Общая характеристика современной теории управления качеством
Глава 2. Теоретические основы современной системы управления качеством
Общая характеристика современной теории управления качеством
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. В современном понимании, термин «качество», является комплексным понятием, характеризующим все структурные элементы системы[1].
Существует большое число определений категории «качество». Это разнообразие связано с многоаспектностью этой категории. Качество - понятие субъективное[2]. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя - текущие и перспективные[3]. Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества: «качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества»[4].
В соответствии с фазами петли качества, комплексное управление качеством приводит к решению следующих задач:
1. политика и планирование качества;
2. обучение и мотивация персонала;
3. организация работ по качеству;
4. контроль качества, информация о качестве;
5. разработка мероприятий по качеству;
6. принятие решений руководством предприятия;
7. внедрение мероприятий в производственный процесс;
8. анализ рынка, взаимодействие с поставщиками и потребителями.
Уровень качества обслуживания зависит от полноты соответствия обслуживания стандартам и ожиданиям. Так, в торговле первый уровень будет характеризовать соответствие торгового обслуживания с точки зрения соответствия его действующим нормативам и стандартам. Второй уровень - соответствие торгового обслуживания фактическим требованиям покупателей. Третий уровень - соответствие скрытым требованиям покупателей. Процесс исследования позволил выделить факторы, которые влияют на уровень торгового обслуживания и соответственно в целом определяют качество услуг предприятий торговли. К этим факторам относятся:
1. ассортимент и качество товаров и услуг, их соответствия спроса;
2. эффективность организации; жизненный уровень населения;
3. уровень обслуживающего персонала; место потребителя на рынке;
4. мотивация труда; прогрессивность используемой технологии торговых процессов;
5. состояние материально-технической базы торговли;
6. состояние развития экономики страны, отечественного производства потребительских товаров;
7. степень эффективности взаимодействия производителей, оптовых посредников и субъектов хозяйствования розничной торговли; степень эффективности обеспечения защиты прав потребителей;
8. степень жесткости конкуренции на потребительском рынка; финансовое состояние субъектов рынка;
9. качество действующих правил торговли и норм торгового обслуживания населения; качество трудовой деятельности коллективов и отдельных работников.
Важным инструментом в управлении качеством выпускаемой продукции является стандартизация. Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, широко используются:
- отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли.
-местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на
Целями предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов могут быть:
- снижение платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- улучшение имиджа;
- возможность выхода на зарубежные рынки;
- улучшение условий труда работников;
- уменьшение стоимости кредитов и страхования;
- снижение затрат на потребление энергии и других ресурсов, на ликвидацию отходов;
- продажа отходов производства;
- повышение цен на экологически чистые товары и др.[5]
Основные процессы петли качества, определенные международным стандартом ISO 9000: 2000, позволяют выделить основные функции управления качеством:
1. Функции, связанные с планированием качества (Quality Plan ) – мероприятия, необходимые для определения выходных параметров продукции
2. Функции управления качеством (Quality Control) – методы и деятельность оперативного характера
3. Функции обеспечения качества (Quality Assurans), «гарантия качества»- мероприятия, необходимые для доказательства качества продукта.
4. Функции по улучшение качества (Quality Improvment) – мероприятия по непрерывному совершенствованию процессов, продукции, персонала и руководства организации.
Для оценки эффективности товарной политики необходимо определить критерий, которому она должна соответствовать. Он, как некий ориентир, должен концентрированно отражать главную стратегическую цель предприятия. В современных условиях для многих отечественных оптовых предприятий главным в их деятельности является достижение наибольшего объема продаж товаров и получения желаемой суммы прибыли. Глобальная стратегическая цель должна заключаться во всестороннем удовлетворении потребностей потребителей на товары и услуги, высококачественном их обслуживании и получении длительного прибыли, которая будет способствовать росту рыночной стоимости предприятия. Выполнение такой стратегической цели возможно лишь тогда, когда предприятие имеет значительные конкурентные преимущества и в первую очередь его предложение состоит из более конкурентоспособных товаров и сопутствующих услуг, отвечающих потребностям покупателей. Критерий эффективности товарной политики, как и стратегическая цель предприятия, не является постоянным. Он изменяется в соответствии с стадий жизненного цикла предприятия, от специфики и состояния развития его рынков сбыта, спроса на товары и услуги, наличия финансовых и других ресурсов, условий внешней среды и различных внутренних факторов развития предприятия. Вся работа по качеству на крупных предприятиях связана с созданием системы качества (СК), организационной структуры с выделенными функциями и полномочиями, которая подчиняется непосредственно высшему руководству.
Можно привести расширенный список основных функций СК, а, значит, и управления качеством продукции или услуги:
1. Функции прогнозирования и планирования технического уровня
2. Функции контроля и анализа на стадии производства
3. Приемочный контроль готовой продукции
4. Анализ измерения уровня качества и внесение необходимых корректировок
5. Стандартизация, аттестация, сертификация продукции или услуги
6. Обеспечивающие функции: правовое, информационное, материально-техническое, технологическое, финансовое, метрологическое и организационное обеспечение
7. Стимулирование сотрудников
Основные функции системы качества поддерживают все процессы петли качества. Особое внимание уделяется вопросам стандартизации, аудиту и сертификации.
Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее передвижения на рынках.
В Советском Союзе разрабатывались и применялись следующие системы качества:
БИП – Бездефектное изготовление продукции (Саратов 1955).
1. Объект оценки – труд индивидуального исполнителя, труд коллектива.
2. Критерий оценки -процент сдачи продукции с 1-го предъявления.
СБТ – Система бездефектного труда (Львов 1961).
1. Объект оценки – продукция, труд коллектива.
2. Критерий оценки – соответствие установленным требованиям.
КАНАРСПИ – Качество, надежность, ресурс с первых изделий (Нижний Новгород – 1958).
1. Объект оценки – продукция, труд коллектива.
2. Критерий оценки – соответствие установленным требованиям.
НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурсов двигателей. ( Ярославль – 1964)
1. Объект оценки – продукция, труд коллектива.
2. Критерий оценки – соответствие установленным требованиям.
КСУКП – Комплексная система управления качеством продукции.(1968)
1. Объект оценки – продукция, труд коллектива.
2. Критерий оценки – наукоемкость, соответствие международному
уровню качества.
В современном мире жесткой конкуренции продукции и услуг необходима сертификация не только продукции, но и системы качества. Законодательной базой проведения международной сертификации являются международные стандарты серии ИСО. Международными органами сертификации являются:
1. Международная независимая сеть по стандартизации ISO/MEC
2. Европейская сеть по оценке и сертификации Систем Качества EGNET
3. Европейская ассоциация организаций, аккредитующая органы по сертификации Систем Качества EAC
4. Международная система признания оценки Систем Качества GSAR+
Чтобы финансовое состояние компании было успешным, требуются систематический мониторинг и анализ ее финансовой эффективности. Здесь, естественно, прослеживается сочетание финансового менеджмента с менеджментом качества. Для определения затрат, связанных с качеством, могут применяться три модели, которые реализуют подходы, основанные на следующих оценках:
- затрат, связанных с качеством;
- потерь от ненадлежащего качества;
- затрат на процессы.
Необходимым условием современного бизнеса является борьба за экологию, за сбережение ресурсов природы и сохранению окружающей среды.
Стандарт ИСО 14000 внедрен для стандартизации деятельности по охране окружающей среды. Поэтому современному бизнесу необходимо внедрение этого стандарта в свою деятельность. Важно не допустить конфронтации между требованиями к качеству и к экологии.
Вовлечённость команды усиливается при предоставлении всем членам команды реальной возможности участвовать в управлении. Каждый может гордиться своей работой, к чему призывал Э. Деминг. Цикл Деминга включает 4 этапа:
1.Plan – планирование;
2. Do – выполнение работ;
3. Check – контроль, проверка результата;
4. Action – корректирующие действия, воздействие на следующий цикл.
Рис. 2.1 Цикл Шехарда
5S - Разработанная в Японии система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины, характеризуемая пятью словами, которые начинаются с буквы S:
1. Seiri (сэйри, организованность).
2. Seiton (сэйтон, аккуратность).
3. Seiso (сэйсо, чистота)
4. Seiketsu (сэйкэцу, стандартизация).
5. Shitsuke (сицукэ, дисциплина).