Совершенствование финансового механизма проведения землеустройства
Совершенствование финансового механизма проведения землеустройства должно осуществляться в целях:
- упорядочения структуры и объемов средств, идущих на оплату землеустроительных работ (услуг);
- установления стратегии финансирования и определения цен на землеустроительные услуги.
Упорядочение структуры и объемов средств, идущих на оплату землеустроительных работ, должно исходить из их состава, государственной, экономической и социальной значимости и инвестиционной политики государства и включать:
- расходы на проведение работ по землеустройству на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также землеустроительных работ, имеющих общегосударственное и общественное значение, в том числе землеустроительных работ, связанных с получением пространственной информации о количественном и качественном состоянии земель, планированием использования земель и их охраны на различных административно-территориальных уровнях, определением земель, отнесенных к категориям и видам, установлением границ административно-территориальных образований, разграничением земель государственной собственности, комплексным изучением и организацией территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, иным работам (борьбе с опустыниванием земель, ликвидацией последствий загрязнения, в том числе биогенного, захламления земель и др.);
- расходы юридических и физических лиц на проведение землеустроительных работ, имеющих непосредственный интерес для заказчиков;
- расходы за счет иных источников (привлечения инвестиций из внебюджетных средств, в том числе за счет международных проектов, за счет продаж землеустроительной информации и др.).
Для экономического стимулирования проведения землеустроительных работ и осуществления землеустроительных мероприятий должен быть рассмотрен вопрос о последующем частичном или полном возмещении физическим и юридическим лицам на основе договоров произведенных ими на эти цели затрат из бюджетов различных уровней. Доля возмещения должна определяться в зависимости от значения проводимых землеустроительных работ для государства и общества в целом, экономических возможностей заказчиков землеустроительных работ и достигнутого эффекта от реализации землеустроительных мероприятий.
При установлении стратегии финансирования и определения цен на землеустроительные услуги основное внимание должно быть уделено:
- совершенствованию системы платежей за землеустроительные услуги и осуществлению гибкой ценовой политики в отношении землеустроительных услуг, сочетающей приемлемые свободные и фиксированные регулируемые цены;
- обеспечению защищенности статей бюджета при финансировании землеустроительных работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, а также контролю за целевым использованием этих средств;
- привлечению инвестиций в землеустройство, в том числе иностранных;
- поддержке при формировании рынка землеустроительных услуг предпринимательства и деятельности предприятий малого бизнеса в сфере землеустройства;
- экономическому стимулированию проведения землеустройства и осуществления землеустроительных мероприятий.
Упорядочение цен на землеустроительные услуги и снижение стоимости работ должно осуществляться путем:
- внедрения новых технологий выполнения работ по землеустройству;
- совершенствования порядка отбора разработчиков землеустроительной документации на конкурсной основе (торгах), привлечения частного сектора, имеющего профессиональные навыки (опыт) в выполнении землеустроительных работ, и развития конкуренции между разработчиками;
- установления или регулирования цен (тарифов, расценок и т. д.) на работы, выполняемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- установления цены за предоставление землеустроительной информации.
Установление стратегии цен в землеустройстве должна базироваться на следующих формах се определения:
- цена, основанная на базе фиксированной и меняющейся стоимости производства землеустроительных работ (при выполнении работ за счет средств бюджетов);
- цена, основанная на спросе рынка землеустроительных работ (базируется на готовности заказчика платить);
- цена, основанная на конкуренции между исполнителями землеустроительных работ.