Кадровая политика и система управления персонала.
Основной целью кадровой политикипредприятия является обеспечение каждого рабочего места персоналом соответствующей профессии, специальности и квалификации.
Достижение конечной цели кадровой политики организации должно предусматривать выполнение таких основных направлений деятельности:
• разработка и корректировка стратегии формирования и использования трудового потенциала в соответствии с изменениями в условиях хозяйствования;
• набор и формирование необходимых категорий персонала (отбор, профессиональная ориентация, наем, адаптация);
• подготовка персонала к соответствующей профессиональной деятельности (производственно-техническое обучение, общая профессиональная подготовка, повышение квалификации, продвижение по службе);
• оценка персонала (контроль соответствия персонала конкретным потребностям производства или другой сферы деятельности, анализ деловых качеств работников, выдвижение на определенную должность, служебное перемещение);
• мотивация соблюдения надлежащего режима трудовой деятельности и высокой производительности труда;
• постоянный мониторинг безопасности труда (производственно-хозяйственной деятельности);
• обеспечение социальной защищенности персонала предприятия (фирмы, корпорации);
• реализация постоянных контактов между руководством (руководителями всех уровней) и представителями трудовых коллективов (профсоюзами).
Кадровая политика, как правило, осуществляется после структурного анализа профессионально-квалификационного состава персонала (уровень квалификации, возрастной состав, продолжительность трудового стажа, соотношение работников по полу и т.д.). Эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность в значительной степени зависят от качества выбранной системы управления кадровым потенциалом.
Под системой управления персоналом понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые обеспечивают эффективность трудовой деятельности. Управление персоналом – является частью кадровой политики, основными заданиями которого являются:
- планирование потребности в определенных категориях персонала;
- набор и отбор персонала;
- определение заработной платы и льгот;
- профессиональная ориентация и адаптация работников к конкретным условиям работы;
- обеспечение условий для высокопроизводительного труда;
- обеспечение процесса обучения персонала;
- оценка результатов трудовой деятельности;
- повышение или понижение по должности, перемещение или увольнение.
Одним из этапов управления персоналом на предприятии является набор и отбор работников. Набор ― это ряд действий предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами необходимыми для достижения целей предприятия. Отбор ― процесс, в котором предприятие отбирает из списка лицо или лица, наилучшим образом подходящие на вакантное место по определенным критериям.
Прежде всего, составляется общая схема анализа работы, которая включает в себя:
― характеристику работы;
― квалификационные требования (к исполнителю работы);
― рекламу;
― заявление на работу;
― сокращенный список документов;
― соответствующие тесты и тексты собеседований;
― выбор кандидата.
Собеседование и объективные тесты ― самые распространенные методы, используемые для окончательного выбора.
Цель собеседования― дать возможность менеджеру по персоналу оценить соответствие кандидата его будущей работе и позволить кандидату решить подходит ли эта работа для него. Второй метод отбора― тесты, которые подразделяются на пять групп: тесты для определения способностей; для определения квалификационных навыков; проверку личных качеств; для отбора группы; медицинский.
Оценка персонала.
Под оценкой персонала понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами.
Оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции.
Ориентирующая функция заключается в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность определять направления и способы дальнейшей деятельности.
Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая в работнике переживания успеха или неудачи и, подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности.
В практике наиболее часто применяется комплексная оценка персонала по бальной системе, при которой оценивают:
― профессионально-квалифицированный уровень ― ППКУ;
― деловые качества ― ПДК;
― сложность работы ― ПСР;
― конкретно достигнутый результат ― ПДР.
Комплексная оценка конкретного работника определяется по формуле:
0,5 ― эмпирически определенный коэффициент, для усиления значимости оценки сложности и результативности труда.
Профессионально квалифицированный уровень работника определяется по общему, для всех категорий персонала, набору объективных признаков ‑ образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышение профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов.
Оценка деловых качеств работников осуществляется по наиболее универсальным признакам, которые влияют на морально-психологический климат в коллективе и на индивидуальную производительность труда: профессиональная компетентность; находчивость и инициативность в работе; трудовая дисциплина; чувства ответственности; контактность и умение эффективно работать склонность к новым идеям и неординарным решениям; эмоциональная выдержка.
Оценка сложности выполняемых работ осуществляется по признакам учтенным в тарифно-квалификационном справочнике.
Оценка результатов работников предусматривает рассмотрение следующих признаков: объем выполняемых работ; качества выполняемых работ; ритмичность.