Прочие формы технологического обмена
Важной формой передачи технологии является поставка комплектного оборудования, которая рассматривалась в главе 3. Поставка комплектного оборудования представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает прежде всего строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий и/или ноу-хау,
Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. начали активно использоваться и другие формы технологического обмена, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.
Наиболее простой из этих форм является заключение субконтрактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.
В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется подтоварным знаком иностранной фирмы.
Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в развивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназначается для возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной пропорции распределяется между иностранной компанией и государством.
В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения нефти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплуатационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство развивающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.
В соответствии с контрактами на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:
общее управление (текущее и перспективное планирование деятельности);
управление финансами;
проведение административной и кадровой политики;
управление производством;
организация сбыта.
Контракты на управление заключаются в основном до строительства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями.
Оплата за управленческие услуги может принимать различные формы, например выплата определенного процента от объема продаж или прибыли.
Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.
По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.
Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получателями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.
В настоящее время франчайзинг широко применяется в международных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида:
франчайзинг продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компании, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалкогольных напитков;
комплексный франчайзинг (business format franchising), предусматривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса, рейтинга и др.;
розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.
В международной практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко франчайзинг распространен на американских фирмах.
Принимающая страна получает немалые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то же время выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предоставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.
Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.
Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:
1) услуги по подготовке производства:
предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка технико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);
проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);
послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);
2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
3) услуги по обеспечению реализации продукции. Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжиниринговых услуг.
При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.
Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.
Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.
Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объектов за рубежом. К ним относятся:
обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ;
сроки и графики выполнения работ;
численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;
степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств;
условия и ставки оплаты; условия заключения субподрядных контрактов и др.
Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжиниринговых услуг используются три основных метода.
1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов.
Этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение специалистов, и других работ неизменного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки по данному методу устанавливаются на основе рыночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы, включая различные доплаты, затраты на социальное обеспечение, начисления на зарплату и т.п. Эти ставки дифференцированы в соответствии с характером работы, уровнем квалификации, служебным положением работника и т.п. Совокупные затраты на оплату труда персонала инжиниринговой фирмы, рассчитанные на основе фактически отработанного времени каждого работника, умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат. В результате получается общая сумма оплаты за услуги, предоставленные инжиниринговой фирмой.
Ставки оплаты труда и размеры коэффициента изменяются в зависимости от национальной принадлежности, а также престижа и опыта работы данной фирмы. Коэффициент, устанавливаемый фирмами промышленно развитых стран, колеблется в пределах 2—3, а ставки оплаты персонала различаются еще больше.
2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение.
Этот метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенными заранее объемом и структурой. При данном методе оплаты заказчик возмещает инжиниринговой фирме все фактические расходы, как прямые, так и накладные, и в соответствии с условиями контракта выплачивает фиксированную сумму или процентную надбавку, установленную с учетом общего объема работы, конъюнктуры и других факторов. Доля такой надбавки в совокупных расходах инжиниринговой фирмы колеблется от 10% для особо крупных проектов до 25% для небольших проектов.
3. Оплата в процентах от стоимости строительства.
Этот метод применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг (полный инжиниринг). На международном рынке данный: тип контрактов занимает ведущее место, поэтому этот метод оплаты наиболее часто используется при определении цены инжиниринговых услуг в экспортных сделках.
Цены на экспортируемые инжиниринговые услуги обычно выше внутренних на 40-50% для импортеров в промышленно развитых странах и в два раза для импортеров в развивающихся странах. Такая ценовая политика объясняется, с одной стороны, повышенным спросом на инжиниринговые услуги в развивающихся странах, а с другой — фактической монополией на предоставление этих услуг со стороны промышленно развитых стран.
Среди экспортеров инжиниринговых услуг доминирующее положение занимают американские компании, их основными соперниками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.
ЮНИДО
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) была основана в 1967 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН (резолюция ГА 2152 (XXI) от 17.11.66 г.). Она принадлежит к числу специализированных учреждений ООН.
Основной целью ЮНИДО как центрального координирующего органа ООН является содействие промышленному развитию в развивающихся странах и, как следствие, создание нового мирового экономического порядка.
В Программу реформ ЮНИДО (Декларация Яунде, принятая на Генеральной конференции ЮНИДО в 1993 г.) включены следующие основные положения:
индустриализация наименее развитых стран;
приоритетное промышленное развитие Африки;
содействие структурным реформам, оздоровлению и приватизации промышленности;
расширение экономического и технического сотрудничества с развивающимися странами;
поощрение сотрудничества и координация действий с другими международными финансовыми организациями и институтами. Основными функциями ЮНИДО являются:
координирующий центр по промышленной технологии;
посреднические функции в сфере промышленного сотрудничества;
центр информации по промышленным вопросам.
ЮНИДО имеет следующую структуру:
1) главные органы:
генеральная конференция;
Совет по промышленному развитию;
секретариат, генеральный директор;
отделения ЮНИДО;
2) вспомогательные органы:
комитет по программе и бюджету;
специализированные комитеты.
Генеральная конференция, состоящая из представителей стран-членов, определяет принципы и политику организации, рассматривает отчеты Совета, генерального директора и вспомогательных органов. Она утверждает бюджет, избирает членов Совета и назначает генерального директора по рекомендации Совета. Конференция созывается раз в два года.
Совет по промышленному развитию, являющийся руководящим и контрольным органом, состоит из 53 членов, избираемых сроком на четыре года с учетом регионального представительства (33 члена — от развивающихся стран, 15 — от промышленно развитых стран и 5 — от стран Восточной Европы). Совет контролирует исполнение рабочих программ, бюджета и решений конференции. Он может давать поручения генеральному директору Совет заседает не менее одного раза в год.
Генеральный директор (избирается на четыре года, возможно повторное избрание) руководит секретариатом и является высшим должностным лицом ЮНИДО. На него возложены полномочия по руководству организацией с учетом директив конференции и Совета. Секретариат подразделяется на департамент общего управления (бюро генерального директора и внешние связи) и на восемь возглавляемых директорами отделов (людские ресурсы и развитие предпринимательства, поддержка операций, мобилизация фондов, стратегия и разработка программ национального развития, информация и исследования, промышленность и окружающая среда, инвестиции и технологии, администрация).
Отделения (бюро по связи) в Нью-Йорке и Женеве поддерживают контакты с организациями системы ООН (координация проектов).
Комитет по программе и бюджету состоит из 27 членов, избираемых на два года с учетом регионального представительства (15 членов из развивающихся стран, 9 — из Западной Европы и 3 — из стран Восточной Европы). Он оказывает помощь Совету в подготовке и изучении предложений генерального директора по программе и бюджету и формулирует рекомендации в этой области. Комитет заседает не менее одного раза в год.
Конференции и Совет могут создавать другие вспомогательные органы, в частности специализированные комитеты.
ЮНИДО финансируется за счет обязательных и добровольных взносов своих членов, дотаций Программы развития ООН, а также за счет Фонда промышленного развития ЮНИДО.
ЮНИДО совместно с правительствами, различными организациями и частным сектором предоставляет особые услуги (консалтинг, проведение научных исследований и т.д.) и разрабатывает специальные программы (например, специализированные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР, региональная программа по сотрудничеству в области промышленного развития Латинской Америки и стран Карибского бассейна).
Для стимулирования инвестиций ЮНИДО организует национальные и региональные форумы и конференции. Бюро по стимулированию инвестиций в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Варшаве, Вашингтоне, Вене и Цюрихе налаживает контакты между промышленно развитыми и развивающимися странами в области инвестиций.
Около 40 советников ЮНИДО работают в различных развивающихся странах в тесном контакте с местными представительствами Программы развития ООН.
Международный центр генетики и биотехнологии, получающий помощь от ЮНИДО и являющийся с 1994 г. межправительственной организацией, ставит своей целью ускорение передачи новейших технологий развивающимся странам. Лаборатория в Дели занимается этими вопросами в области охраны здоровья человека, сельского хозяйства и ветеринарии, лаборатория в Триесте — в области получения энергии из биомассы.
Технические службы ЮНИДО, находящиеся в распоряжении стран-членов, разрабатывают проекты в области технического сотрудничества, подготовки кадров, помощи малым и средним предприятиям, охраны окружающей среды, промышленной политики, институционального строительства и др., проводят аналитические тематические исследования странового, регионального и глобального характера и публикуют их результаты.
Издания ЮНИДО как по общим, так и по отдельным вопросам появляются с различной степенью периодичности (от ежемесячных до ежегодных), среди них ежегодные отчеты «UNIDO Newsletter», «UNIDO Update». Статистические и другие сведения представляют базы данных Банка промышленной и технологической информации (Industrial and Technological Information Bank).
Литература
1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 1992.
2. Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрактов. — М.: Российское право, 1992.
3. Как продать Ваш товар на внешнем рынке. — М.: Мысль, 1990.
4. Мухопад В.И. Сквозь барьеры протекционизма. — М.: Мысль, 1988.
5. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отношения, 1990.
6. Патентоведение. — М.: Машиностроение, 1984.
7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
Глава 11