Конкурентоспособность на основе инноваций
Кондратьевские циклы.
Вопросы:
1. Кондратьевкие циклы
2. Периодизация основных мировых циклов инновационного развития.
3. Нулевой кондратьевский цикл (Петр 1 – Екатерина 2)
4. Первый кондратьевский цикл (Екатерина 2 – реформы 1861г.)
5. Второй кондратьевский цикл (реформы 1861г. – революция 1917г.)
6. Третий кондратьевский цикл (1917 – 1955г.)
7. Четвертый кондратьевский цикл (1955 - 2005г.)
8. Пятый кондратьевский цикл (2005 – настоящее время)
Циклы длятся по 50 лет в среднем.
Первый европейский цикл. 1780 – 1840г. Промышленная революция. Обучение на рабочем месте, появились первые университеты, первые научные общества. Появилась гидроэнергетика в Великобритании.
Второй европейский цикл 1840 – 1890г. Появился пар и железные дороги, телеграф, энергия пара, массовое начальное обучение. Появились технические вузы, инженеры.
Третий европейский цикл 1890 – 1940г. Появилось электричество, сталь, телефон, исследовательские лаборатории. Появились первые корпорации.
Четвертый европейский цикл 1940 – 1990г. Появились самолеты, автострады, телевидение, массовый доступ к обучению.
Пятый европейский цикл 1990 – настоящее время. Компьютерная революция, глобальные сети, пожизненное обучение.
Синтия – искусственная живая клетка, которая дает возможность создавать любое живое существо.
Основные этапы революция знаний:
1836г. – в США зарегистрированы химические лаборатории, появились независимые ученые, появились монопольные компании.
1898г. - зарегистрировано 139 лабораторий. Станкостроение, металлургия. Высшее образование в США и Японии позволило догнать Европу в технологии и науке.
Сейчас в США 36%-частные, 34%-государственные, остальные смешанные. Корпорации США тратят на науку 136 млрд. долларов, Япония – 53 млрд. $, Китай - 450 млрд. $, Россия – 1,5 млрд. $. Средняя заработная плата в Японии – 84 тысячи $ в год.
Геном «Синтия» – искусственная клетка или угроза человечества. Крейг Вентер.
Идея и нормы.
Вопросы:
1. Цивилизация, глобализация, прогресс
2. Глобальный проект
3. Идея и норма
4. Сетевая стадия
5. Иерархическая стадия
6. Инструменты экспансии
7. Имперская стадия
8. Направления конкуренции, основанные на инновациях
9. Проекты – христианский, византийский, еврейский, католический, капиталистический, красный, исламский, китайский.
10. Россия
11. Формирование управленцев в России.
Цивилизация – успешный бизнес, правильная политика, социальные условия жизни, культура. Технологическая цивилизация европейского типа склонна к глобализации. Она распространяется за свои пределы на другие страны и даже за пределы вселенной. Заставляет это делать экономика.
Глобальный проект – цивилизация, стремящаяся к экспансии, формирует глобальный проект. Пример, Монголия – Чингисхан, Греция – Александр Великий, Великобритания, Португалия, Германия, Япония, СССР, США, Европа. Глобальный проект – это наднациональная и надгосударственная идея, которая может стать базовой для определения ценностей для любого человека на Земле. Принципиальный момент – добровольный выбор системы ценностей. Подразумевает решение без насилия, однако насилие возникает, когда один проект сталкивается с другим.
Конкурентоспособность на основе инноваций.
Вопросы:
1. Условия конкурентоспособности
2. Рейтинги и индикаторы
3. Лидеры по принципиальным направлениям
4. Перенакопления в сфере НИОКР
5. Фундамент конкурентоспособности
6. Южная Корея
7. Россия в сравнении с развитыми странами
8. Выводы
Вектор глобальной конкурентоспособности лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Обеспечивает рост производительности и эффективности производства.
Условия конкурент0способности:
- накопленный научно-технический потенциал
- национальные факторы технологического прогресса
- наличие крупных наукоемких корпораций
Французы землю со всей инфраструктурой поставили на конкурс за 1 франк, но поставили условие – новейшая технология, 100% обучение рабочих и обучить этой технологии 50% инженеров. Обученные инженеры стали распространять в регионы Франции.
Рейтинги и индикаторы. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель программ, планов, состояний государства в мире. Индикатор – элемент, отражающий качества продукции в государстве в данном в случае, в инновационной деятельности. Глобальные рейтинги конкурентоспособности по технологическим процессам рассчитываются в рамках мирового экономического форума. Рейтинги строятся на индикаторах. Их всего 23. России в этих рейтингах нет ни в одной десятке. Лидеры по принципиальным направлениям:
- Расходы на НИОКР в процентах ВВП: США, Финляндия, Япония, Тайвань, Исландия, Израиль (Россия на 45 месте).
- Освоение новых технологий (Россия на 36 месте): Финляндия, США.
- По компьютерам: Канада, США, Россия – 18 место.
- США на первом месте по затратам на студентов – 460 тыс. иностранных студентов (Россия – 38 место).
- Перенакопление НИОКР: США (экспортируют лицензии, торговые марки, ноу-хау, технические услуги; единственный и решающий экспортер по новым технологиям)
Фундамент конкурентоспособности – создание больших финансовых накоплений, вложенных в науку, образование, лаборатории.
Южная Корея. 1952 г. – 22% населения могли читать и писать. Сейчас - динамически развивающееся государство, которое занимает 6 место. Россия в 1952г. – второе место, сейчас на 121 месте.
- быстрая индустриализация
- рост наукоемких производств
- создание крупных корпораций
- развитие собственной базы исследовательских работ в крупных корпорациях
- государственная политика стимулирования образования и науки (3% ВВП – 120 млрд. $ в год)
Доля на мировых рынках технологий 5% (выше чем у Франции и Италии), закупают очень много технологий США. Южная Корея на закупку новых технологий выделяет 9 млрд. Южная Корея реализовала классическую линейную модель экономики. Прикладные, фундаментальные исследования, разработки продукции, проектирование, опытное производство, выпуск продукции. Обучение, комплектация по лицензии, отдельные разработки, усовершенствования продуктов, создание новых модификаций, выход на мировые рынки. Модель агрессивна и реализуется в короткие сроки. Samsung была лидером инновационного развития Южной Кореи.
Формирование стратегических альянсов для повышения квалификации, опыта.
Россия в сравнении с развитыми странами.
Сократились затраты на науку на 50%. Сократилось количество ученых. Осталось 887 тыс. ученых, был 1,700 млн. Исследователей стало на 50% меньше. На 32% сократились патенты, которые мы имеем. 60% ученых ушли в бизнес. Из 4 тыс. научных организаций в Москве осталось 346. Необходимо создать рынок капитала для предприятий, правовое поле для инноваций, выходить на мировые рынки с инновационной продукцией, создать инновационную среду.