Объем дисциплины и виды учебной работы. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
«Общая теория статистики»
Трудоемкость: 5 зачетных единиц
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр,
Форма обучения: очная, заочная
Принята на заседании Ученого совета факультета ТиБ
протокол № ____ от «___» ____________ 2015 г.
Рассмотрена на заседании кафедры экономика и управление
протокол № ____ от «___» ____________ 2015 г.
Заведующий кафедрой _____________ Л.Е. Басовский
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины.. 4
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4
5. содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 5
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 8
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 8
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 8
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 8
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 9
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 17
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 19
8.1. Основная литература. 19
8.2. Дополнительная литература. 19
9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 19
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20
11. перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 20
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 20
13. Аннотация рабочей программы дисциплины. 20
14. Лист регистрации изменений к рабочей программе дисциплины.. 22
Разработчик (и): 22
Рецензент (ы): 22
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общая теория статистики» является формирование у студентов теоретических знаний методологических основ статистики, умения применения этих знаний в анализе социально-экономических явлений и процессов, привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы с применением статистических методов, а также подготовке к принятию квалифицированных решений в области профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Общая теория статистики» относится к дисциплинам вариативной части дисциплин направления. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин: математический анализ, информационные технологии и основы математической обработки информации.
Дисциплина «Общая теория статистики» является базовой для дисциплин экономическая статистика, информационные технологии в экономики, инвестиционный анализ.
К началу изучения дисциплины студенты должны владеть методами математического анализа.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) | Планируемые результаты обучения | Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы |
ПК-8:владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления | Выпускник знает: основные понятия и инструменты математического анализа, общей теории статистики. Умеет: проводить анализ информации, путем построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей и их адаптации к конкретным задачам управления. Владеет и (или) имеет опыт деятельности:навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений. |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/ зачетных единиц по формам обучения | |
очная | заочная | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180/5 | 180/5 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | ||
в том числе: | ||
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | ||
лабораторные занятия (включая защиту отчета по лабораторным работам) | ||
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | ||
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | ||
практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем | ||
контрольные работы | ||
Самостоятельная работа студента (всего) | ||
в том числе: | ||
внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лабораторным занятиям и защите отчета | ||
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям | ||
подготовка учебного проекта | ||
подготовка к контрольной работе | ||
выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle | ||
выполнение курсового проекта (работы) | ||
Экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Очная форма обучения
Наименование тем (разделов). | Содержание | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Практические, лабораторные и семинарские занятия | Консультации | Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики | Статистика как наука, ее специфические особенности. Краткие сведения из истории статистики. Предмет и задачи статистики. Связь статистики с другими науками. Основные понятия статистической науки: статистическая совокупность, единицы совокупности и их признаки, статистический показатель. Статистическая закономерность и обобщающие статистические показатели. | ||||
Тема 2. Статистическое наблюдение | Понятие о статистическом наблюдении. Требования к статистической информации. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Организационные формы, виды и способы статистического наблюдения. | ||||
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных | Статистическая сводка, ее содержание и задачи. Группировка — основа статистической сводки. Виды группировок и их применение в статистике. Группировочные признаки, обоснование их выбора. Определение числа групп и величины интервалов группировки. Группировки и классификации, применяемые в статистике. | ||||
Тема 4. Абсолютные и относительные величины в статистике. Система статистических показателей | Выражение статистических показателей в виде абсолютных величин. Виды абсолютных величин, их значение, способы получения, единицы измерения: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные. Выражение обобщающих показателей в виде относительных величин. Основные виды относительных величин: выполнение договорных обязательств, сравнение, структура, динамика, координация, интенсивность и уровень экономического развития. Их измерители. Взаимосвязь абсолютных и относительных показателей, необходимость их комплексного применения в статистическом изучении экономических объектов. | ||||
Тема 5. Средние величины в статистике | Средняя величина в статистике, ее сущность и условия применения. Виды и формы средних. Средняя простая и взвешенная. Веса средней, их выбор. Расчет средней по данным вариационного ряда распределения. Влияние структуры совокупности на уровень средней величины. Структурные средние: мода, медиана. Графическое представление средних величин | ||||
Тема 6. Показатели вариации и анализ частотных распределений | Понятие о вариации признака в статистической совокупности. Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное (арифметическое) отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Виды дисперсий. Правило сложения дисперсий, расчет на его основе коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения. | ||||
Тема 7. Выборочное наблюдение | Понятие о выборочном наблюдении. Задачи, решаемые на его основе. Преимущества выборочного метода. Теоретические основы выборочного метода. Генеральная и выборочная совокупности, их обобщающие характеристики. Средняя и предельная ошибки выборки для варьирующего и альтернативного признаков. Виды выборки. Расчет ошибок выборки. | ||||
Тема 8. Ряды динамики | Понятие ряда динамики. Графическое изображение рядов динамики. Виды динамических рядов, их особенности. Правила построения рядов динамики. Сопоставимость уровней рядов динамики. Смыкание уровней рядов динамики. Приведение динамических рядов к единому основанию. Аналитические показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели ряда динамики. | ||||
Тема 9. Индексный метод в статистическом анализе | Понятие об индексах в статистике. Классификация индексов. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как форма общего индекса. Выбор весов при построении общих индексов. Индексы цен Г. Пааше, Э. Ласпейреса, их практическое применение. Преобразование агрегатных индексов в средние. Средний арифметический и средний гармонический индексы. Их применение в изучении динамики количественных и качественных признаков. Взаимосвязи индексов. | ||||
Тема 10. Статистические методы изучения взаимосвязей социально-экономических явлений | Виды и формы связей социально-экономических явлений. Корреляционная связь и ее свойства. Основные статистические методы выявления корреляционной связи: параллельных рядов, аналитической группировки, корреляционной таблицы, графический. Оценка тесноты связи на основе эмпирического корреляционного отношения. Корреляционно-регрессионный метод анализа. Уравнение регрессии как форма аналитического выражения статистической связи. Применение линейного коэффициента корреляции, индекса корреляции, теоретического корреляционного отношения, коэффициента детерминации в анализе качества однофакторной регрессионной модели | ||||
Экзамен |
ЗаОчная форма обучения
Наименование тем (разделов). | Содержание | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Практические, лабораторные и семинарские занятия | Консультации | Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики | Статистика как наука, ее специфические особенности. Краткие сведения из истории статистики. Предмет и задачи статистики. Связь статистики с другими науками. Основные понятия статистической науки: статистическая совокупность, единицы совокупности и их признаки, статистический показатель. Статистическая закономерность и обобщающие статистические показатели. | 0,5 | |||
Тема 2. Статистическое наблюдение | Понятие о статистическом наблюдении. Требования к статистической информации. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Организационные формы, виды и способы статистического наблюдения. | 0,5 | |||
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных | Статистическая сводка, ее содержание и задачи. Группировка — основа статистической сводки. Виды группировок и их применение в статистике. Группировочные признаки, обоснование их выбора. Определение числа групп и величины интервалов группировки. Группировки и классификации, применяемые в статистике. | 0,5 | |||
Тема 4. Абсолютные и относительные величины в статистике. Система статистических показателей | Выражение статистических показателей в виде абсолютных величин. Виды абсолютных величин, их значение, способы получения, единицы измерения: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные. Выражение обобщающих показателей в виде относительных величин. Основные виды относительных величин: выполнение договорных обязательств, сравнение, структура, динамика, координация, интенсивность и уровень экономического развития. Их измерители. Взаимосвязь абсолютных и относительных показателей, необходимость их комплексного применения в статистическом изучении экономических объектов. | 0,5 | |||
Тема 5. Средние величины в статистике | Средняя величина в статистике, ее сущность и условия применения. Виды и формы средних. Средняя простая и взвешенная. Веса средней, их выбор. Расчет средней по данным вариационного ряда распределения. Влияние структуры совокупности на уровень средней величины. Структурные средние: мода, медиана. Графическое представление средних величин | 0,5 | |||
Тема 6. Показатели вариации и анализ частотных распределений | Понятие о вариации признака в статистической совокупности. Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное (арифметическое) отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Виды дисперсий. Правило сложения дисперсий, расчет на его основе коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения. | 0,5 | |||
Тема 7. Выборочное наблюдение | Понятие о выборочном наблюдении. Задачи, решаемые на его основе. Преимущества выборочного метода. Теоретические основы выборочного метода. Генеральная и выборочная совокупности, их обобщающие характеристики. Средняя и предельная ошибки выборки для варьирующего и альтернативного признаков. Виды выборки. Расчет ошибок выборки. | 0,5 | |||
Тема 8. Ряды динамики | Понятие ряда динамики. Графическое изображение рядов динамики. Виды динамических рядов, их особенности. Правила построения рядов динамики. Сопоставимость уровней рядов динамики. Смыкание уровней рядов динамики. Приведение динамических рядов к единому основанию. Аналитические показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели ряда динамики. | 0,5 | |||
Тема 9. Индексный метод в статистическом анализе | Понятие об индексах в статистике. Классификация индексов. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как форма общего индекса. Выбор весов при построении общих индексов. Индексы цен Г. Пааше, Э. Ласпейреса, их практическое применение. Преобразование агрегатных индексов в средние. Средний арифметический и средний гармонический индексы. Их применение в изучении динамики количественных и качественных признаков. Взаимосвязи индексов. | 0,5 | |||
Тема 10. Статистические методы изучения взаимосвязей социально-экономических явлений | Виды и формы связей социально-экономических явлений. Корреляционная связь и ее свойства. Основные статистические методы выявления корреляционной связи: параллельных рядов, аналитической группировки, корреляционной таблицы, графический. Оценка тесноты связи на основе эмпирического корреляционного отношения. Корреляционно-регрессионный метод анализа. Уравнение регрессии как форма аналитического выражения статистической связи. Применение линейного коэффициента корреляции, индекса корреляции, теоретического корреляционного отношения, коэффициента детерминации в анализе качества однофакторной регрессионной модели | 0,5 | |||
Экзамен |