Основные цели и задачи внутренней ЭП РФ.
Стратегической целью региональной ЭП является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Особенности региональной ЭП РФ
· Необходимо учитывать специфику регионов страны (различные природно-климатические и социально-экономические условия субъектов) при проведении внутренней ЭП
· Территориальный фактор. Обусловлен большой протяженностью территорий РФ, что увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры и создание систем энергообеспечения
· Основными приоритетными направлениями являются развитие энергетики в районах РФ с высокой стоимостью энергоресурсов и одновременно с этим – низкой их обеспеченностью: Дальний Восток, Калининградская область, Алтайский Край и тд
· Для районов крайнего севера и приравненных к ним областей разрабатываются индивидуальные программы обеспечения энергетическими ресурсами
Целями государственной региональной ЭП является:
Создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, а также оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Задачи регионально ЭП:
· Законодательно разграничение полномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для достижения баланса интересов органов государственной власти, предприятий энергетического сектора и потребителей энергоресурсов.
· Учет географической асимметрии в обеспеченности природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов разных районов России. Должны учитываться принципиальные различия в условиях их энергоснабжения, а также субсидирование создания так называемых сезонных запасов топлива в критических регионах.
· Максимально возможное, но экономически эффективное, использование в регионах РФ так называемых местных источников топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии.
Местные источники:торф, сапропель, древесное топливо, гидроэнергетические ресурсы, биогаз, коммунальные отходы (мусор), фитомасса – общее количество живого органического вещества растений, накопленные к данному моменту в надземной и подземной сфере суши или водного пространства, отходы растениеводства, топливный этанол, биодизельное топливо, горючие вторичные энергоресурсы (мазут и тд), тепловые вторичные ресурсы (конденсат, пар), сланцевый газ.
Возобновляемые источники энергии:
Традиционные:геотермальная энергия
Нетрадиционные: солнечная, ветровая энергия, энергия приливов и отливов
Основным преимуществом использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии является их фактическая неисчерпаемость и экологическая чистота. В странах ЕС такие источники используются почти на 13% от общего объема энергоресурсов.
Причины, обуславливающие развитие данной сферы:
· Решение проблем обеспечения энергетической безопасности
· Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
· Завоевание мировых рынков возобновляемых источников энергии, в том числе и в развивающихся странах
· Сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений
Меры реализации внутренней ЭП:
· Разработка и реализации региональных энергетических программ, в том числе программ топливно- и энергетических сбережений и энергосбережения регионов
· Проведение активной энергосберегающей политики, включающей создание и управление региональными фондами энергосбережения
· Организация и регулирования теплоснабжения, включая модернизации теплового хозяйства
· Государственная поддержка независимых производителей топлива и энергии, использующих энергоресурсы местного значения, обеспечивающих доработку истощенных месторождений, а также осваивающих возобновляемые источники энергии
· Государственный контроль за соблюдением субъектами ТЭК федерального и регионального законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды.
Основные проблемы реализации внутренней ЭП:
· Значительная дифференцируемость в обеспеченности регионов энергоресурсами и в структуре их потребления
· Совершенствование рациональной системы распределения доходов от добычи и воспроизводства топливно-энергетических ресурсов между федеральным органами государственной власти, ресурсодобывающими регионами и предприятиями ТЭК
· Недостаточная согласованность стратегий, программ и планов социально-экономического развития регионов со стратегическими документами в сфере развития энергетики федерального значения (генеральные схемы, отраслевые стратегии, федеральные целевые программы и тд) и инвестиционными программами топливно-энергетических компаний
· Недостаточное развитие малой энергетики и низкая вовлеченность в энергетически балансы местных источников энергии регионального и локального значения
· Необходимость решения вопросов охраны окружающей среды в сфере ТЭК
· Отсутствие во многих регионах разработанных региональных энергетических программ (энергосбережения, теплоснабжения ид), предусмотренных федеральным законодательством
· Транспортная проблема – отсутствие достаточной транспортной инфраструктуры в сфере ТЭК
· Необходимость повышения/совершенствования государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках и государственного регулирования естественных монополий в энергетическом секторе.
· Несовершенство рыночной инфраструктуры, включая создание в субъектах РФ правовых механизмов биржевой торговли энергоресурсами
2. Энергорегулирование на уровне субъектов РФ.
Региональные особенности развития энергетического сектора.
Первоочередные меры реализации внутренней ГЭП:
· Законодательное обеспечение прозрачного и недискриминационного порядка доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (магистральным трубопроводам, электрическим и тепловым сетям)
· Ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров путем создания интегрированной системы мониторинга энергетических рынков
· Стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями
· Постепенная либерализация внутренних рынков основных энергоносителей (газ, электроэнергия, тепло), стимулирование заключения долгосрочных договоров на поставку энергоресурсов
· Ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях с сокращением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий для населения на основе соблюдения принципа ограничения предельно допустимой доли затрат социально значимых категорий граждан на свое энергообеспечение
· Формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках, развитие конкуренции во всех сегментах энергетических рынков, а также рост энергоэффективности и энергосбережения.
· Инновационное обновление перерабатывающих производств в сфере ТЭК
· Развитие российских технологий в сфере ТЭК
· Снижение зависимости экономики от энергетического сектора и одновременное повышение роли смежных с энергетикой отраслей промышленности (машиностроения, металлургии, химии, строительства, транспорта и тд)
· Создание правовых механизмов развития новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие отдельных регионов РФ в первую очередь – Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов РФ