Фермер, производитель с/х продукции 1 страница
Головное предприятие по переработке с/х продукции
Чел.
Сеть магазинов
|
Торговая фирма (опт)
15чел.
Рис. 4.8. Усовершенствованная схема взаимодействия
При использовании усовершенствованной схемы взаимо- действия затраты на реализацию технологического цикла прохождения продукции от фермера до потребителя остались
неизменными, а возможно, даже и возросли. Что же выгады- вает головная организация при переходе к более сложной структуре? Если раньше при плохой работе отдела закупки его убытки приходилось компенсировать за счет основного про- изводства или путем отчисления доходов от отдела продаж, то теперь головная фирма может обратиться к другой фирме, выпускающей аналогичную продукцию. В результате суммар- ные издержки уменьшатся. Кроме того, произойдет распреде- ление рисков между тремя самостоятельными юридическими лицами.
Рассмотрим особенности организационной структуры объ- единения. Деятельность любой организации находится в пря- мой зависимости и от ее финансовых возможностей, и от структуры управления. Создание и развитие объединения предприятий не должно приводить к уменьшению самостоя- тельности отдельных его звеньев. Для повышения ответствен- ности менеджеров верхнего звена в решении задач, направ- ленных на достижение общей цели, следует подключать их не только к управлению бизнесом, но и к управлению капиталом, что постепенно делает их совладельцами капитала.
Чисто авторитарный, или административный принцип управления с наличием одного лица, принимающего решение, заменяется в объединении управлением, в котором участвует одновременно несколько юридических лиц. Напомним, что подобный принцип управления называется дивизиональным.
При такой системе управления центральным исполнитель- ным органом» является Совет директоров, принимающий коллегиальные решения большинством голосов. Взаимоотно- шения между директорами регулируются в этом случае с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров ут- верждаются президентом или генеральным директором объе- динения. В финансовом плане сохраняется определенная неза- висимость звеньев. Успехи, достигнутые каждой отдельной фирмой, позволяют их директорам самостоятельно распоря- жаться ресурсами руководимых ими компаний.
|
|
В России используются следующие виды объединений: финансовые компании, финансово-промышленные группы, холдинги, банковские пулы и, наконец, кластеры. Охарактери- зуем более подробно последний вид объединения.
Кластером называется среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или не- сколько секторов рынка. В отличие от финансово-промышлен- ной группы, где в основу объединения положен принцип соз- дания технологических цепочек, обеспечивающих весь произ- водственный цикл, кластер образуется на базе организаций, обеспечивающих реализацию продукции. Основная цель фор- мирования кластера заключается в доведении готовой продук- ции до потребителя с наименьшими потерями и затратами.
|
Включение в число задач, решаемых кластером, заботы о реализации продукции приводит к тому, что у всех участников объединения появляется общая цель — обслуживание массо- вого потребителя. Благодаря этому обеспечивается адекватная реакция всех участников кластера, в том числе и предприятий, производящих реализуемую объединением продукцию, на из-
менение рыночного спроса. Очевидно, что достижение по- ставленной цели возможно только при умелой организации взаимодействия объединения с внешней средой.
Деятельность любого объединения, его успехи и неудачи, безусловно, зависят от внешних условий, к которым в первую очередь относится способность государства и органов госу- дарственного регулирования, ответственных за развитие эко- номики, поддерживать стабильные и цивилизованные правила взаимоотношений на различных рынках. К внешним условиям относятся также возможности потребительского управление финансами на государственном уровне, наличие квалифицированных кадров на рынке рабочей силы.
На макроэкономическом уровне кластер не является обо- собленной замкнутой системой. У него есть вход, восприни- мающий внешние возмущающие воздействия, такие как поставка определенной продукции в виде сырья или полуфаб- рикатов, и выход в виде производимого потока готовой про- дукции. Кластер находится в определенных финансовых от- ношениях с государством. Часть средств в виде различных на- логов и отчислений поступает в распоряжение государства. В случае необходимости объединение привлекает средства из централизованных источников, осуществляющих государст- венное кредитование и инвестиционную политику. Часто кла- стер участвует во внешнеэкономической деятельности.
|
ных ставок по государственным кредитам, инфляцией, поли- тической и экономической нестабильностью.
С позиции внутренней структуры кластер — это среда, в которой функционируют нескрлько организаций разного про- филя. В кластер обязательно входят организации, осуществ- ляющие закупку сырья, и организации, реализующие готовую продукцию. Как внутри, так и вне кластера существуют слож- ные финансовые взаимоотношения. Кластер не может успеш-
но функционировать без хорошо налаженной финансовой сис- темы. Следовательно, в его структуру должен входить банк.
|
|
Производитель | Магазин | Покупатель | ||
Рис.4.9.Схемапрямоговыходапроизводителянапотребителя
В современных условиях такая схема далеко не всегда дает положительные результаты. Любому магазину важно иметь достаточно широкий ассортимент пользующихся спросом то- варов, накапливаемых на собственных складах небольшими партиями. Контактируя только с одной фирмой, эту задачу выполнить достаточно трудно. Кроме того, производителю, выпускающему ограниченный перечень изделий, тяжело под- страиваться под колебания спроса. Возникает необходимость складирования достаточно больших партий однотипных изде- лий и реализации накопившихся запасов товара.
Риск длительного залеживания произведенной продукции удается снизить, если организация-изготовитель работает од- новременно с несколькими магазинами. Магазин, в свою оче- редь, может достаточно эффективно использовать ассорти- ментную стратегию, работая с несколькими поставщиками одновременно.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наиболее эф- фективно и быстро продукция организаций-изготовителей бу-
в случае организационной
|
Схемавзаимодействияпроизводителейимагазинов
|
|
той,котораяпоказананарис.
Производители
Оптовая
компанияОптовая продажа
|
Магазины
|
|
|
первом этапе работы объединения не исключается продажа продукции в розницу через оптовые фирмы и фирмы- производители.
Поскольку технология розничной продажи у различных фирм неодинакова, то постепенно, по мере развития общей структуры и совершенствования взаимоотношений между субъектами кластера розничная продажа будет сосредотачи- ваться в магазинах. При этом предприятиям наиболее целесо- образно передавать товар оптовикам на условиях консигна- ции, т.е. с оплатой по прошествии заранее оговоренного срока, а взаимоотношения с магазинами строить на условиях оплаты по мере реализации.
|
В рамках кластера значительное снижение рисков достига- ется благодаря тому, что инкассация выручки от продажи то- вара производится через собственный банк. Дальнейшее управление средствами с учетом интересов производителя и оптовой компании осуществляется тем же банком. Несмотря на наличие общих интересов у банка и участников банк проводит самостоятельную политику минимизации рис- ков, особенно в сфере кредитной деятельности. Он обслужи- вает многих других клиентов. Однако ни один банк не предос- тавит кредита без соответствующих гарантий возврата. Мага- зины, оптовая компания и даже производители товара в большинстве случаев не могут дать необходимых гарантий. Как же решается эта проблема?
Для этой цели в состав кластера включается транспортная компания. Роль транспортной компании в цепи доведения то- варов от производителя к потребителю велика. Она осуществ- ляет перевозку готовой продукции на склады оптовой фирмы, затем в магазины, а порой и обеспечивает доставку купленных товаров покупателю. При работе с зарубежными производите- лями и поставщиками доля транспортных расходов в себе- стоимости товара достигает 20%.
От своевременной поставки товара зависит ритмичность работы всего объединения. В наших условиях риск порчи или хищения товара при транспортировке весьма велик. В связи с этим транспортная компания и в экономическом плане, и с точки зрения распределения рисков является полноправным участником цикла движения товара от производителя к потре- бителю.
Следует отметить, что сама транспортная компания не все- гда может быть гарантом возврата кредита. Это объясняется тем, что имеющиеся в ее распоряжении импортные автомоби- ли, которые стоят очень дорого, приобретаются, как правило, в лизинг, а бывшие в употреблении отечественные автомоби- ли продать за разумную цену практически невозможно.
Магазинам также приходится пользоваться услугами ли- зинговых компаний, поскольку им тоже требуется современ- ное и достаточно дорогое торговое оборудование. По этой причине два участника кластера — магазины и транспортные предприятия становятся потребителями услуг или, попросту говоря, покупателями лизинговых компаний, которые в свою очередь, безусловно, заинтересованы в успешной работе кла- стера в целом: в этом случае они своевременно получат плату за оборудование, предоставленное в лизинг.
Современные транспортные средства и торговое оборудо- вание обладают высокой стоимостью и необходимой ликвид- ностью, поэтому они могут быть гарантами возврата кредит- ных средств. Но их собственниками является, как правило, ли- зинговая компания, и только она со своей разветвленной
сетью способна обеспечить необходимую ликвидность в слу- чае невозврата кредита и предъявления банком претензий. Банк, отслеживая состояние лизинговой компании, способен самостоятельно оценить свой риск.
В этом случае при закупке товара за рубежом кредитование
|
|
|
|
|
Очевидно, что использовать в качестве залога транспорт- ные средства и торговое оборудование можно только в усло- виях четко налаженного взаимодействия и финансовой устой- чивости всех организаций, входящих в кластер. Если кредит не будет своевременно возвращен, то организация лишится оборудования.
На практике это выглядит следующим образом: сначала лизинговая компания возвращает кредит, а затем занимается реализацией конфискованных транспортных средств или тор- гового оборудования. Возможность выполнения этой опера- ции должна быть отдельно оговорена в договоре по лизингу.
Работу по указанной схеме отличают следующие положи- тельные качества:
• для оптовой компании уменьшается процентная ставка по кредиту благодаря наличию надежного гаранта;
• исключается необходимость привлечения дополнитель- ных инвестиционных ресурсов.
В то же время схема кредитной линии для кластера не ли- шена некоторых недостатков, среди которых сложность взаи- модействия многочисленных партнеров и необходимость отражения условий взаимодействия в договорных обязатель- ствах между лизинговой компанией и ее непосредственными клиентами.
Рассмотренная структура взаимодействия обеспечивает возможность привлечения дополнительных инвестиций не в торговую деятельность, а в развитие бизнеса. Благодаря рас- пределению рисков между несколькими организациями, об- ладающими достаточными финансовыми и материальными ресурсами, инвестиционный риск удается существенно сни- зить.
Перейдем теперь к системе управления кластером. В осно- ве построения кластера лежит дивизиональный принцип управления, заключающийся в том, что при решении общих задач объединения используется коллегиальный принцип уп- равления, а для решения конкретных задач внутри отдельных организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами, уместен административный принцип управления.
|
подход обеспечивает максимальную эффективность прини- маемых в объединении управленческих решений.
Одному человеку трудно управлять достаточно крупной и даже средней компанией. В условиях неустойчивого рынка такие компании могут успешно функционировать только в том случае, если их руководство использует дивизиональный принцип управления. Подчеркнем еще раз, что в этом случае при принятии общих управленческих решений учитывается мнение не одного, а нескольких лиц, а именно руководителей самостоятельных в юридическом и финансовом плане органи- заций.
|
за работу всего объединения в целом. В данном случае личные доходы руководителей начинают зависеть не только от благо- получия подчиненной им организации, но и от состояния кон- солидированного баланса всех участников кластера.
В качестве центрального исполнительного органа, как ука- зывалось выше, в кластере действует Совет директоров, в ко- торый входят руководители всех организаций, образующих объединение.
Взаимоотношения директоров регулируются общим уста- вом, принятым Советом и утвержденным президентом. В обя- занности президента входит контроль за финансовой деятель- ностью и информационным обменом всех организаций, вхо- дящих в объединение. В остальных вопросах руководителям организаций предоставляется полная самостоятельность.
Важнейшей задачей обеспечения эффективного управле- ния кластером является организация информационного обес- печения. Использование дивизионального принципа управле- ния позволяет каждому руководителю организации при при- нятии управленческих решений вместо бесконечной системы согласований брать на себя ответственность за принятое лич- но решение в рамках достижения общей цели, стоящей перед всем объединением.
На основе этого критерия, строится единая система ин- формационного обеспечения кластера и создается центральная база данных. Поддержание базы данных обеспечивается цен- тральным аппаратом управления. Каждый менеджер имеет возможность получить информацию, необходимую для при- нятия обоснованного и оперативного решения.
|
ности, к рассмотрению которого мы переходим в следующем разделе.
4.6. Закон информированности и упорядоченности
|
состоянием информационной среды, в которой живет государ- ство.
Информационная среда включает в себя совокупность всех естественнонаучных знаний, которыми владеют люди, живу- щие в данной стране. Часть этих знаний воплощена в матери- альных ценностях и орудиях производства. Нормы общей и политической культуры, морали, состояние взаимосвязей, оп- ределяющих информационный обмен между людьми, общест- венными группами и организациями и многое другое — все это также важнейшие элементы информационной среды. При описании систем, связанных с другими системами различны- ми типами коммуникаций, часто говорят, что информацион- ная среда рассматриваемой системы является частью общего информационного пространства.
Закон информированности и упорядоченности означа- ет, что любая социальная организация способна к выжива- нию только в том случае, если она обеспечена полной досто- вернойиупорядоченной{структурированной)информацией.
Полнота информации определяется возможностями дос- тупа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внут- ренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы инфор- мации. Практически по любому вопросу менеджер может по- лучить исчерпывающую информацию. Информационный «го- лод» может возникнуть не из-за отсутствия информации, а из- за необходимости затрачивать на ее отбор и обработку боль- шое количество времени и средств (имеются в виду матери- альные и людекие ресурсы).
Несмотря на разветвленную сеть и высокое быстродейст- вие современных информационных систем, процесс поиска нужной информации требует значительных усилий. Кроме то- го, в условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в раз- ряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступ- ной не только для членов других организаций, но и для боль- шинства членов своей организации.
Достоверность информации — необходимое условие ис- пользования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызы- вать сомнений. В ряде случаев в информационные базы дан- ных вводится заведомо ложная информация, чтобы дезинфор- мировать конкурентов или подорвать к ним доверие со сторо- ны клиентов. Поэтому следует перепроверять и уточнять полученную информацию, прежде чем использовать ее для работы.
Упорядоченность информации подразумевает структури- рование или распределение информации по степени ее важно- сти для решения задач управления организацией.
Своевременное перераспределение информации в органи- зации, как правило, отслеживает секретарь или специальный уполномоченный работник. В его обязанности входит также управление разграничением доступа к различным видам ин- формации: открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной и особой важности. Это ответственное лицо должно точно знать, кому и какую информацию можно передавать. Работники информационной службы должны хра- нить и структурировать информацию, а также готовить ответы на информационные запросы в удобном для работы виде.
Наиболее сложной и ответственной задачей в формирова- нии внутренней информационной системы является сбор и систематизация информации, полученной из различных под- разделений организации. Рекомендуется разработать единую систему информационных запросов, которая обеспечила бы
своевременную и оперативную передачу информации, нако- пившейся в подразделениях, в центральную базу данных. Ос- новным потребителем информации является система управле- ния организацией. Однако владение большими объемами информации еще не означает, что она будет эффективно ис- пользована в деятельности организации.
В современной перенасыщенной информационной среде любому человеку доступны огромные объемы информации, но далеко не все, что он может узнать, доходит до его созна- ния, а тем более используется в жизни. Из несметного количе- ства обрушивающейся на нас информации мы стараемся выбрать те сведения, которые нам нужны или могут понадо- биться в дальнейшем.
Такой же подход справедлив и для организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления. Поэтому в первую очередь вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку. На рис. 4.13. показана процедура сбора и обработки информации, получаемой из различных источников.
Первым этапом структурирования информации является определение цели отбора информации из общего потока. Вы- явив цель, производят сбор необходимой информации.
На втором этапе производят обработку и распределение информации по степени ее важности. Наиболее ценная ин- формация анализируется системой в первую очередь и дово- дится до сведения всех заинтересованных лиц.
Третий этап упорядочения или структурирования инфор- мации должен обеспечить ее хранение. Этот этап предусмат- ривает также разработку системы признаков, по которым нужная информация может быть найдена. Целесообразно в качестве одного из признаков использовать показатель ценно- сти информации, в этом случае особо ценная информация
всегда может быть «под рукой».
Источники информации
Выставки, презентации
Телевидение,
радио
информация
Поток информации