Производство и ценообразование в условиях чистой монополии
Чистая, или абсолютная, монополия — это модель рынка, которая характеризуется рядом черт:
• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;
• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;
• вступление новых конкурентов в отрасль заблокировано техническими, экономическими, юридическими моментами.
Причины образования монополий различны (см.входные барьеры), в связи с чем различают: закрытую, естественную и открытую монополию.
Закрытая монополия – это монополия, защищенная юридическими ограничениями, наложенными на конкуренцию. Один из ее вариантов - предоставление исключительных прав правительством, другой – патентные права.
Естественная монополия обусловлена технологическими и природными факторами.
Открытая монополия – это фирма, не обладающая специальной защитой и становящаяся на некоторое время поставщиком какого-либо особенного товара. Это могут быть фирмы, выходящие на рынок с новой продукцией.
Такая классификация является условной. Например, фирмы электро-, газо-, водоснабжения являются и естественной монополией, и закрытой. Если взять за основу классификации временной аспект, то патентная монополия делает закрытой монополию в краткосрочном периоде, но в долгосрочном она является открытой и фактически все виды монополий можно рассматривать как открытые в связи с отменой юридических барьеров, сведения на нет технологических преимуществ, производством товаров-заменителей и т.д.
Рассмотрим поведение чистой монополии в области цен и производства по сравнению с конкурентной фирмой. Решающие различия между ними состоят в следующем.
1. Предложение чистой монополии является рыночным (отраслевым).
2. Спрос на продукцию чистого монополиста является рыночным спросом. Он эластичен по цене, кривая спроса Д имеет отрицательный наклон. Это значит, что понижение цены увеличивает число продаж. Однако понижать цену можно до определенного уровня — минимума средних издержек, далее фирма столкнется с убытками. В связи с этим различают эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополиста.
3. Монополист может влиять на цену, изменяя количество продаж. Он максимизирует прибыль, выпуская такой объем, при котором MR = МС. Затем он устанавливает цену, которая побуждает покупателей приобрести этот объем. При этом MR < Р, для каждой единицы, кроме первой. Это связано с тем, что более низкая цена используется при продаже не только дополнительной единицы продукции, но и всей предшествующей. Графически кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса цены (рис. 30).
4. Существует особая связь между общим и предельным доходами. При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса предельный доход положителен, и, следовательно, общий доход возрастает. Когда предельный доход равен 0, общий доход достигает максимума. При дальнейшем движении вниз предельный доход становится отрицательным, общий доход понижается. Поэтому на неэластичном отрезке кривой спроса монополист никогда не понизит цену.
Объем производства
Рис. 30 Спрос, предельный и общий доходы монополиста
Процесс выбора монополией цены и объемов производства, которые максимизируют прибыль, графически изображен на рис. 31. Предполагается, что издержки чистого монополиста равны издержкам конкурентной фирмы.
Объем производства
Рис.31. Положение чистого монополиста, максимизирующего прибыль
Объем производства, при котором максимизируется прибыль монополиста, соответствует точке пересечения кривых MR и МС и равен Qm. Для того, чтобы продать этот объем, монополист устанавливает цену, равную Рm. При этой цене он получает прибыль на единицу товара, равную Рm - АСm; при объеме выпуска Qm чистая прибыль равна (Рm - ACm) х Qm. На графике, она показана заштрихованным прямоугольником. Вероятность получения чистых прибылей у чистой монополии выше, чем у конкурентной фирмы из-за существующих барьеров. Однако чистая прибыль ей не гарантирована. Падение спроса на продукцию приводит к падению цены и предельного дохода. Если цена падает ниже средних издержек, монополия столкнется с убытками. Убытки возникнут и в том случае, если возрастет цена на используемые ресурсы и если средние издержки превысят цену.
В долгосрочном плане монополия, максимизирующая прибыль, расширяет выпуск до тех пор, пока предельный доход не сравняется с долгосрочными предельными издержками. Отсутствие свободного входа новых фирм на рынок предотвращает падение чистой прибыли до нуля.
Чистая монополия не является эффективной рыночной структурой, так как обладает рядом недостатков.
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, чем у конкурентной фирмы, а цена — выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, а часть продукции, необходимая обществу, не производится. Если у конкурентной фирмы равновесие достигается при таком объеме, когда MR(P) = МС = min AC, то у чистого монополиста — при таком объеме, когда средние издержки не достигают своего минимума; при этом цена выше средних издержек. Для чистого монополиста (МС = MR) < min AC < Р.
Во-вторых, являясь единственным производителем, монополист не стремится снизить издержки. У него нет стимула к использованию наиболее прогрессивной технологии, слабая заинтересованность в научно-исследовательских разработках и использовании достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм и огромные средства на их возведение и укрепление оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.
Однако преимущества чистой конкуренции отчетливо проявляются в статичной экономике, где эффект от масштабов производства доступен и конкурентной фирме, и монополисту. В динамике, которая учитывает изменения в уровне НТП, неэффективность чистой монополии менее очевидна, так как:
• хотя у монополиста нет автоматического стимула к НТП, технические усовершенствования ему все же выгодны;
• они понижают издержки на единицу продукции и таким образом увеличивается чистая прибыль, получение которой носит долговременный характер;
• монопольное обладание патентами и лицензиями — один из главных входных барьеров в отрасль;
• монополист имеет больше возможностей для получения чистых прибылей и, следовательно, больше финансовых ресурсов для развития НТП;
• там, где используются высокоприбыльные технологии, только крупное производство может обеспечить массовый выпуск качественной стандартизованной продукции, низкие издержки на единицу продукции и доступные цены.
Из характеристики чистой монополии вытекает, что монополия – это крупная фирма. В действительности их связь не так однозначна. Фирма может быть крупной по абсолютным показателям (размер активов, продаж, прибылей, численности занятых и других), но небольшой относительно размеров рынка. Это имеет место на рынках с большой емкостью и иностранной конкуренцией. Фирма может быть крупной относительно всего рынка, особенно если его емкость невелика, но небольшой в абсолютной выражении. Однако, как правило, крупная по абсолютным показателям фирма контролирует значительную часть рынка своей продукции.
Следует иметь ввиду и то, что термином «монополия» называют и олигополистические структуры.
Учитывая двойственный, противоречивый характер монополии, правительства стран с развитой рыночной экономикой стремятся противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.