Дефицит бюджета и государственный долг
При планировании государственного бюджета правительство стремится, чтобы сумма доходов покрывала сумму расходных статей. Когда достигается это равенство, имеет место баланс бюджета, если доходы превышают расходы, достигается излишек или профицит и наоборот, превышение расходов над доходами образуют недостаток, дефицит государственного бюджета. То есть, бюджетный дефицит – это превышение статей расходов над статьями доходов, сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы. В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит устанавливается (в том числе в Республике) в пределах трех процентов от объема валового национального продукта. По методологии МВФ важно, чтобы дефицит бюджета не превышал 10% от национального объема производства, в случае увеличения до 20%, экономика и страна считается некредитоспособной.
Причины бюджетного дефицита:
o перманентное возрастание роли государства в решении проблем в различных сферах экономики; расширение экономических и социальных функций государства, увеличение расходов на содержание социальной сферы, армии, государственного аппарата и т. д;
O необходимость повышения жизненного уровня людей, их благосостояния;
O осуществление государственных программ (социальных, аграрных, инвестиционных, инновационных);
O проводимые структурные изменения и становление рыночной экономики;
O несбалансированность государственных финансов, вызванная нестабильностью денежного обращения;
O замедление приватизации государственной собственности и противодействие либерализации экономики;
O нестабильность институционально-правовой основы для развития рыночных отношений и предпринимательского сектора.
Вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита определяется причинами его порождения. С этой точки зрения выделяют активный (структурный) и пассивный (циклический) дефицит бюджета.
Структурный дефицит возникает в результате сознательно применяемых правительством мер по увеличению государственных расходов, то есть закладывается в государственном бюджете превышение расходов над доходами при планировании выполнения определенных социально-экономических программ. Такая структура бюджетного дефицита формируется при естественном уровне безработицы. Покрытие дефицита осуществляется чаще всего за счет кредитов Национального банка и выпуска государственных ценных бумаг.
Циклический бюджетный дефицит образуется в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. Недопроизводство и снижение доходов вызывает рост выплат и пособий по безработице, субсидий на погашение долговых обязательств граждан.
Бюджетный дефицит вызывает определенные последствия. Во – первых, сокращается объем сбережений граждан и уменьшается величина их, направляемая на финансирование инвестиций. Во – вторых, снижаются потребительские расходы, совокупный спрос на товары и услуги. В – третьих, рост дефицита ведет к снижению уровня жизни.
В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования сбалансированности бюджета. В экономической теории выделяют несколько концепций регулирования:
O концепция ежегодного балансирования бюджетов с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов;
o концепция бюджета, балансирования на циклической основе, то есть правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет в ходе экономического цикла. Например, на фазе спада экономики правительство:
ü снижает налоги;
ü увеличивает государственные расходы;
ü стимулирует совокупный спрос.