Анализ ожидаемых результатов реализации решений
Метод анализа иерархий - способ определить наибольший вклад одного из выбранных сравниваемых факторов в общее направление.
Рассмотрев демографию Россииможно выделить несколько ведущих факторов. Пусть демография складывается из 2-х основных факторов первого уровня:
- Международные отношения (V1)– влияние международных отношений на демографию;
- Политика (V2) – влияние политики на демографическую ситуацию;
-Развитие экономики (V3)– влияние состояния экономической сферы на демографию.
Во втором уровне находятся 3 основных фактора, оказывающих влияние на факторы 1 уровня:
-Образование – воздействие образования на факторы 1 уровня;
-Качество жизни – влияние качества жизни на факторы 1 уровня;
-Культура – влияние культуры страны на факторы 1 уровня.
В итоге схема имеет следующий вид:
ДЕМОГРАФИЯ | |||||||||
Международные отношения V1 | Политика V2 | Экономика V3 | |||||||
(О)V11 | (КЖ)V12 | (К)V13 | (О) V21 | (КЖ)V22 | (К)V23 | (О)V31 | (КЖ)V32 | (К)V33 | |
Условные обозначения по схеме представляют следующее:
I уровень | V1 | Влияние международных отношений страны на демографию |
V2 | Влияние экономики на демографию | |
II уровень | V11 | Зависимость между международными взаимоотношениями страны и образованием в стране |
V12 | Зависимость между международными взаимоотношениями страны и качеством жизни | |
V13 | Зависимость между международными взаимоотношениями страны и развитием культурных ценностей, культуры | |
V21 | Зависимость между политикой страны и образованием в стране | |
V22 | Зависимость между политикой страны и качеством жизни | |
V23 | Зависимость между политикой страны и развитием культурных ценностей, культуры | |
V31 | Зависимость между экономикой и образованием в стране | |
V32 | Зависимость между экономикой страны и качеством жизни | |
V33 | Зависимость между экономикой страны и развитием культурных ценностей, культуры |
Все дальнейшие расчеты будут проведены с учетом шкалы Саатии, позволяющей производить перевод качественной оценки значимости фактора в количественную оценку. Перевод осуществляется в соответствии с таблицей:
Предпочтения | Уступки | |
7-9 | абсолютное | 1/7 - 1/9 |
4-6 | сильное | 1/4 -1/6 |
1-3 | слабое | 1–1/3 |
Подсчет в методе анализа иерархий предполагает построение матрицы эквивалентности вида:
М | П | Э |
а11 | а12 | а13 |
а21 | а22 | а23 |
а31 | а32 | а33 |
Где а11=а22=а33=1
1. Подсчет первого уровня
М | П | Э | ∑ | |
М | 2/5 | 2/4 | 1.9 | |
П | 4/5 | 4/2 | 3.8 | |
Э | 5/2 | 5/4 | 4.75 | |
10.45 |
Пусть значение международных отношений =2
Значение политики= 4
Значение экономики= 5
V1 =1.9/10.45= 0.182 (18.2%)
V2 =3.8/10.45=0.364 (36.4%)
V3 =4.75/10.45=0.454 (45.4%)
2.Подсчет значений второго уровня.
2.1. А международных отношений
Пусть:значение образования= 7
значение качества жизни = 5
значение Культуры = 3
О | Кж | К | ∑ | ||
О | 7/5 | 7/3 | 4.73 | ||
А м = | Кж | 5/7 | 5/3 | 3.38 | |
К | 3/7 | 3/5 | 2.03 | ||
10.14 |
V11 =4.43/10.14=0.466 (46.6%)
V12 =3.38/10.14=0.333 (33.3%)
V13 =2.03/10.14=0.2 (20%)
2.2. А политики
Пусть:Значение образования= 6
значение качества жизни = 7
значение Культуры = 5
О | Кж | К | ∑ | ||
О | 6/7 | 6/5 | 3.05 | ||
А п = | Кж | 7/6 | 7/5 | 3.57 | |
К | 5/6 | 5/7 | 2.55 | ||
9.17 |
V21 =3.05/9.17=0.332 (33.2%)
V22 =3.57/9.17=0.389 (38.9%)
V23 =2.55/9.17=0.278 (27.8%)
2.3 А экономики
Пусть:значение образования= 1
значение качества жизни = 4
значение Культуры = 8
О | Кж | К | ∑ | ||
О | 1/4 | 1/8 | 1.38 | ||
Аэ = | Кж | 4/1 | 4/8 | 5.5 | |
К | 8/1 | 8/4 | |||
17.88 |
V31 =1.38/17.88=0.077 (7.7%)
V32 =5.5/17.88=0.308 (30.8%)
V33 =11/17.88=0.615 (61.5%)
3. Связь первого уровня и второго.
Vм =V11*V1 + V21*V2 + V31*V3=0.466*0.182 +0.332 *0.364+0.077*0.454=0.241 (24.1%)
Vп =V12*V1 + V22*V2 + V32*V3=0.333*0.182+0.389*0.364+0.308*0.454=0.342
(34.2%)
Vэ =V13*V1 + V23*V2 + V33*V3=0.2*0.182+0.278*0.364+0.615*0.454=0.421 (42.1%)
Итак,из проведенных исследований мы видим, что наибольшее влияние на проблему демографической ситуации влияет экономика страны.
Заключение
Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса несмотря на свое определенное положительное воздействие, немогут в корне изменить демографическуюситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях
Список литературы
1. Демография: учебное пособие / Под ред. проф. В. Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004.
2. Демография: Учебник / Под общ.ред. Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.
3. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.
4. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Наука, 2009.
5. Борисов В. Желаемое число детей в российских семьях по данным микропереписи населения России 2008 года // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007, № 2.
6. Вишневский А.Г. Демографический и трудовой потенциал населения России // Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Вестник,2009.
[1]Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Наука, 2009.
[2]Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. - М.: Наука, 2008.
[3]Гражданпиков Е.Д. Прогностические модели социально-демографических процессов. – Новосибирск: Дума, 2004.
[4]Демографическое прогнозирование // Демография. Современное состояние и перспективы развития / Под ред. проф. Д.И. Валентея. - М.: Просвещение, 2007.
[5]Демографическое прогнозирование // Демография. Современное состояние и перспективы развития / Под ред. проф. Д.И. Валентея. - М.: Просвещение, 2007.
[6]Демографическое прогнозирование // Демография. Современное состояние и перспективы развития / Под ред. проф. Д.И. Валентея. - М.: Просвещение, 2007.
[7]Демографическое прогнозирование // Демография. Современное состояние и перспективы развития / Под ред. проф. Д.И. Валентея. - М.: Просвещение, 2007.
[8]Демографическое прогнозирование // Демография. Современное состояние и перспективы развития / Под ред. проф. Д.И. Валентея. - М.: Просвещение, 2007.
[9]Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. - М.: Наука, 2008.
[10]Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. - М.: Наука, 2008.
[11]Гражданпиков Е.Д. Прогностические модели социально-демографических процессов. – Новосибирск: Дума, 2004.
[12]Гражданпиков Е.Д. Прогностические модели социально-демографических процессов. – Новосибирск: Дума, 2004.
[13]Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Наука, 2009.
[14]Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Наука, 2009.
[15]Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Наука, 2009.