Гллвл 1. путешествия и путешественник
....... ||...... Ш.1МИ было открыто в 1832 г., и в 1866 г. Кук направляет в США первые
.... i туристов, Туры были продолжительные и длились до 5-ти месяцев. Среди
и рикаиских туристов, воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует
.... м Mipnoro американского писателя Марка Твена, который путешествовал в
1 in человек и впоследствии детально описал эту поездку. Кук прозорливо
I* . |и>.щи! американских переселенцев из Европы и организовал для преуспе-
'. г i vi ностальгические туры в страны Старого света, чем дал толчок к орга-
\ч|■ 11i.iх трансатлантических пассажирских перевозок23. Далее он первым
и in уществил кругосветное туристское путешествие и предложил его всем
и IHV2 г., поставив тур-кругосветку на индустриальную основу. Первые 20
нипком совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г.,
• продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал
in i там крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные
i heque для путешественников. Это по существу изобретение века — безо-
п ,л
• i i уризма — Томаса Кука — в нашей стране прославил Самуил Маршак в
ирном детском стихотворении «Мистер Твистер». Мы все в детстве упоенно
■ слушали) эти стихи и с большим удовольствием читаем их нашим детям
м шомним тем, кто подзабыл.
Есть за границей контора Кука.
I'.сли вас одолеет скука ,
и /и,/ захотите увидеть мир —
остров Таити, Париж и Памир,
Кук для вас в одну минуту ни корабле приготовит каюту, или прикажет подать самолет, или верблюда за вами пришлет, даст вам комнату в лучшем отеле, теплую ванну и завтрак в постели.25
.... ) mi казанно повезло, что в его время не было закона о рекламе, иначе он бы
| и i налогах, ибо его стихи — чистая реклама туристского агентства Кука. Нет
шл.иил ли Томас Кук стихоплету Маршаку за эту вечную рекламу. Скорее
Mi Hi i А жаль, Наверное, ни одну рекламу в мире не прочитали взрослые и дети
J) i 1 . КОЛЬКО эту.
М | компания «Томас Кук» владеет 12000 туристскими агентствами во всех "i|'i'e и обслуживает более 20 млн. туристов. Более подробно о жизни и м ■ in 1'омаса Кука как основателя туризма см. в главе 11.
i Mm inn тпльгии разбогатевшие американцы ехали в Европу на свою историческую родину, I'i пи хнпстались своими успехами в бизнесе, сорили деньгами и следовали обратно в ■
III i || mi М.Б. и др. Безопасные деньги. «Туристские Фирмы», справочник, вып. 11. — СПб.: И' 1996, С. 1] 1-127. \
и Мистер Твистер. В сборнике «Уважаемые дети». Сост. Щеглова. Е.П. — Л.: Детская лите-
............... |1.|,\1 ков отделение. 1989. — 380 с.
м ии(1 у «Томаса Кука» отношения сложные. До революции в России было несколько десятков турист-ЩЦ| in noii компании и этот регион рассматривался как весьма перспективный. С приходом
■■•• •........ > Практически псе крупные мировые туристские агентства закрыли свои представительства,
- И i шиит туристской индустрии «Американ Экспресс». По политическим мотивам никаких и i ' ССР не поддерживалось. Лишь с наступлением хрущевской оттепели наметились измене-
........ Hi ' -iMi.il' незначительные, К сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсив-
РУ|........ (ОЙ деятельности HI территории России не осуществляют и до наших дней.
— 23 —
Quot;HI Д1 N111 В ТУРИЗМ
1.7. Велосипед и туризм
В конце последнего десятилетия XIX в. начали возникать новые фирмы организации туризма, связанные с появлением и развитием новых видов транспортных средся
— велосипеда и автомобиля.
В издании уникального Энциклопедического словаря в 86 томах Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона на рубеже XX в. нет словарной статьи на термин «туризм», что достаточив ярко говорит об отсутствии этого слова в истоках русского языка. Начала туризма, paayl меется, существовали, но именовались длинно и сложно — «путешествия общества мии или «общественные путешествия». Именно такое определение мы находим в 188Г> г, I публикации организатора туризма в Санкт-Петербурге, владельца конторы по оргпни! зации путешествий, именовавшейся тенденциозно — «Первое в России предприытИИ для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона».27 Открыим контору или, говоря современным языком, туристское агентство, г-н Липсон указывай
«Путешествия обществами в сущности не составляет ничего нового, так кЛ все постоянные средства сообщения, как-то почта, железные дороги, общественны^ кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенна^, контора, однако же, учреждает в этом отношении нечто новое специально (Ml России».
Свою деятельность по организации путешествий Л. Липсон, видимо, осущестнлм и ранее и имел уже к этому времени солидный опыт28, что позволило ему не тольш! тщательно отработать условия типового договора на туристские услуги, но и даже опу(У ликовать их для всеобщего чтения. Однако в энциклопедическом труде Ф.А. Брокгаум и И.А. Ефрона туризм упоминается в предметной статье о велосипеде. Велосипед, чуди научно-технического прогресса второй половины XIX в., резко расширил возможно! тШ активного передвижения и стал популярной «туристской машиной» своего врсмгнИ Появилось столь большое количество поклонников велосипеда, что он (велосипед) с Ml рал свою заметную роль в становлении туризма и мирового туристского движения.
Итальянская буржуазия центральной и северной зоны страны очень заинтерп и | валась возможностями использования новых видов транспорта для путешестиии И активно способствовала развитию национальной системы туризма. Будучи центром политических, экономических и культурных контактов с наиболее продвинутыми европейскими государствами, чему способствовало то обстоятельство, что в этом ми ri перекрещиваются основные железнодорожные, речные и автодорожные пути, горам Милан явился инициатором использования новых видов транспорта для нужд тури 1М| Здесь, в 1894 г. энтузиасты-велосипедисты объединились в клуб — Touring Club Ciclr.it, i Italiano29, который стал достаточно известным после организации велопробега Ми . щ
— Рим. Участников пробега (70 велосипедистов), преодолевших расстояние 700 км а
Риме, встретила королева Маргарита.
Когда стало ясно, что туризм будет активно развиваться, велосипедный клуб в 1900 Щ изменил свое название на Touring Club Italiano. Основной целью клуба являлось продиЦ жение туризма, знакомство с туристскими возможностями Италии, пробуждение дуй патриотизма. Туринг-клуб бесплатно рассылал всем членам своей ассоциации иллнм'Я рированный журнал Rivista Mensile, на страницах которого публиковались статьи о )• ли матических особенностях различных областей Италии. Значительный вклад в раявитн Туринг-клуба с момента его создания оказывал мелкий миланский бизнесмен Луп,\ щ Витторио Берторелли Luigi Vittorio Bertorelli и президент клуба Федерико Лж,
М|'1 27 См. Усыскин Г. С. История российского туризма. Первое в России туристское предприми» «Туристские Фирмы». Вып. 18. ~- СПб.: ОЛБИС, 1999. С. 198-202. И не только положительный, что следует из условий договора, в котором описаны прпктичс! ки ММ трудные отношения с туристами, дано понятие аннуляции, ОПОЗДАНИЯ и иные. В 1895 г. «Туринг-клуб» был создан в столице России — Саикт-11етсрбургс. — 24 —