Принципы исламской экономики
1. Принцип «все принадлежит Всевышнему».
Человек распоряжается имуществом, способностями, временем, которыми его наделил Аллах. Соответственно он должен распоряжаться ими не по своему полному усмотрению, а с учетом ограничений и обязательств со стороны Всевышнего Господа.
Человек будет спрошен Всевышним Господом за каждый свой поступок. Человек несет ответственность не только в вопросах вероубеждения и религиозных ритуалов, но и в повседневной жизни. Каждому предстоит держать ответ перед Всевышним Господом о том, как он зарабатывал и как тратил имущество.
2. Принцип обеспеченности людей средствами к существованию.
Всевышний Аллах провозгласил, что каждый приходящий в этот мир обеспечивается достаточными средствами к существованию.
3. Принцип равенства людей.
Все имущество достается людям от Аллаха. Поэтому богатый ни в коем случае не имеет больше прав, чем бедный. Все люди равны и являются братьями друг другу. Человек может считаться выше другого только по признаку богобоязненности.
4. Принцип «халяль и харам».
Все действия людей делятся на «Халяль» (дозволенные), «Харам» (запрещенные) и сомнительные. Люди должны совершать только дозволенные поступки, ВСЕМИ СИЛАМИ избегать запрещенных и остерегаться сомнительных. Это в полной мере относится и к зарабатыванию и расходованию средств, использованию собственных способностей, сил и времени.
5. Принцип производительности.
Каждый человек в силу своих возможностей должен зарабатывать на свою жизнь и свою семью сам. Попрошайничество и иждивенчество без объективных причин сильно порицается.
6. Принцип отказа от эксплуатации людей.
Богатые ни по каким причинам не имеют права ущемлять бедных, слабых, сирот, немощных, эксплуатировать нуждающихся, ставить их в невыгодные условия, ущемлять их интересы.
7. Принцип циркуляции (движения) богатств.
Денежные средства и имущество не должны лежать без дела. Ими надо распоряжаться следующими способами:
· пользоваться для себя (дом, машина, одежда, питание);
· расходовать в пользу других (начиная с семьи, соседей, родственников, заканчивая всеми нуждающимися);
· инвестировать и приумножать.
8. Принцип умеренности.
Любые расходы должны быть оправданными. Недопустимо расточительствовать сверх потребностей и тратить ресурсы на бесполезные вещи. С другой стороны, недопустимо лишать себя и своих подопечных реально необходимых вещей. И монашествующий аскетизм, и подавляющий материализм являются крайностями. Необходимо выбирать средний путь.
Крайне важно также жить по средствам. Брать в долг необходимо только в случае крайней нужды и на крупные покупки (дом, образование).
9. Принцип обеспечения базовых потребностей.
Каждый человек имеет право на жилище, одежду, еду. Те, кто не может этого добиться сам, вправе рассчитывать на помощь государства, богатых граждан.
10. Принцип сострадания и расходования на других.
Богатые всеми возможными средствами должны помогать нуждающимся. Это обязанность богатых, за которую они будут нести ответственность.
11. Принцип развития, процветания.
Каждый должен стремиться к духовному и материальному развитию, максимально использовать свои способности и возможности для процветания всего общества. Если человек может быть богатым – он должен реализовать свои возможности. Тем самым, своим достоинством он будет восхвалять своего Создателя и принесет больше пользы обездоленным.
12. Принцип запрета «риба» (ссудного процента).
Категорически воздерживайтесь от какого-либо участия в отношениях, связанных с ростовщичеством.
Рассмотрим эти принципы подробнее с указанием первоисточников (откровений Корана и сунны Пророка Мухаммада (меиб)).
Здесь надо отметить универсальность многих правил или запретов. Одно и то же действие, или запрет ведут к соблюдению сразу многих принципов исламской экономической системы. Например, выплата обязательного налога Закят[3] обеспечивает исполнение многих принципов одновременно.
Принцип «все принадлежит Всевышнему»
Мы распоряжаемся имуществом, способностями, временем, которыми нас наделил Аллах. Человек не является собственником своего имущества в общепринятом понимании. Соответственно, он должен распоряжаться ими не по своему полному усмотрению, а с учетом ограничений и обязательств со стороны Всевышнего Господа.
Право частной собственности в исламской экономической системе не безусловное, на него накладываются ограничения.
Человек наделен разумом, волей, ясными указаниями в отношении способов использования ресурсов, что является безусловно достаточным, чтобы распорядиться наделенными ресурсами в строгом соответствии с волей Божьей.
Человеческие страсти, искушения сатаны, побуждающие к нарушению Божьих заветов, являются испытанием прочности веры человека. Тем не менее, Всевышний сказал, что никому не даст испытаний сверх его возможностей.
С нас будет спрошено Всевышним Господом за каждый поступок. Причем мы понесем ответственность не только в вопросах вероубеждения и религиозных ритуалов, но и в повседневной жизни.
Вывод:
Нам с вами предстоит держать ответ перед Всевышним Господом о том, как мы зарабатывали и как тратили имущество. И возможности получить второй шанс на исправление уже не будет. Хотя, безусловно, милосердие Всевышнего идет на шаг впереди его суда.