Коммуникации в управлении.
План семинарского занятия:
1. Процесс коммуникаций и эффективность управления:
а) коммуникации между организацией и ее средой;
б) коммуникации между уровнями и подразделениями.
2. Коммуникации в управлении
а) общее понятие о коммуникации;
б) элементы и этапы процесса коммуникаций;
в) обратная связь и помехи.
3. Межличностные коммуникации:
а) коммуникационные преграды на пути межличностных коммуникаций;
б) коммуникационные стили;
в) невербальные коммуникации.
4. Организационные коммуникации:
а) преграды в организационных коммуникациях;
б) совершенствование коммуникаций в организациях
Кейс:рассмотреть предложенную деловую ситуацию и ответить на обозначенные вопросы.
Бутики Христодара[1]
Жанна Христодар только что получила университетскую степень бакалавра по направлению «Менеджмент» и сразу же включилась в работу компании своего отца. Ее отец Богдан Христодар являлся владельцем и президентом компании «Бутики Христодара». Компания владела сетью из 12 магазинов модной женской одежды в ряде крупных городов России. Компанию еще в конце перестройки основал дед Жанны. Связи и опыт деда, долгое время работавшего в сфере советской торговли, и последние 10 лет деятельности ее отца в области женской одежды, их умение покупать и продавать эту одежду превратили компанию из одного магазина в центре Москвы в достаточно большую сеть магазинов. Управленческий стиль Богдана Христодара, по сути, был продолжением стиля его отца. Оба получили образование при старой системе, один - торговое, а другой - политехническое. Богдан знал, что и как он делает. Он был горд тем, что был способен «держать руку на пульсе» всех деталей по покупке, рекламе и управлению магазинами. Каждый из менеджеров его магазинов, равно как и члены правления, встречались с ним каждые две недели в Москве. Между этими встречами Богдан тратил 2 - 3 дня каждой недели на посещение своих магазинов и работу с их менеджерами.
Однако главной его заботой было то, как люди коммуницируют и как они смотивированы к работе. Он отмечал, что на заседаниях, которые он проводил, все его менеджеры и специалисты слушают его очень внимательно. Тем не менее, от суждений, которые они делали, его начала беспокоить мысль: слышат ли они его или просто внимательно слушают. Как результат ряд его указаний точно не выполнялись магазинами. Он часто сам правил документацию и рекламные проспекты. В некоторых магазинах работники поговаривали о вступлении в профсоюз. Нередко приходилось слышать то, что ему совсем не нравилось. Так, ему стало известно, что многие работники компании, включая некоторых менеджеров, знают, что пытается делать его компания, и уверены, что они могли делать дело лучше, если бы имели шанс говорить непосредственно с Богданом и его ближайшим окружением. Сам Богдан чувствовал, что многие его менеджеры, так же как и служащие магазинов, делали свою работу без каких-нибудь реальных усилий в творчестве, без изобретательности и энтузиазма. Его, кроме того, интересовало, почему некоторые его лучшие работники увольнялись и устраивались на работу к конкурентам.
Когда дочь пришла к нему, чтобы занять должность его специального помощника, он сказал: «Жанна, меня беспокоит происходящее в компании. Очевидно, что это проблема коммуникации и мотивации. Я знаю, что ты изучала менеджмент в университете. Я слышал, как ты говорила о проблемах барьеров и техники коммуникации. Ты называла имена Маслоу, Герцберга, МакКлелланда и других, кто много знает в области мотивации. Конечно, я не сомневаюсь, что эти «психологи» знают достаточно много о бизнесе. Вместе с тем я знаю о мотивации людей то, что главное - деньги, хороший начальник и хорошие условия работы. Может быть, ты знаешь что-то еще, что поможет.
Я надеюсь на это. За твое обучение в университете я заплатил немало денег, это недешево обошлось. Так что ты могла бы мне предложить?»
Вопросы
1. Как тот бизнес, в котором находилась компания, определял политику в области коммуникации?
2. Какой управленческий стиль преобладал у деда и отца Жанны и как он влиял на решение проблем межличностной и организационной коммуникации в компании?
3. Какие формы коммуникации с подчиненными преимущественно использовал Христодар-отец?
4. Где у Христодара-отца происходил сбой в коммуникационном процессе?
5. Какие коммуникационные барьеры имели место в компании? Какие меры вы предложили бы для их устранения?
6. Какие коммуникационные сети использовались Христодаром-отцом во взаимодействии с подчиненными?
7. Как решение вопросов коммуникации в данной ситуации связано с решением проблем мотивации?
8. Как бы вы на месте Жанны ответили ее отцу на его монолог?
Деловая игра по теме.
Задание:передача задания по коммуникационной сети «Цепочка» и его выполнение конечным получателем.
Процедура выполнения:
1. Студенты группируются в две команды с одинаковым количеством участников (5 минут).
2. В команде выбирается доброволец, который удаляется из аудитории (3 минуты).
3. Каждому добровольцу предлагается текст с определенным заданием, который он должен изучить в течение 5 минут. В качестве примера предлагается следующий текст:
На белом листе форматом А3 изобразите кабинет топ-менеджера. В кабинете одно окно, которое имеет две створки. На окне висят вертикальные голубые жалюзи. Возле окна стоит стол. Стол прямоугольной формы, выполненный из натурального дерева. У стола стоит высокое кожаное черное кресло. Напротив стола распложена стена, на которой висят пять дипломов в позолоченных рамках. В левом углу комнаты стоит напольная пальма в коричневом горшке. С правой стороны от стола расположен диван и столик для посетителей. На столе топ-менеджера лежит четыре папки черного цвета и одна перьевая ручка. Справа на столе находится стационарный телефон.
4. После завершения чтения испытуемый должен пересказать услышанное второму участнику его команды, который выходит к нему.
5. Первый участник возвращается обратно в аудиторию, а на его место уходит следующий член команды. Это продолжается до тех пор, пока информация не дойдет до последнего участника подгруппы.
6. Последний получатель информации должен выполнить задание, которое до него дошло.
7. Выполнение задания получателями обеих команд (5-7 минут).
8. Сравнение результатов (3 минуты).
9. Зачитывание ведущим оригинала текста (3 минуты).
10. Групповое обсуждение причин нарастания информационного шума в процессе передачи информации по «Цепочке» (10 минут).
11. Подведение итогов.
Занятие 4.