрезки эластичного и неэластичного спроса.
Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:
1. наличие товаров-субститутов (товаров-заменителей): чем их больше и чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам данного товара, тем выше эластичность спроса по цене на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: прохладительные напитки и соль);
2. доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара или доля расходов в бюджете на данный товар: чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос (например, коробок спичек стоит 30 рублей, даже повышение его цены до 50 рублей (на 67%) незначительно изменит на него объем спроса);
3. длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены. Чем больше промежуток времени, в течение которого производитель повышает цену, тем больше времени у потребителя найти товар-субститут, и тем более эластичен спрос. Если производитель сразу поднял цену, то спрос в течение какого-то времени будет неэластичным, так как потребитель не успеет найти адекватную замену, однако с течением времени все может поменяться;
4. привычность, значимость (степень полезности) товара для потребителя (консерватизм потребителя). Спрос на товар, который является «привычным» или необходимым с точки зрения потребителя, неэластичен. Однако, существует явление, называемое парадоксом Гиффена: чем дороже хлеб, тем больше его покупают. Рост цен снижает спрос в первую очередь на высококачественные, но дорогостоящие товары, не фигурирующие в шкале потребностей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, чем диктуют требования эластичности, а взамен покупают товары первой необходимости. Это означает, что один товар замещается другим. Другими примерами товаров, на которые спрос растет при росте цены может быть: цветы на 8 марта, 1 сентября; мандарины и шампанское под Новый год (в данном случае в основе спроса лежит традиция);
5. степень срочности приобретения товара: эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на какой-то промежуток времени, крайне низкая (лекарства от болезни, цветы в праздничные дни и т.д.);
6. универсальность использования товара: чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.