Министерство образования и науки Российской Федерации. Бузулукский гуманитарно-технологический институт

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра экономики

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальности

190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»

очной, заочной формы обучения

Бузулук 2010

Рецензент: к.э.н Иванова Н.А.

Экономика отрасли: Методические указания по выполнению курсовой работы. Калмыкова Н.В.. – Бузулук: Бузулукский гуманитарно-технологический институт, 2010. – 36 с.

Методические указания предназначены для студентов специальности 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» очной и заочной формы обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….

Требования к содержанию курсовой работы………..…………………….…

1. План перевозок грузов……………………………………………………..

2. Производственная программа по эксплуатации

подвижного состава……………………………………………………….……

3. План по техническому обслуживанию и ремонту

подвижного состава…………………………………………………..…..……

4. План расхода эксплуатационных и ремонтных

материалов……………………………………………………………….……..

5. План по труду и заработной плате………………………………………….

6. План по себестоимости перевозок………………………………………….

7. План по доходам, прибыли и рентабельности ……………………………..

Список использованной литературы…………………………………….….….

Введение

Курсовая работа является обязательным элементом высшего образования и имеет целью углубление, закрепление и систематизацию теоретических и практических знаний, полученных студентами на лекционных и практических занятиях по дисциплине "Экономика отрасли", «Экономика АТП» и приобретение методики и опыта выполнения расчетов технико-экономических показателей работы предприятия, которые отражаются в плане его развития.

Для сокращения времени выполнения курсовой работы в методических указаниях приведены укрупненные нормативы и справочные материалы. Некоторые приведенные указанные показатели, процентные соотношения и принятые коэффициенты близки к средним сложившимся на действующих предприятиях, поэтому предназначены только для учебных целей.

Все разделы техтрансфинплана рассчитываются при использовании действующих справочников, прейскурантов и данных методических указаний.

При расчете курсовой работы необходимо принимать не менее двух марок подвижного состава.

Каждый раздел курсовой работы заканчивается таблицей, которая должна иметь название и порядковый номер. Перед составлением таблиц необходимо выполнить все расчеты в строгой последовательности с соответствующими пояснениями и ссылками на литературные источники. Расчеты производятся по одной марке автомобиля или автопоезда, а по остальным маркам в таблицы вносятся все необходимые данные и результаты расчетов без приведения расчетов в курсовой работе.

1 Требования к структуре курсовой работы

Курсовая работа должна включать следующие составные части:

- титульный лист;

- задание (заполняется преподавателем);

- аннотация;

- содержание;

- введение;

- план перевозок грузов;

- производственная программа по эксплуатации подвижного состава;

- производственная программа по ТО и ремонту подвижного состава;

- план расхода эксплуатационных и ремонтных материалов;

- план по труду и заработной плате;

- план по себестоимости перевозок;

- план по доходам, прибыли и рентабельности;

- сводная таблица технико-экономических показателей АТП;

- выводы и предложения;

- список использованной литературы.

Исходные данные для выполнения работы представлены в приложении 1.

2 Правила оформления курсовой работы

- применяется сквозная нумерация страниц, таблиц, схем и рисунков.

Все таблицы, рисунки, схемы должны иметь название.

- допускаются только общепринятые сокращения;

- при использовании цитат и цифрового материала делаются ссылки в тексте работы с указанием источников;

- список литературы составляет в алфавитном порядке.

Текстовый материал выполняется на компьютере 14-м шрифтом, через один интервал, формат листа А4.

Номер варианта курсовой работы соответствует порядковому номеру студента в журнале.

Введение

Во введении необходимо кратко (на 1-2 листах) показать актуальность автомобильного транспорта на современном этапе развития экономики и необходимость планирования производственно-финансовой деятельности АТП для обеспечения конкурентоспособных транспортных услуг.

План перевозок грузов

План перевозок грузов является исходным разделом для разработки плана. Он включает перечень основных грузоотправителей с указанием количества и номенклатуры отправленных грузов, расстояния перевозки и служит основой для выбора моделей подвижного состава и расчета показателей его использования.

План перевозок грузов составляется по форме таблиц 1 и 2.

Таблица 1 – План перевозок грузов

Наименование грузов Годовой объем перевозок, тыс.т Класс груза Расстояние перевозки, км Грузооборот, тыс. ткм
1. 2. …        
Итого:        

Таблица 1 составляется на основании заданной номенклатуры и объема перевозок отдельных видов грузов (см. приложение 1).

Класс грузов определяется по отдельным их видам по справочнику.

Расстояние перевозки грузов определяется по формуле: lср = Ргод / Qгод ,

где lср – среднее расстояние перевозки грузов, км; Ргод – годовой грузооборот, ткм;

Таблица 2 – План перевозок грузов

Наименова-ние грузов Объем перево-зок, (Qгод) тыс.т Рас-стоя-ние пе-ревозки, (lср)км Гру-зообо-рот, (Ргод), ткм Коэфф. ис- пользо-вания пробега (β) Коэфф. ис-польз. грузо-подъем-ности (γс) Время простоя под погруз-разгр., (tп.р), час. Коли-чество ездок с грузом (nе), ед.
(Марка автомобиля)
1. … Итого:              
(Марка автомобиля)
1. … Итого:              
Всего по АТП:              

В таблице 2 приводятся данные плана перевозок грузов по отдельным маркам автомобилей.

Марки автомобилей для перевозки грузов выбираются студентом самостоятельно в зависимости от вида грузов и способа организации погрузочно-разгрузочных работ. Рекомендуется использовать 2-3 марки автомобилей. Величина коэффициента использования грузоподъемности (статического - γс) принимается в зависимости от класса груза.

Таблица 3 - Определение коэффициента использования грузоподъемности

Класс груза Значение коэффициента использования грузоподъемности (γс) Среднее значение для расчетов
1,0 1,0
0,71 – 0,90 0,80
0,51 – 0,70 0,60
0,41 – 0,50 0,50

Величина γс при перевозке грузов с удельным весом менее 1,0 в автоцистернах принимается равным удельному весу при емкости цистерны (в м3), равной грузоподъемности автомобиля (в тоннах).

Количество ездок с грузом определяется по формуле: nе = Qгод / (q γс) ,

где q – средняя (номинальная) грузоподъемность автомобиля, тонн;

Величина коэффициента использования пробега (β) и продолжительность простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку (tп.р) принимаются в зависимости от среднего расстояния перевозки грузов, грузоподъемности автомобиля и способа организации погрузочно-разгрузочных работ (табл. 4-7).

Потребное количество автомобилей в эксплуатации, ежедневно работающих на линии для выполнения заданного объема перевозок равно:

Аэ = Qгод / (Qсут Др ),

где Qсут – суточный объем перевозок 1 автомобиля, тонн.

Таблица 4 - Расчетные значения коэффициентов использования пробега автомобилей

Бортовые автомобили Автомобили-самосвалы
Расстояние перевозки, км Коэфф. использ. пробега (β) Расстояние перевозки, км Коэфф. использ. пробега (β) Расстояние перевозки, км Коэфф. использ. пробега (β)
0,47 0,59 0,48
0,48 0,59 0,48
0,50 0,61 0,49
0,53 0,62 0,49
0,55 0,69 0,50
0,57 100 и выше 0,70 свыше 10 0,50

Примечание: Коэффициент использования пробега для бензовозов рекомендуется принимать 0,5, т.к. горючее перевозится в основном по маятниковым маршрутам

Таблица 5 - Продолжительность простоя автомобилей самосвалов под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку

Грузоподъемность автомобиля (автопоезда) Нормы времени простоя, включая вспомогательные операции для 1 класса грузов (мин.)
Погрузка Разгрузка
До 3,5 т включительно 2,0 1,0
Свыше 3,5 до 5,0 т включит. 2.2 1,8
Свыше 5,0 до 10,0 т включ. 3,0 2,0
Свыше 10,0 до 25,0 т включ. 3,2 2,8
Свыше 25 до 30,0 т включ. 5,0 3,0
Свыше 30 до 40,0 т включ. 7,0 4,0

Таблица 6 - Норма времени на налив и слив самотеком автомобильных цистерн

(на полную емкость цистерны)

Грузоподъемность автомобиля на шасси которого смонтирована цистерна Налив или слив, мин.
Жидкие грузы Вязкие грузы Ассенизацион-ные грузы
До 1,5 т включительно
Свыше 1,5 до 3,0 т включит.
Свыше 3,0 до 5,0 т включит.
Свыше 5,0 до 7,0 т включит.
Свыше 7,0 до 10,0 т включит.
Свыше 10,0 до 15,0 т включит.
Свыше 15,0 до 20,0 т включит.
Свыше 20,0 до 25,0 т включит.
Свыше 25 т

Таблица 7 - Нормы времени простоя бортовых автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки

Грузоподъем-ность автомобиля (автопоезда) Способ погрузки-разгрузки
Механизированный Немеханизированный
Навалочные грузы Прочие грузы, включая строительные Навалочные грузы Прочие грузы, включая строительные
В пунктах погрузки
До 1,5 т вкл.
От 1,5 до 2,5 т
От 2,5 до 4,0 т
От 4,0 до 7,0 т
От 7,0 до 10 т
От 10 до 15 т
От 15 до 20 т
От 20 до 30 т
От 30 до 40 т
Свыше 40 т
В пунктах разгрузки
До 1,5 т вкл.
От 1,5 до 2,5 т
От 2,5 до 4,0 т
От 4,0 до 7,0 т
От 7,0 до 10 т
От 10 до 15 т
От 15 до 20 т
От 20 до 30 т
От 30 до 40 т

Тн vт β q γс

Суточный объем перевозок: Qсут = --------------- ,

lср + tп-р vт β

где Тн – продолжительность пребывания автомобилей на линии за сутки (время в наряде), час.; vт – средняя техническая скорость автомобиля, км/ч;

Продолжительность пребывания в наряде автомобиля за сутки (Тн) рекомендуется принять для бортовых автомобилей и бензовозов 10-11 часов, а для автомобилей-самосвалов 9-10 часов.

Таблица 8 - Расчетные значения величины технической скорости движения автомобилей

Одиночные автомобили Автопоезда
lср vт lср vт lср vт lср vт
св.100 св.100

Наши рекомендации