Раздел 3.Человек и экономика (8 ч)
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.
Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа рыка и потребностей местного населения товарах и услугах. Проектирование изделия или услуги. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок. (Линия технология)
Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия:экономика, техника,
технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклам..
Раздел 4. Человек и природа (3 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия:природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | |
Отношения между людьми | Знать: · Необходимость социального нормирования и предотвращения общественных конфликтов | |||
Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество | Уметь: · ориентироваться в Конституции РФ, глава 2 | |||
Ты и твои товарищи | Уметь: · выявлять механизм правовой защиты по Конституции | |||
Социальные группы и групповые нормы | Знать: · суть понятия закон, правопорядок, демократия Уметь: · критически оценивать признаки демократии | |||
Зачем люди общаются | Уметь: · уважать закон · определять справедливость закона · выявлять нарушения закона | |||
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Знать: · свои права и свои обязанности · что такое долг перед Родиной | |||
Почему надо быть терпимым | Уметь: · уважать закон · определять справедливость закона · выявлять нарушения закона | |||
Как победить обиду и установить контакт. | Знать: · свои права и свои обязанности · что такое долг перед Родиной | |||
Глава II. Человек и закон. 14 часов | ||||
Что значит жить по правилам | Знать: · Необходимость социального нормирования и предотвращения общественных конфликтов | |||
Правила – основа жизни общества | Уметь: · ориентироваться в Конституции РФ, глава 2 | |||
Права граждан | Уметь: · выявлять механизм правовой защиты по Конституции | |||
Обязанности граждан | Знать: · суть понятия закон, правопорядок, демократия Уметь: · критически оценивать признаки демократии | |||
Почему важно соблюдать законы | Уметь: · уважать закон · определять справедливость закона · выявлять нарушения закона | |||
Значение законов в жизни общества | Знать: · свои права и свои обязанности · что такое долг перед Родиной | |||
Защита Отечества | ||||
Священный долг гражданина | Уметь: · определять необходимость соблюдения дисциплины, как внешней, так и внутренней | |||
Что такое дисциплина | ||||
Дисциплина, её виды | Знать: · что такое правомерное поведение Уметь: · выказывать уважение к людям | |||
Виновен – отвечай | Знать: · что закон наказывает за нарушения правовых норм · что закон действует против малолетних нарушителей Знать: · что закон нуждается в защите · кто является стражем закона | |||
Правонарушения, их виды | ||||
Кто стоит на страже закона | Знать: · понятие правоохранительные органы · основные принципы деятельности полиции | |||
Правоохранительные органы РФ | Знать: · что закон наказывает за нарушения правовых норм · что закон действует против малолетних нарушителей Знать: · что закон нуждается в защите · кто является стражем закона | |||
Глава III. Человек и экономика. 8 часов | ||||
Экономика и её основные участники | Знать: · определение экономики Уметь: · определять главные вопросы экономики | |||
Золотые руки работника | Знать: · основных участников экономики Уметь: · определять главные признаки товарного производства | |||
Производство: затраты, выручка, прибыль | Уметь: · определят понятие и значимость труда, как фактора производства Знать: · понятие заработная плата факторного дохода | |||
Виды и формы бизнеса | Уметь: · различать виды издержек (затрат) · определять их в тестовом варианте | |||
Обмен, торговля, реклама | Уметь: · определять и различать факторные доходы | |||
Деньги и их функции | Уметь: · определять стоимостные отношения, связанные с особенностями собственности. · определять производственную деятельность в условиях трех форм собственности: коллективная, частная, государственная | |||
Экономика и семья | Уметь: · различать проекции бизнеса | |||
Семейная экономика | Уметь: · выражать главную мысль в своем выступлении · выражать собственное мнение и оценивать позицию другой группы | |||
Глава IV. Человек и природа. 3 часа | ||||
Воздействие человека на природу | Уметь: · определять сложные ситуации в общественных процессах | |||
Охранять природу – значит охранять жизнь. | Уметь: · различать обязанности от прав · определять возможные санкции | |||
Закон на страже природы | Уметь: · использовать, верно истолковывать законы о природе |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата проведения | |||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | По плану | По факту | |||||||||
Человек. Право. Экономика. | |||||||||||||
Глава I. Человек среди людей. 8 часов | |||||||||||||
Отношения между людьми | ОНЗ | РК | Внутренняя концентрация. Смыслополагание (постановка целей, создание собственного плана действий по осуществлению целей). Самоопределение (осознают ответственность за свою работу и работу одноклассников. Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха и неуспеха. Оценка собственных знаний, своих поступков, действий и высказываний). | Регулятивные Целеполагание. В ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Планирование, прогнозирование. Саморегуляция, самооценка. Выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. Оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Используют критерии для обоснования своих суждений. Познавательные Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока?». Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Логические - анализ вопроса с целью формирования правильного ответа на него. Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения логически обоснованного собственного мнения. Рефлексия способов и условий своих действий | Знать: · Необходимость социального нормирования и предотвращения общественных конфликтов | ||||||||
Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество | ОНЗ | РК | Уметь: · ориентироваться в Конституции РФ, глава 2 | ||||||||||
Ты и твои товарищи | ОНЗ | РК | Уметь: · выявлять механизм правовой защиты по Конституции | ||||||||||
Социальные группы и групповые нормы | ОНЗ | РК | Знать: · суть понятия закон, правопорядок, демократия Уметь: · критически оценивать признаки демократии | ||||||||||
Зачем люди общаются | ОНЗ | РК | Уметь: · уважать закон · определять справедливость закона · выявлять нарушения закона | ||||||||||
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | ОНЗ | РК | Знать: · свои права и свои обязанности · что такое долг перед Родиной | ||||||||||
Почему надо быть терпимым | ОНЗ | РК | Уметь: · уважать закон · определять справедливость закона · выявлять нарушения закона | ||||||||||
Как победить обиду и установить контакт. | ОНЗ | РК | Знать: · свои права и свои обязанности · что такое долг перед Родиной | ||||||||||
Глава II. Человек и закон. 14 часов | |||||||||||||
Что значит жить по правилам | ОНЗ | РК | Внутренняя концентрация. Смыслополагание (постановка целей, создание собственного плана действий по осуществлению целей). Самоопределение (осознают ответственность за свою работу и работу одноклассников. Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха и неуспеха. Оценка собственных знаний, своих поступков, действий и высказываний). | Регулятивные Целеполагание. В ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Планирование, прогнозирование. Саморегуляция, самооценка. Выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. Оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Используют критерии для обоснования своих суждений. Познавательные Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока?». Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Логические - анализ вопроса с целью формирования правильного ответа на него. Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения логически обоснованного собственного мнения. Рефлексия способов и условий своих действий | Знать: · Необходимость социального нормирования и предотвращения общественных конфликтов | ||||||||
Правила – основа жизни общества | ОНЗ | РК | Уметь: · ориентироваться в Конституции РФ, глава 2 | ||||||||||
Права граждан | ОНЗ | РК | Уметь: · выявлять механизм правовой защиты по Конституции | ||||||||||
Обязанности граждан | ОНЗ | РК | Знать: · суть понятия закон, правопорядок, демократия Уметь: · критически оценивать признаки демократии | ||||||||||
Почему важно соблюдать законы | ОНЗ | РК | Уметь: · уважать закон · определять справедливость закона · выявлять нарушения закона | ||||||||||
Значение законов в жизни общества | ОНЗ | РК | Знать: · свои права и свои обязанности · что такое долг перед Родиной | ||||||||||
Защита Отечества | ОНЗ | РК | |||||||||||
Священный долг гражданина | ОНЗ | РК | Уметь: · определять необходимость соблюдения дисциплины, как внешней, так и внутренней | ||||||||||
Что такое дисциплина | ОНЗ | РК | |||||||||||
Дисциплина, её виды | ОНЗ | РК | Знать: · что такое правомерное поведение Уметь: · выказывать уважение к людям | ||||||||||
Виновен – отвечай | ОНЗ | РК | Знать: · что закон наказывает за нарушения правовых норм · что закон действует против малолетних нарушителей Знать: · что закон нуждается в защите · кто является стражем закона | ||||||||||
Правонарушения, их виды | ОНЗ | РК | |||||||||||
Кто стоит на страже закона | ОНЗ | РК | Знать: · понятие правоохранительные органы · основные принципы деятельности полиции | ||||||||||
Правоохранительные органы РФ | ОНЗ | РК | Знать: · что закон наказывает за нарушения правовых норм · что закон действует против малолетних нарушителей Знать: · что закон нуждается в защите · кто является стражем закона | ||||||||||
Глава III. Человек и экономика. 8 часов | |||||||||||||
Экономика и её основные участники | ОНЗ | РК | Внутренняя концентрация. Смыслополагание (постановка целей, создание собственного плана действий по осуществлению целей). Самоопределение (осознают ответственность за свою работу и работу одноклассников. Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха и неуспеха. Оценка собственных знаний, своих поступков, действий и высказываний). | Регулятивные Целеполагание. В ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Планирование, прогнозирование. Саморегуляция, самооценка. Выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. Оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Используют критерии для обоснования своих суждений. Познавательные Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока?». Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Логические - анализ вопроса с целью формирования правильного ответа на него. Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения логически обоснованного собственного мнения. Рефлексия способов и условий своих действий | Знать: · определение экономики Уметь: · определять главные вопросы экономики | ||||||||
Золотые руки работника | ОНЗ | РК | Знать: · основных участников экономики Уметь: · определять главные признаки товарного производства | ||||||||||
Производство: затраты, выручка, прибыль | ОНЗ | РК | Уметь: · определят понятие и значимость труда, как фактора производства Знать: · понятие заработная плата факторного дохода | ||||||||||
Виды и формы бизнеса | ОНЗ | РК | Уметь: · различать виды издержек (затрат) · определять их в тестовом варианте | ||||||||||
Обмен, торговля, реклама | ОНЗ | РК | Уметь: · определять и различать факторные доходы | ||||||||||
Деньги и их функции | ОНЗ | РК | Уметь: · определять стоимостные отношения, связанные с особенностями собственности. · определять производственную деятельность в условиях трех форм собственности: коллективная, частная, государственная | ||||||||||
Экономика и семья | ОНЗ | РК | Уметь: · различать проекции бизнеса | ||||||||||
Семейная экономика | ОНЗ | РК | Уметь: · выражать главную мысль в своем выступлении · выражать собственное мнение и оценивать позицию другой группы | ||||||||||
Глава IV. Человек и природа. 3 часа | |||||||||||||
Воздействие человека на природу | ОНЗ | РК | Внутренняя концентрация. Смыслополагание (постановка целей, создание собственного плана действий по осуществлению целей). Самоопределение (осознают ответственность за свою работу и работу одноклассников. Проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха и неуспеха. Оценка собственных знаний, своих поступков, действий и высказываний). | Регулятивные Целеполагание. В ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Планирование, прогнозирование. Саморегуляция, самооценка. Выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. Оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Используют критерии для обоснования своих суждений. Познавательные Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока?». Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Логические - анализ вопроса с целью формирования правильного ответа на него. Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения логически обоснованного собственного мнения. Рефлексия способов и условий своих действий | Уметь: · определять сложные ситуации в общественных процессах | ||||||||