Основные цели и задачи внутренней ЭП РФ.

Стратегической целью региональной ЭП является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Особенности региональной ЭП РФ

· Необходимо учитывать специфику регионов страны (различные природно-климатические и социально-экономические условия субъектов) при проведении внутренней ЭП

· Территориальный фактор. Обусловлен большой протяженностью территорий РФ, что увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры и создание систем энергообеспечения

· Основными приоритетными направлениями являются развитие энергетики в районах РФ с высокой стоимостью энергоресурсов и одновременно с этим – низкой их обеспеченностью: Дальний Восток, Калининградская область, Алтайский Край и тд

· Для районов крайнего севера и приравненных к ним областей разрабатываются индивидуальные программы обеспечения энергетическими ресурсами

Целями государственной региональной ЭП является:
Создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, а также оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Задачи регионально ЭП:

· Законодательно разграничение полномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для достижения баланса интересов органов государственной власти, предприятий энергетического сектора и потребителей энергоресурсов.

· Учет географической асимметрии в обеспеченности природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов разных районов России. Должны учитываться принципиальные различия в условиях их энергоснабжения, а также субсидирование создания так называемых сезонных запасов топлива в критических регионах.

· Максимально возможное, но экономически эффективное, использование в регионах РФ так называемых местных источников топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии.

Местные источники:торф, сапропель, древесное топливо, гидроэнергетические ресурсы, биогаз, коммунальные отходы (мусор), фитомасса – общее количество живого органического вещества растений, накопленные к данному моменту в надземной и подземной сфере суши или водного пространства, отходы растениеводства, топливный этанол, биодизельное топливо, горючие вторичные энергоресурсы (мазут и тд), тепловые вторичные ресурсы (конденсат, пар), сланцевый газ.

Возобновляемые источники энергии:
Традиционные:геотермальная энергия
Нетрадиционные:
солнечная, ветровая энергия, энергия приливов и отливов

Основным преимуществом использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии является их фактическая неисчерпаемость и экологическая чистота. В странах ЕС такие источники используются почти на 13% от общего объема энергоресурсов.

Причины, обуславливающие развитие данной сферы:

· Решение проблем обеспечения энергетической безопасности

· Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

· Завоевание мировых рынков возобновляемых источников энергии, в том числе и в развивающихся странах

· Сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений

Меры реализации внутренней ЭП:

· Разработка и реализации региональных энергетических программ, в том числе программ топливно- и энергетических сбережений и энергосбережения регионов

· Проведение активной энергосберегающей политики, включающей создание и управление региональными фондами энергосбережения

· Организация и регулирования теплоснабжения, включая модернизации теплового хозяйства

· Государственная поддержка независимых производителей топлива и энергии, использующих энергоресурсы местного значения, обеспечивающих доработку истощенных месторождений, а также осваивающих возобновляемые источники энергии

· Государственный контроль за соблюдением субъектами ТЭК федерального и регионального законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды.

Основные проблемы реализации внутренней ЭП:

· Значительная дифференцируемость в обеспеченности регионов энергоресурсами и в структуре их потребления

· Совершенствование рациональной системы распределения доходов от добычи и воспроизводства топливно-энергетических ресурсов между федеральным органами государственной власти, ресурсодобывающими регионами и предприятиями ТЭК

· Недостаточная согласованность стратегий, программ и планов социально-экономического развития регионов со стратегическими документами в сфере развития энергетики федерального значения (генеральные схемы, отраслевые стратегии, федеральные целевые программы и тд) и инвестиционными программами топливно-энергетических компаний

· Недостаточное развитие малой энергетики и низкая вовлеченность в энергетически балансы местных источников энергии регионального и локального значения

· Необходимость решения вопросов охраны окружающей среды в сфере ТЭК

· Отсутствие во многих регионах разработанных региональных энергетических программ (энергосбережения, теплоснабжения ид), предусмотренных федеральным законодательством

· Транспортная проблема – отсутствие достаточной транспортной инфраструктуры в сфере ТЭК

· Необходимость повышения/совершенствования государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках и государственного регулирования естественных монополий в энергетическом секторе.

· Несовершенство рыночной инфраструктуры, включая создание в субъектах РФ правовых механизмов биржевой торговли энергоресурсами

2. Энергорегулирование на уровне субъектов РФ.
Региональные особенности развития энергетического сектора.

Первоочередные меры реализации внутренней ГЭП:

· Законодательное обеспечение прозрачного и недискриминационного порядка доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (магистральным трубопроводам, электрическим и тепловым сетям)

· Ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров путем создания интегрированной системы мониторинга энергетических рынков

· Стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями

· Постепенная либерализация внутренних рынков основных энергоносителей (газ, электроэнергия, тепло), стимулирование заключения долгосрочных договоров на поставку энергоресурсов

· Ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях с сокращением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий для населения на основе соблюдения принципа ограничения предельно допустимой доли затрат социально значимых категорий граждан на свое энергообеспечение

· Формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках, развитие конкуренции во всех сегментах энергетических рынков, а также рост энергоэффективности и энергосбережения.

· Инновационное обновление перерабатывающих производств в сфере ТЭК

· Развитие российских технологий в сфере ТЭК

· Снижение зависимости экономики от энергетического сектора и одновременное повышение роли смежных с энергетикой отраслей промышленности (машиностроения, металлургии, химии, строительства, транспорта и тд)

· Создание правовых механизмов развития новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие отдельных регионов РФ в первую очередь – Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов РФ

Наши рекомендации