Министерство образования и науки Российской Федерации. Бузулукский гуманитарно-технологический институт
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра экономики
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальности
190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»
очной, заочной формы обучения
Бузулук 2010
Рецензент: к.э.н Иванова Н.А.
Экономика отрасли: Методические указания по выполнению курсовой работы. Калмыкова Н.В.. – Бузулук: Бузулукский гуманитарно-технологический институт, 2010. – 36 с.
Методические указания предназначены для студентов специальности 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» очной и заочной формы обучения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….
Требования к содержанию курсовой работы………..…………………….…
1. План перевозок грузов……………………………………………………..
2. Производственная программа по эксплуатации
подвижного состава……………………………………………………….……
3. План по техническому обслуживанию и ремонту
подвижного состава…………………………………………………..…..……
4. План расхода эксплуатационных и ремонтных
материалов……………………………………………………………….……..
5. План по труду и заработной плате………………………………………….
6. План по себестоимости перевозок………………………………………….
7. План по доходам, прибыли и рентабельности ……………………………..
Список использованной литературы…………………………………….….….
Введение
Курсовая работа является обязательным элементом высшего образования и имеет целью углубление, закрепление и систематизацию теоретических и практических знаний, полученных студентами на лекционных и практических занятиях по дисциплине "Экономика отрасли", «Экономика АТП» и приобретение методики и опыта выполнения расчетов технико-экономических показателей работы предприятия, которые отражаются в плане его развития.
Для сокращения времени выполнения курсовой работы в методических указаниях приведены укрупненные нормативы и справочные материалы. Некоторые приведенные указанные показатели, процентные соотношения и принятые коэффициенты близки к средним сложившимся на действующих предприятиях, поэтому предназначены только для учебных целей.
Все разделы техтрансфинплана рассчитываются при использовании действующих справочников, прейскурантов и данных методических указаний.
При расчете курсовой работы необходимо принимать не менее двух марок подвижного состава.
Каждый раздел курсовой работы заканчивается таблицей, которая должна иметь название и порядковый номер. Перед составлением таблиц необходимо выполнить все расчеты в строгой последовательности с соответствующими пояснениями и ссылками на литературные источники. Расчеты производятся по одной марке автомобиля или автопоезда, а по остальным маркам в таблицы вносятся все необходимые данные и результаты расчетов без приведения расчетов в курсовой работе.
1 Требования к структуре курсовой работы
Курсовая работа должна включать следующие составные части:
- титульный лист;
- задание (заполняется преподавателем);
- аннотация;
- содержание;
- введение;
- план перевозок грузов;
- производственная программа по эксплуатации подвижного состава;
- производственная программа по ТО и ремонту подвижного состава;
- план расхода эксплуатационных и ремонтных материалов;
- план по труду и заработной плате;
- план по себестоимости перевозок;
- план по доходам, прибыли и рентабельности;
- сводная таблица технико-экономических показателей АТП;
- выводы и предложения;
- список использованной литературы.
Исходные данные для выполнения работы представлены в приложении 1.
2 Правила оформления курсовой работы
- применяется сквозная нумерация страниц, таблиц, схем и рисунков.
Все таблицы, рисунки, схемы должны иметь название.
- допускаются только общепринятые сокращения;
- при использовании цитат и цифрового материала делаются ссылки в тексте работы с указанием источников;
- список литературы составляет в алфавитном порядке.
Текстовый материал выполняется на компьютере 14-м шрифтом, через один интервал, формат листа А4.
Номер варианта курсовой работы соответствует порядковому номеру студента в журнале.
Введение
Во введении необходимо кратко (на 1-2 листах) показать актуальность автомобильного транспорта на современном этапе развития экономики и необходимость планирования производственно-финансовой деятельности АТП для обеспечения конкурентоспособных транспортных услуг.
План перевозок грузов
План перевозок грузов является исходным разделом для разработки плана. Он включает перечень основных грузоотправителей с указанием количества и номенклатуры отправленных грузов, расстояния перевозки и служит основой для выбора моделей подвижного состава и расчета показателей его использования.
План перевозок грузов составляется по форме таблиц 1 и 2.
Таблица 1 – План перевозок грузов
Наименование грузов | Годовой объем перевозок, тыс.т | Класс груза | Расстояние перевозки, км | Грузооборот, тыс. ткм |
1. 2. … | ||||
Итого: |
Таблица 1 составляется на основании заданной номенклатуры и объема перевозок отдельных видов грузов (см. приложение 1).
Класс грузов определяется по отдельным их видам по справочнику.
Расстояние перевозки грузов определяется по формуле: lср = Ргод / Qгод ,
где lср – среднее расстояние перевозки грузов, км; Ргод – годовой грузооборот, ткм;
Таблица 2 – План перевозок грузов
Наименова-ние грузов | Объем перево-зок, (Qгод) тыс.т | Рас-стоя-ние пе-ревозки, (lср)км | Гру-зообо-рот, (Ргод), ткм | Коэфф. ис- пользо-вания пробега (β) | Коэфф. ис-польз. грузо-подъем-ности (γс) | Время простоя под погруз-разгр., (tп.р), час. | Коли-чество ездок с грузом (nе), ед. |
(Марка автомобиля) | |||||||
1. … Итого: | |||||||
(Марка автомобиля) | |||||||
1. … Итого: | |||||||
Всего по АТП: |
В таблице 2 приводятся данные плана перевозок грузов по отдельным маркам автомобилей.
Марки автомобилей для перевозки грузов выбираются студентом самостоятельно в зависимости от вида грузов и способа организации погрузочно-разгрузочных работ. Рекомендуется использовать 2-3 марки автомобилей. Величина коэффициента использования грузоподъемности (статического - γс) принимается в зависимости от класса груза.
Таблица 3 - Определение коэффициента использования грузоподъемности
Класс груза | Значение коэффициента использования грузоподъемности (γс) | Среднее значение для расчетов |
1,0 | 1,0 | |
0,71 – 0,90 | 0,80 | |
0,51 – 0,70 | 0,60 | |
0,41 – 0,50 | 0,50 |
Величина γс при перевозке грузов с удельным весом менее 1,0 в автоцистернах принимается равным удельному весу при емкости цистерны (в м3), равной грузоподъемности автомобиля (в тоннах).
Количество ездок с грузом определяется по формуле: nе = Qгод / (q γс) ,
где q – средняя (номинальная) грузоподъемность автомобиля, тонн;
Величина коэффициента использования пробега (β) и продолжительность простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку (tп.р) принимаются в зависимости от среднего расстояния перевозки грузов, грузоподъемности автомобиля и способа организации погрузочно-разгрузочных работ (табл. 4-7).
Потребное количество автомобилей в эксплуатации, ежедневно работающих на линии для выполнения заданного объема перевозок равно:
Аэ = Qгод / (Qсут Др ),
где Qсут – суточный объем перевозок 1 автомобиля, тонн.
Таблица 4 - Расчетные значения коэффициентов использования пробега автомобилей
Бортовые автомобили | Автомобили-самосвалы | ||||
Расстояние перевозки, км | Коэфф. использ. пробега (β) | Расстояние перевозки, км | Коэфф. использ. пробега (β) | Расстояние перевозки, км | Коэфф. использ. пробега (β) |
0,47 | 0,59 | 0,48 | |||
0,48 | 0,59 | 0,48 | |||
0,50 | 0,61 | 0,49 | |||
0,53 | 0,62 | 0,49 | |||
0,55 | 0,69 | 0,50 | |||
0,57 | 100 и выше | 0,70 | свыше 10 | 0,50 |
Примечание: Коэффициент использования пробега для бензовозов рекомендуется принимать 0,5, т.к. горючее перевозится в основном по маятниковым маршрутам
Таблица 5 - Продолжительность простоя автомобилей самосвалов под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку
Грузоподъемность автомобиля (автопоезда) | Нормы времени простоя, включая вспомогательные операции для 1 класса грузов (мин.) | |
Погрузка | Разгрузка | |
До 3,5 т включительно | 2,0 | 1,0 |
Свыше 3,5 до 5,0 т включит. | 2.2 | 1,8 |
Свыше 5,0 до 10,0 т включ. | 3,0 | 2,0 |
Свыше 10,0 до 25,0 т включ. | 3,2 | 2,8 |
Свыше 25 до 30,0 т включ. | 5,0 | 3,0 |
Свыше 30 до 40,0 т включ. | 7,0 | 4,0 |
Таблица 6 - Норма времени на налив и слив самотеком автомобильных цистерн
(на полную емкость цистерны)
Грузоподъемность автомобиля на шасси которого смонтирована цистерна | Налив или слив, мин. | ||
Жидкие грузы | Вязкие грузы | Ассенизацион-ные грузы | |
До 1,5 т включительно | |||
Свыше 1,5 до 3,0 т включит. | |||
Свыше 3,0 до 5,0 т включит. | |||
Свыше 5,0 до 7,0 т включит. | |||
Свыше 7,0 до 10,0 т включит. | |||
Свыше 10,0 до 15,0 т включит. | |||
Свыше 15,0 до 20,0 т включит. | |||
Свыше 20,0 до 25,0 т включит. | |||
Свыше 25 т |
Таблица 7 - Нормы времени простоя бортовых автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки
Грузоподъем-ность автомобиля (автопоезда) | Способ погрузки-разгрузки | |||
Механизированный | Немеханизированный | |||
Навалочные грузы | Прочие грузы, включая строительные | Навалочные грузы | Прочие грузы, включая строительные | |
В пунктах погрузки | ||||
До 1,5 т вкл. | ||||
От 1,5 до 2,5 т | ||||
От 2,5 до 4,0 т | ||||
От 4,0 до 7,0 т | ||||
От 7,0 до 10 т | ||||
От 10 до 15 т | ||||
От 15 до 20 т | ||||
От 20 до 30 т | ||||
От 30 до 40 т | ||||
Свыше 40 т | ||||
В пунктах разгрузки | ||||
До 1,5 т вкл. | ||||
От 1,5 до 2,5 т | ||||
От 2,5 до 4,0 т | ||||
От 4,0 до 7,0 т | ||||
От 7,0 до 10 т | ||||
От 10 до 15 т | ||||
От 15 до 20 т | ||||
От 20 до 30 т | ||||
От 30 до 40 т |
Тн vт β q γс
Суточный объем перевозок: Qсут = --------------- ,
lср + tп-р vт β
где Тн – продолжительность пребывания автомобилей на линии за сутки (время в наряде), час.; vт – средняя техническая скорость автомобиля, км/ч;
Продолжительность пребывания в наряде автомобиля за сутки (Тн) рекомендуется принять для бортовых автомобилей и бензовозов 10-11 часов, а для автомобилей-самосвалов 9-10 часов.
Таблица 8 - Расчетные значения величины технической скорости движения автомобилей
Одиночные автомобили | Автопоезда | ||||||
lср | vт | lср | vт | lср | vт | lср | vт |
св.100 | св.100 |