Монополистическая конкуренция

Можно утверждать, что рынки монополистической конкуренции имеют следующие типичные признаки:

1) Дифференциация продукции. На рынках свободной конкуренции продукция однородна. На олигополистических рынках как правило может выпускаться как однородная, так и неоднородная продукция. На рынках монополистических дифференциация товара часто не очень существенна. Причем обратите внимание, что она не существенна не потому, что монополия не может этого сделать, а потому что как правило монополия этого делать не хочет. Поэтому первый признак – это дифференциация рынка.

Исходя из простейшей модели конкуренции Портера, фирма может использовать 3 доминирующие стратегии в зависимости от источника получения конкурентных преимуществ и размера рынка.

Мы можем вкратце классифицировать это так: мы можем рассматривать фирмы, которые занимают весь рынок, и которые занимают рыночную нишу. (пишет на доске)

Портер утверждает, что существует 2 основных конкурентных преимущества, исходя из которых фирмы строят свою стратегию. Это лидерство в издержках, минимальные издержки и различие продукции, уникальность продукта. Стратегия минимизации издержек дает нам на всем рынке стратегию лидерства в ценах. Стратегия уникальности продукта дает нам на всем рынке стратегию ____зации.

_______ дает нам стратегию фокусирования.

Бывает фокусирование лидерства в ценах, бывает фокусирование дифференциации.

Портер утверждает, что бывают иные стратегии, но не будем лезть в эти дебри.

Эти стратегии позволяют достаточно эффективно противостоять разнообразным силам, влияющим на конкурнтноспособную силу. Если у нас минимальные издержки, мы можем победить конкурентов своими ценами. Чем ниже издержки, тем ниже мы можем поставить цены. Таким образом, фирма в ситуации свободной конкуренции может достичь лидерства в ценах.

А фирмы в ситуации монополистической конкуренции бьют на уникальность товара. Следовательно на стратегию дифференциации. Эта уникальность товара дает более высокую лояльность потребителя, дает возможность предлагать более качественный товар, дает возможность продавать этот товар по более высокой цене. Получается, что продукция фирмы в условиях монополистической конкуренции часто нестандартизирована.

Получается, что продукты конкурирующих фирм являются субститутами, т.е. я могу купить товар одной фирмы, я могу купить товар в качестве заменителя – другой фирмы. Они могут быть похожи, они могут выполнять одну и ту же потребность. Исходя из этого, существует масса идентифицирующих факторов каждого конкретного товара, фирмы могут вести активную конкурентную борьбу.

2) Свободный вход и выход в отрасль, фактически барьеры отсутствуют. В действительно это не совсем так. Что такое свободный вход и выход в отрасль? Это значит, что у нас нет никаких барьеров и нет никакой ценовой дискриминации. Но здесь мы обнаруживаем, что в ситуации дифференциации товара, у нас масса возможностей по ценовой дискриминации. Чем более различается наш товар, тем сложнее понять, что это товар один и тот же. С другой стороны, чем выше различия, тем больше в качестве входного барьера нас защищает лояльность потребителя. Потребитель в той или иной степени привержен своей собственной торговой марке, особенно в тех продуктах, где он ценит качество, неповторимость, уникальность. Поэтому входные барьеры здесь отсутствуют, кроме барьера, связанного с уникальностью, с лояльностью потребителя.

3) Достаточно большое число покупателей и продавцов. По сравнению со свободной конкуренцией при монополистической конкуренции продавцов мало. Но что такое мало? Это значит, что на рынке присутствует 100-200-300 фирм. Главное, что отличает монополистическую конкуренции, что эти фирмы не вступают друг с другом в сговор. При олигополии мы тоже можем видеть большое число фирм, вместе с тем мы четко знаем, что при олигополии доминирующая модель – это модель сговора.

4) Слабая реакция на действия конкурентов. Почему? Потому что они независимы друг от друга. Как правило, они исходят из идеи сговора. А во-вторых, если при олигополии мы выпускаем продукцию одного вида (?), где конкуренты слабо различаются, то здесь сама по себе уникальность продукции является своеобразным барьером. И получается, что несмотря на то, что мы конкурируем еще с 215 компаниями, мы выпускаем по сути не тот товар, который выпускают остальные. Исходя из этого я могу увеличивать свою долю рынка не думая о том, что скажут остальные. Тем более, это может никак не сказаться на доле рынка остальных производителей. Получается, что на рынке монополистической конкуренции каждая фирма в своей большой или маленькой рыночной нише ведет себя как ограниченный монополист. До некоторых пор у этой продукции есть субституты, однако каждая продукция по своему уникальна, что позволяет говорить о таком странном характере конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции очень активно использует идею дифференциации товара. Причем идею искусственной дифференциации товара, когда в реальности товары не различаются, но вместе с тем действиями маркетологов или с помощью упаковки воспринимаемые различия между товарами очень высоки. Когда мы говорили об эффектах индивидуального спроса, мы с вами этот момент затрагивали. Когда я говорил, что товар наваленный в Ленте или Пятерочке по сути такой же который продается в супер дорогих магазинах.

Существенная часть товаров на рынке монополистической конкуренции по сути своей опирается на снобистский спрос. Потому что эти товары обладают некой дополнительной ценностью, потому что они в какой-то степени уникальны. Это тот самый эффект сноба.

СИТУАЦИЯ ОЛИГОПОЛИИ.

Олигополия является одной из самых распространенных рыночных структур. Они могут выделяться исходя из следующих признаков:

По формальным признакам к олигополистическим относят такие товарные рынки, на которых четырем крупнейшим фирмам принадлежит более половины выпуска продукции. В действительности мы не можем утверждать, что такие количественные характеристики могут быть единственными при определении олигополии. Для этого существует как минимум 3 фактора, 3 объяснения.

1) Формально высоко монополизированные отраслевые рынки могут в действительности выпускать товары субституты, которые конкурируют друг с другом. В прошлый раз я говорил о таких возможностях, когда говорил о рынке провода. Существует провод алюминиевый, существует провод медный. Вместе с тем не существует отдельного рынка этих проводов, существует единый рынок. Они представляют собой субституты друг друга и активно друг с другом конкурируют.

2) Отдельные географические сегменты рынка могут быть достаточно жестко отделены друг от друга. Когда мы говорили о нишевой стратегии, о том, что средние показатели по экономике по сути своей плохи, я приводил в пример рынок картошки, и говорил о картошке на Камчатке, где белорусской картошки почти нет. Получается, что если мы будем рассматривать рынок картошки, мы увидим, что он довольно жестко сегментирован, причем некоторые сегменты географически отдалены друг от друга. Поэтому может выясниться, что формально рынок конкурентоспособным, однако в каждом конкретном сегменте он в действительности может быть монополистическим или олигополистическим. Именно потому, что разделение рынка слишком сильно, и единого рынка как такового практически не существует.

3) Третья причина заключается том, что в действительности та или иная отрасль национального производства может быть достаточно слабой, и ситуация может исправляться за счет импортной продукции. Т.е. получается, что если мы посмотрим по некоторым наименованиям товаров и услуг, мы увидим, что да, действительно существуют фирмы, отечественные производители, которые выпускают маечки, и на каких-то субрынках они являются монополистами. Вместе с тем, если посмотреть повнимательнее, то выясниться, что 95% товаров китайского происхождения. Исходя из этого получается, что эти монополисты в действительности никакие не монополисты, ибо в действительности их товар активно конкурирует с товаром заморским.

Вот почему олигополию как правило определяют не только по числу фирм. Тем более, что существует понятие жесткой и размытой олигополии. Такое понятие возникает почему? Дело в том, что олигополистический рынок по своей природе очень не однороден. Он фактически делится на 2 неравные части. Например, есть рынок. Его переделили 3 фирмы. Фирма 1, фирма 2, фирма 3. А на оставшихся 15% рынка действует еще 236 разнообразных компаний. Т.е. формально фирм 239. Но 3 из них имеют 85% рынка. Поэтому получается, что сам по себе рынок олигополии неоднороден по своей природе. Получается, что олигополистический рынок условно разделяется на 2: там есть небольшой кусочек, который представляет собой ситуацию близкую к ситуации свободной конкуренции, мелких фирм, которые обычно заполняют те ниши, до которых нет дела крупным монополистам; и фирмы олигополисты.

Часто олигополия бывает жесткой. Но еще чаще она бывает размытой.

Примером жесткой олигополии может считаться свинцовая отрасль США 1990-х годов. Там всего действовало на рынке 5 фирм. Из них четырем фирмам принадлежало 99% рынка. Получается, что кусочек, где действовали фирмы свободной конкуренции, там был достаточно мал, и там действовала только одна такая фирма.

Примером размытой олигополии считается в США сталелитейная отрасль. Она лежит на границе понятия олигополии, иногда ее даже не классифицируют как таковую.

В сталелитейной отрасли в 20 веке насчитывалась 221 фирма, причем 4-м фирмам принадлежало 42% всего отраслевого выпуска. По формальным факторам можно сказать, что в формальное определение олигополии эти фирмы не вписываются. Мы говорили, что 4-м фирмам должно принадлежать более 50% отрасли. Но вместе с тем, здесь действует второй параметр.

Еще одним примером размытой олигополии являются мукомольная отрасль. В ней у 4-х фирм 52% выпуска, а всего фирм в этой отрасли 222.

Пивная отрасль. 67 компаний, при этом 77% рынка делили 4 компании.

Мы видим, что фактически рынок олигополистический может быть более жестким, может быть более мягким. Действует 2 условие. Как правило на олигополстическим рынке существует сговор между компаниями-олигополистами. Это значит, что при принятии решений они учитывают интересы других компаний, конкурентов.

Необходимо отметить, что поведение олигополий на рынках описывается четырьмя моделями поведения олигополий. Итак, существует 4 модели поведения олигополий.

1 модель. Ценовая война. Это цикл, процесс последовательных уменьшений цены фирм-конкурентов на рынках. Какие условия начала ценовой войны? Фирмы должны считать себя равными по силе, по рыночной власти. Как это выглядит? Несколько фирм занимает примерно одинаковое положение. Одна из них хочет вытеснить конкурентов с рынка. Она ради этого снижает цены на свою продукцию. Вместе с тем, другие фирмы, вместо того, чтобы вытесниться с рынка или признать доминирование этой фирмы, они тоже берут и снижают цены, да еще больше. В результате через конечное время фирмы начинают снижать цену до себестоимости, иногда ниже себестоимости в надежде, что конкурент разориться. Через некоторое время их надежды начинают оправдываться. Иногда это кончается плохо для всех.

В юго-восточной Азии так пострадал рынок резиновой обуви, когда 4 компании начали соревноваться, сбивая цены. И досбивались до того, что разорились все вместе. И весь рынок взяла некая левая компания, которая никак не участвовала в войне, и пришла на готовенькое. Однако цены составляли примерно 50% от себестоимости, и в таких условиях население уже удовлетворило свой спрос надолго вперед.

Ценовая война тяжела для всех участников, поэтому как правило олигополии отказываются от ценовых войн, т.е. исходят из второй модели.

2 модель. Отказ от ценовых войн. Стабильность цен. Считается, что твердые цены лучше, чем потери. Поэтому как правило это все превращается в сговор.

3 модель олигополии – Модель лидерства в ценах, или частичная монополия. Как правило самая крупная или самая сильная фирма устанавливает цены на уровне, которые ее устраивают. А все остальные фирмы за ней следуют. Почему? Они боятся, что если они попытаются начать ценовую войну, то они же и выйдут из игры первыми, а крупная фирма останется. Поэтому ценовая война не встречается там, где один противник существенно сильнее остальных. Часто идея ценовой войны возникает потому, что какая-то фирма хочет стать лидером в ценах, но у нее не хватает каких-то ресурсов. Поэтому получается, что фактически на рынке появляется один лидер, а за ним пассивно следует несколько фирм, сохраняя его цены, исходя из похожей ассортиментной политики.

4 модель ценовых войн – совместная защита от проникновения в отрасль чужаков. Необходимо отметить, что как только существует опасность проникновения в отрасль чужака, фирмы олигополии мгновенно сплачиваться, забывая обо всех проблемах, и начинают слаженно действовать против чужака. Таким образом получается, что возникает временная монополия на ресурсы, временные проблемы с рекламой. Один чужак мог бы выбить одну из фирм, но все вместе он не выбьет. Почему против чужаков настроены олигополисты? Дело в том, что внутри себя рынок уже поделен, они уже договорились. А вход сюда новой энергичной фирмы приведет к новым ценовым войнам, а это никому не надо.

МОНОПОЛИИ.

Монополия – явление в экономической жизни общества совершенно не новое, и возникла достаточно давно, как считают в период раннего средневековья. Некоторые считают, что монополия возникла в древнем Риме.

Современную монополию можно классифицировать исходя из нескольких принципов:

В зависимости от количества покупателей и количества продавцов мы выделяем 3 вида монополий:

Двухсторонняя монополия – это рыночная структура с одним продавцом и одним покупателем. Например государство закупает уникальную технику у единственного производителя этой техники. Вот вам пример двухсторонней монополии. Забавно бывает, когда эта двухсторонняя монополия возникает на так называемых квазирынках. Что это? Он возникает, когда вроде в рыночные условия попадают 2 государственных института или несколько государственных институтов. Т.е. получается, что государственные компании используют рыночные механизмы для продвижения своих товаров. Получается, что двухсторонняя монополия зачастую является монополией в условиях квазирынка, когда мало того, что там один покупатель, да еще этим покупателем является государство. Здесь трудно говорить о каких-то рыночных условиях, потому что как правило такие монополии создаются для какой-нибудь хитрой цели, и являются полностью уникальными. Зачастую они создаются в специфических отраслях, типа атомной промышленности, либо в отраслях, которые создаются для обеспечения национальной безопасности, например рынок вооружений. Рынок вооружений интересен тем, что там производители стремятся не к стандартизации, а наоборот, к атипизации продукции. В этом смысле если ты произведешь такой продукт, как у противника, это будет плохо. Исходя из этого разные фирмы стараются выпустить принципиально различную военную технику.

Во-вторых, существуют ситуации чистой или абсолютной монополии. Одна фирма-производитель продукции, у которой нет заменителей. И достаточное количество потребителей.

Третий вид монополии – монопсонии, или монополия-покупатель, когда один покупатель и большое количество продавцов. Причем необходимо отметить, что монопсония возникает не только тогда, когда единственный потребитель это государство. Она может возникать тогда, когда в каком-нибудь регионе существует единственная фирма – переработчик продукции, например переработка грибов, ягод. Или существует один сверхкрупный молочный комбинат, который скупает все молоко. Он может его купить, а может не купить. Но других существенных потребителей там нет.

Монополию можно классифицировать и по-другому. В зависимости от обстоятельств, в силу которых та или иная фирма оказывается в положении типичного монополиста, можно выделить 3 вида монополий: закрытую, естественную и открытую.

Закрытая или искусственная монополия специально создается государством и имеет юридическую защиту, имеет закрепленные за ней специальные права. Такая монополия стабильна. Государство создает некую структуру, которая занимает какой-либо специфической деятельностью. Например, это почта, Высшая аттестационная комиссия Российской Федерации, так называемый ВАК, которая занимается присуждением ученых степеней. Это тоже закрытая монополия, никто другой не имеет права это делать.

Второй тип монополий – естественная монополия, возникает тогда, когда минимум издержек можно достичь только тогда, когда фирма обслуживает рынок целиком. Т.е. получается, что минимальный эффективный объем производства либо равен объему рыночного спроса, либо даже превышает его. К чему это ведет? Это ведет к тому, что естественная монополия очень устойчива ибо ее нельзя разделить. Т.е. если вместо одной плохо работающей структуры поставить 2 хорошо работающие. То в совокупности они все равно работать будут хуже, чем та одна до этого. Это большая проблема ибо получается, что естественные монополии оказываются очень устойчивы. Получается, что разделение рынка сразу уменьшит эффективность. С другой стороны естественные монополии сами по себе – источник разнообразных проблем. Например, если вы заглянете в то «письмо счастья», которое вам присылают каждый месяц соответствующие службы, то вы поймете, о чем я говорю (квитанции по квартплате и за телефон). По некоторым параметрам эти все суммы крайне загадочны. Складывается такое впечатление, что те люди, которые обеспечивают эти работы, являются высочайшими специалистами. Потому что некоторые работы мы оплачиваем в таком размере, что за эти деньги можно было бы озеленить СПб 3 раза.

Почему я так думаю? Потому что если вы возьмете соседнюю Эстонию, то и зарплата и квартплата не сильно отличаются от нашей. Но этих денег хватает на огромное количество услуг. В количестве услуг мы с ними соревноваться не можем. Получается, что содержание дома в Эстонии гораздо дешевле, чем у нас. Все это очень загадочно.

Что можно сделать с естественной монополией? Ее можно разделить. Но она от этого лучше работать не будет, вот беда-то в чем. Правда у естественных монополий может исчезнуть тот ресурс, как источник рыночной власти, который позволял занимать им столь уникальное положение.

Пример. Не так давно «Петербургский телеком» был естественным монополистом. Сейчас мы можем утверждать, что он уж точно не занимает такой ниши, ибо существуют сотовые компании, которые в ряде сегментов предоставляют связь по таким же ценам. Единственно за счет чего этот «Телеком» держится, это за счет безлимитного тарифа. Еще ни одна сотовая компания так низко цену на безлимитный тариф не опустила.

Вместе с тем, появление дополнительных конкурентов, особенно конкурентов наиболее доходной части привело к тому, что Телеком переживает не лучшие времена. Сейчас у них ситуация немножко улучшилась, а до этого, когда они просто пытались поднимать тарифы, у них постоянно возникали определенные проблемы. Проблема с оттоком абонентов, что некоторые услуги абоненты неоднозначно воспринимали. Абоненты хотят качества услуг за свои деньги, а когда к ним приходит счет за разговоры с Буркина-Фасо, которые они якобы делали ночью, то возникают разнообразные проблемы. Если раньше естественный монополист от них отмахивался и говорил: это ваши проблемы, может у вас ночью под кроватью кто-то сидит и разговаривает. То теперь существуют разнообразные службы защиты прав потребителей и такие вещи уже не проходят.

Хотя с сотовыми компаниями тоже бывают интересные вещи. Одна коллега заметила, что каждую ночь у нее с телефона таинственным образом исчезает какая-то сумма денег. Когда она обратилась в компанию, выяснилось, что она каждую ночь в 3 часа ночи 1 минуту звонила со своего телефона на собственный же телефон, и звонила она по городским тарифам. Поскольку длительность звонка составляла 1 минуту, она не стала судиться с ними, потому что они ей эти деньги возвратить отказывались. Там накапало рублей 15. Ее просто интересовал сам факт. Интересно, что после обращения ее туда эти ночные звонки тут же кончились.

Исходя из этого иногда источник монопольной власти исчезает. Как только он исчезает, естественная монополия превращается в такую же структуру как другие, и часто проигрывает конкурентам.

Еще 15 лет назад автобусы тоже были монополистами в деле перевозки населения. Обратите внимание, сколько людей сейчас ездит на маршрутках. Фактически эта монополия нарушена.

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ

Она более типичная, она возникает в результате конкурентной борьбы. Эта монополия, которая стала единственным производителем или поставщиком какого-либо товара. Как правило монополии такого типа не защищены никакими внеэкономическими мерами, поэтому как правило они не очень устойчивы.

Можно также утверждать, что устойчивость монополий – понятие весьма относительное. Дело в том, что часто монополиями бывают те фирмы, которые первыми заходят на рынок, или первыми начинают применять какую-нибудь технологию. Исходя из этого они являются монополиями открытыми. Но фактически они являются монополиями, носящими временный характер. Например, та фирма, которая впервые стала выпускать видеомагнитофоны, она некоторое время была монополистом. Потом ее продукция была скопирована.

Современная модель монополии основывается в общем на 4-х предпосылках. Во-первых – это единственный производитель продукции, у которого отсутствуют близкие заменители. Во-вторых, одному продавцу (покупателю) соответствует большое число покупателей (продавцов). Исходя из этого модель полной двухсторонней монополии не очень типична.

В третьих – имеются высокие входные и выходные барьеры.

В-четвертых, участники рыночных отношений имеют достаточную информации, иногда полную, иногда близкую к полной, ибо здесь не возникает никаких проблем, связанных с сокрытием информации. Вот что касается рыночных ситуаций.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Во многих западных странах вред монополий распознали более 100 лет тому назад. Почему монополия вредна? Если мы будем рассматривать интересы граждан, интересы государства, интересы монополии, то мы выясним, что совпадение интересов монополии с интересами граждан, с интересами государства гораздо ниже, чем совпадение интересов граждан с интересами государства. Монополия, пользуясь своей властью, она может диктовать свои условия и государству, и гражданам. Это вызывает разнообразные проблемы. И государство эти проблемы пытается каким-то образом решить.

Первый антимонопольный закон был принят в 1890 году США – закон Шермана. Он до сих пор составляет ядро антитрестовской политики в США.

В законе Шермана объявлялось противоправным любое соглашение или объединение, направленное на ограничение свободы торговли и конкуренции. Сюда относились соглашения о фиксации цен, соглашения о ценах на аукционах, договоры … потребителей.

В 1914 году был принят закон Дрейка, который расширил незаконную деятельность монополий, добавив к нарушениям антимонопольного законодательства такие формы как ценовую дискриминацию, переплетающийся директорат, а также слияние, которое конкуренцию ограничивает.

В 1914 году была создана специальная комиссия, которая контролировала соблюдение антитрестовского законодательства, правительственная торговая комиссия. И она же с 1938 года начала следить за добросовестностью рекламы.

Мы воспитываемся на примерах, изложенных в советских учебниках, а в них отношение к монополиям обычно очень плохое. Это произошло по ряду объективных причин. В советской литературе считалось, что монополия это та агрессивная часть капитализма, которая подавляет рабочих. В США имели схожую точку зрения, но вместо рабочих они ставили слово «потребители».

Существуют и иные подходы. Если мы посмотрим на европейское или японское законодательство, то мы увидим, что оно гораздо мягче. Там много оговорок, которые допускают наличие картельных соглашений, которые разрешают монопольную деятельность.

В ряде стран существует такое явление как государственно-монополистический капитализм. Прежде всего Корея. Экономика Южной Кореи основывается на промышленных гигантах, так называемых концернах Чиволи. Это в чистом виде монополии. Если бы Корея вдруг начала бороться против монополий и ввела у себя антимонопольное законодательство, то через неделю ее экономика «приказала бы долго жить». Или ее правительство «приказало бы долго жить». Одно из двух, но ничем хорошим бы это не кончилось.

В Японии ситуация тоже интересна. Сама по себе идея взаимного участия, когда несколько японских корпорация обменивается акциями, и возникает некий неформальный конгломерат, когда компания А владеет контрольным пакетом компании В; компания В владеет контрольным пакетом компании С; а компания С владеет контрольным пакетом компании А. Это вызвало бы в Америке массу негативных соображений с точки зрения соблюдения или несоблюдения антимонопольного законодательства.

Однако в Японии традиция такая. Поэтому не всякая монополия плоха.

Российское антимонопольное законодательство не настроено на то, чтобы изжить все монополии в корне. Оно ориентировано на то, чтобы контролировать их деятельность и максимально способствовать тому, чтобы действия монополий держать в определенных выгодных государству и потребителям рамках. Но не более.

Посмотрим на то, какие основные нарушения антимонопольного государства выделяются в мировой практике, что это такое и в каком состоянии находится наше антимонопольное законодательство?

Прямыми нарушениями антимонопольного законодательства в международной практике традиционно считают:

1. Фиксирование цен, ценовой сговор, когда несколько фирм договариваются, и приходят к идее, что неплохо бы зафиксировать цены. Поэтому в один момент выясняется, что у всех конкурирующих фирм цена одна и та же. Ценовой сговор очень трудно доказать, потому что они же не заключают официальные документы. Это обычно ничем не кончается, кроме громкого скандала. Вот когда был бензиновый кризис, вроде бы удалось доказать сговор. Но ничем существенным не кончилось.

2. Договор слияния. Все стороны, которые объявили о слиянии, должны доказать, что это не приведет к ослаблению конкуренции. Представим, что у нас существует 2 фирмы, одна из которых контролирует 15% рынка, а другая 20%. Если они сольются, и будут работать нормально, то они будут контролировать 35% рынка. Понятно, что это приведет к ослаблению конкуренции, потому что если до этого были компании, которые контролировали 10% рынка и имели значительный вес, этот вес потеряют. Исходя из этого, этот вопрос непростой.

Ограничивается не только горизонтальное слияние, т.е. слияние с конкурентами, но ограничивается и вертикальное слияние, которое идет в рамках политики вертикальной интеграции. Это слияние со всеми структурами, которые добавляют ценность либо вперед, вплоть до конечного потребителя, либо назад, вплоть до производителя ресурсов. Получается, что вертикальная интеграция заключается в интеграции по цепочке добавленной стоимости соответственно с теми кто отделяет нас от конечных потребителей, т.е. с разными дистрибьюторскими сетями, либо с теми, кто отделяет нас от ресурсов. Понятно, что эта вертикально интегрированная компания, которая включает в себя все, начиная от добычи ресурсов и кончая продажей конечной продукции, она может обладать очень большой властью, потому что она контролирует все стадии производственного процесса, и этот контроль может вылиться в очень печальные для всех остальных вещи. Она неповоротлива, неэффективна. Иногда, контролируя стратегически важные точки в этом процессе, она кому хочет, тому продает, а кому не хочет, и не продаст. Или контролирует все сбытовые сети. Исходя из этого …

Все эти проблемы влияют на конкуренцию.

Кроме этого ограничивается еще конгломеративное слияние как правило из-за того, что фирма довольно большую власть в самых разнообразных секторах экономики. Хотя конгломеративное слияние должно быть очень крупным, потому что фирма-конгломерат – это слияние не обязательно с производителями такой же продукции, как у меня, возможно с производителями-субститутами.

3. Ценовая дискриминация. Законодательство многих стран не запрещает. Однако на практике в ряде случаев ценовая дискриминация приветствуется для достижения социально полезных целей. Продажа пенсионерам продуктов с большими скидками – это дискриминация, но вместе с тем это дело хорошее. Поэтому получается, что давая крупные скидки каким-то специфическим категориям, мы проводим ценовую дискриминацию, однако она обществом воспринимается абсолютно по-другому.

4. Связанные контракты. Связанный контракт возникает тогда, когда продавец обуславливает продажу своего товара потребителю покупкой потребителем иных товаров. Что это? Им очень активно пользовалась советская торговля, это так называемая торговля « с нагрузкой». Покупаешь кусочек мяса и вместе с ним кладут кусочек кости. Или покупаешь кусочек мяса, а к нему вам кладут кусочек жира с косточкой. Или покупаешь 3 билета на «Лебединое озеро» в Мариинку, а вместе с ними вам дают еще 3 билета на балет «Повесть о настоящем человеке».

5. Исключительный контракт. Он заставляет потребителя покупать товар данного вида только у данного конкретного продавца. Или те товары, которые используются вместе с товарами данного вида. Т.е. в противном случае продавец отзывает все свои гарантийные обязательства.

В 1990-х годах, в годы расцвета «черного капитализма», у нас компьютерные фирмы отзывали свои обязательства, если вы купите мышку не у них. Более того, некоторые отдельные поставщики этой техники требовали, чтобы их группа еще этот компьютер у вас на дому и собрала, да еще за дополнительную плату. В противном случае они утверждали, что гарантийные обязательства на товар не распространяются.

6. Переплетающийся директорат. Он возникает когда некий субъект является членом совета директоров двух и более конкурирующих фирм. Почему возникает такой запрет? У нас существует 5 конкурентов. Если выясняется, что среди членов совета директоров пяти конкурентов 75% занимаю одни и те же люди, то понятно, что им не нужно даже сговариваться, они и так проводят слаженную политику. Исходя из этого, цены они поднимают одновременно. В США существуют определенные ограничения на переплетающийся директорат. Считается, что человек не может быть членом совета директоров двух конкурирующих компаний, если их капиталы превышают 1 миллион долларов. Если капитал не превышает, то можно. Действительно, что может сделать компания с совокупным капиталом меньше 1 миллиона долларов?

7 нарушение. Монополизация значительной части рынка. В законодательном порядке обычно устанавливается понятие «предельная доля рынка», которую занимают одна, две или три компании в отрасли. В США считается, что доля одной компании не должна превышать 60% продаж. В России – 65%.

8 нарушение. Раздел рынков с целью монополистического контроля. Это картельное соглашение.

Картель – это группа конкурирующих фирм, которые вступили в сговор с целью раздела рынка. Что получается? Картель – есть некая коллективная монополия. Они могут слаженно поднять цены и разделить ту прибыль, которая возникает от этого поднятия цен.

Картели лучше функционируют, когда либо спрос стабилен, либо вход в отрасль труден, либо и то и другое. Вообще, существует достаточно малое число членов картеля. Картелями могут быть не только частные структуры.

Самый известный картель – корпорация «Де Бирс», которая занимает доминирующее положение на рынке алмазов в мире. Почти монополист.

Картели бывают созданными государством, например _______ .

Для создания картеля необходимо:

Убедиться в наличии барьера для входа в отрасль новых поставщиков. Если такого барьера нет, то создать картель невозможно, потому что новые поставщики зайдут на рынок, и вместо того чтобы нам наслаждаться высокой ценой, они часть сливок снимут сами, да еще создадут избыточный спрос на рынке, что может привести к нашим потерям.

Определить общую емкость рынка.

Установить квоты продаж для каждого члена картеля.

Установить контроль за соблюдением этих квот.

Понятно, что каждый член картеля имеет большие стимулы обмануть других участников. Поэтому картели внутренне нестабильны. Понятно, что если я снижу цену немножко, то я получу прибыль за счет огромного количества покупателей, которые ринутся покупать мой товар. Например, у всех он стоит 14, а у меня 10. Исходя из этого зачастую идет такое специфическое переманивание потребителей.

Поэтому картели внутренне нестабильны, часто соблазн очень велик, кооперация нарушается. Например я думаю: у меня квота 8%. Но если я чуточку увеличу производство, стану выпускать 9%, ведь никто и не заметит. Но через некоторое время выясняется, что очень многие участники картеля так думают, и на рынке образуется явный переизбыток продукции, что сокращает прибыли членов картеля.

Это основные нарушения антимонопольного законодательства, которые приняты в мировой практике.

Помимо законотворческой деятельности, которая все это запрещает, антимонопольная политика государства включает в себя:

1) прогрессивное налоговое обложение сверх-доходов монополий:

2) установление верхних или нижних пределов уровня цен на продукцию или услуги монополии;

3) национализация, или огосударствление отдельных неисправимых монополий;

4) регулирование объемов производства через системы субсидий, госзаказов.

Российская антимонопольная практика имеет уже 16-летнюю историю. Все началось с закона о конкуренции, который вышел в 1991 году, и с тех пор неоднократно изменялся.

Основные положения Закона о конкуренции. Это конкуренция, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, монопольно высокая и монопольно низкая цена.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующий товарный рынок.

Это довольно краткое определение. Поскольку доминирующее положение определяется гораздо более подробно. Исходя из этих определений фактически можно посчитать фирму монополистом в самых разнообразных ситуациях.

Доминирующим положениемможно назвать исключительное положение хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, либо нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, (а) если он контролирует больше 65% рынка, (б) если он контролирует больше 35% рынка и при этом соответствует определенным признакам, которые устанавливаются антимонопольным комитетом. (перечислять не буду).

Понятие недобросовестной конкуренции. Это любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положению действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могут причинить (или уже причинили) ущерб другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), либо нанести ущерб их деловой репутации.

Это достаточно загадочное определение. По этому определению практически все успешно действующие компании можно отнести к компаниям, которые используют недобросовестную конкуренцию. Например, я ввел на рынок новый стиральный порошок, который например лучше растворяется в воде и лучше отстирывает. Если я обнародую эти сведения, то получается, что я подорву деловую репутацию всех моих конкурентов, потому что я таким образом косвенно буду утверждать, что все они реализуют продукцию отнюдь не самую лучшую.

Что касается требований добропорядочности, разумности и справедливости, то здесь совсем загадочная вещь. Посмотрите на хозяйствующего субъекта через призму добропорядочности. Сектор торговли оружием относится к этому? Если исходить из этого определения, то нужно закрыть все казино, ночные клубы, потому что они уж совсем не соответствуют понятию добропорядочности, разумности и справедливости.

Что такое разумность? Одна из датских страховых компаний первая додумалась до того, что услуги страховых компаний интересуют не только людей добропорядочных, но и остальных тоже. Исходя из этого они перешли на работу 24 часа в сутки, и вечерние и ночные смены работали сотрудники, которые могли изъясняться соответственно. Все эти люди, которые садились в машину в пьяном виде, неизвестно чем занимались, возвращались домой ночью, они тоже могли получить свои страховые услуги. Безусловно ставки страхования для них были выше. Но до этого их вообще никто не брался страховать. Исходя из этого эта компания сразу выбилась в лидеры страхового рынка. Потом их успех пытались повторить.

Поэтому к этому определению много разнообразных придирок, и антимонопольное законодательство вещь достаточно сложная.

Наши рекомендации