Формирование этики делового общения в отраслях экономики

Выполните задания:

Задание 1. Защита презентации группы № 2 по теме.

Задание 2. Ответьте на вопросы и задания:

1. Профессиональная подготовленность менеджера дополняется его умением учитывать человеческий фактор и воздействовать на людей, опираясь на неформальный авторитет. Какие качества личности способствуют повышению авторитета и созданию положительного имиджа руководителя коллектива?

2. Какие противоречия лежат в основе межгрупповых конфликтов? Выделите противоречия, которые могут привести к межличностному конфликту, конфликту между личностью и группой и покажите их отличия от противоречий, способствующих возникновению межгруппового конфликта.

3. Выбор стиля поведения в конфликтной ситуации обусловлен рядом внешних факторов. Каких?

4. Перечислите наиболее общие пути преодоления конфликтов.

5. Какой из методов преодоления (прекращения) конфликта субъектом управления, обладающим властными полномочиями, является этически предпочтительным: убеждение или принуждение?

Задание 3.Выполните упражнения.

Упражнение "Этические дилеммы"

Оцените поведение людей в указанных ситуациях как "совершенно правильное", "несколько сомнительное", "неправильное, но допустимое при некоторых обстоятельствах", "неправильное при любых обстоятельствах".

Задание для группы 1.

1.1 Илона Ивановна — член профессорско-преподавательского коллектива крупного университета. Поскольку она курирует работу заочного отделения, ей приходится общаться со студентами, живущими в отдаленных районах, и она должна иметь возможность звонить им со своего рабочего номера. Кроме того, она использует эту возможность для личных междугородних звонков в рабочее время.

1.2 Брайан, австралийский бизнесмен, хочет открыть офис в России. Он понимает, что закон этой страны запрещает организациям брать взятки за предоставление подрядов иностранным компаниям. Однако человек, представляющий его интересы в России, уверяет его, что он не получит никаких подрядов, пока не заплатит каждой компании, с которой намеревается вести дела. Брайан проверяет, не нарушает ли он каких-нибудь австралийских законов, затем дает необходимые взятки через своего представителя.

1.3 Михаил Петрович — частный водопроводчик, он устанавливает оборудование, производит ремонт и прочие работы в домах заказчиков. Он никак не регистрирует свой "бизнес", не подает налоговую декларацию. Это дает ему ежегодный доход в 120 000 рублей, не облагаемый налогом.

1.4 Наталья — студентка, которая отчаянно нуждается в средствах к существованию и потому устроилась подрабатывать на кухню в местное кафе. Она рада этой работе, так как найти работу поближе к дому – задача не из легких. Однако кухня очень грязная, а по продуктам бегают тараканы. Она махнула наукой, но однажды услышала разговоры студентов, которые говорили, что отравились в этом ресторане. После некоторых колебаний, Наташа решила ничего не говорить ни студентам, ни своему начальству в ресторане.

Задание для группы 2.

2.1 Илона Ивановна — член профессорско-преподавательского коллектива крупного университета. Она собрала у группы студентов деньги на подарок заведующему кафедрой, отмечающему юбилей. Каждый студент пожертвовал по 500 рублей из своего скромного бюджета, однако подарок, купленный Илоной Ивановной, выглядит дороже, чем есть на самом деле. Из сэкономленных денег она могла бы вернуть студентам по 100 рублей каждому. Однако она встречается с ними нерегулярно, а разыскивать их ей некогда, поэтому она оставляет деньги себе.

2.2 Брайан, австралийский учитель, занимает руководящий пост в департаменте школьного образования Нового Южного Уэльса. К Рождеству он получает дорогой кожаный портфель: подарок от поставщика бумаги, с которым он заключил крупный контракт в истекшем году.

2.3 Михаил Петрович — частный водопроводчик, он устанавливает оборудование, производит ремонт и прочие работы в домах заказчиков. В основном ему платят наличными, и он очень мало занимается документацией, но из налоговых соображений зарегистрировал фирму и устроил себе в гараже маленький офис, секретаршей которого является его дочка-подросток. Эти меры значительно снижают сумму дохода, облагаемого налогом.

2.4 Наталья одна растит троих маленьких детей. Ей очень трудно с жильем, но большинство домовладельцев не хотят сдавать дома многодетным родителям. Она отправляется к агенту по недвижимости в другой район, заявляет, что у нее нет детей, и получает возможность снять двухкомнатную квартиру по разумной цене. Она оставляет детей у своей матери на несколько дней, переезжает, а после спокойно забирает их в новый дом.

Задание для группы 3.

3.1 Илона Ивановна — член профессорско-преподавательского коллектива престижного и дорогого института, занимающегося бизнес-образованием, ориентированным на топ-менеджеров. Институт регулярно организует встречи новых групп менеджеров, выпускные вечера и прочие мероприятия. Еда и спиртное там всегда очень высокого качества, и Илона Ивановна взяла за правило посещать каждое мероприятие независимо от того, участвуют в нем ее студенты или нет.

3.2. Брайан, австралийский бизнесмен, заключил контракт на строительство нескольких особняков. Все расчеты были одобрены местным советом. Однако работы заняли больше времени, чем предполагалось, и к моменту ее завершения были утверждены уже новые правила, предписывающие выделить больше парковочных мест, чем в свое время разрешалось Брайану. Он отправляется к сотруднице городской администрации и предлагает ей годовую бесплатную аренду одного из домов в случае, если она поставит дату окончания строительства задним числом — до принятия новых правил.

3.3. Михаил Петрович не имеет официального заработка и регулярно получает пособие по безработице. Когда чиновник биржи труда направляет его на собеседования, Михаил Петрович нарочно одевается так бедно и преподносит себя в столь невыгодном свете, что вряд ли когда-либо получит работу. В то же время он, так как в прошлом работал в ЖЭУ, от случая к случаю "шабашит" в соседних домах слесарно-водопроводными работами. Ему платят наличными, и он нигде не показывает этот доход, чтобы не лишиться пособия.

3.4 Наталья учится в университете и работает, так как весьма стеснена в средствах. Из-за этого она так устает, что не успевает написать курсовую работу. Преподаватель – человек очень строгий, поэтому Наталья берет курсовую своего приятеля, написанную на похожую тему у другого научного руководителя, меняет титульный лист и сдает как свою.

Упражнение "Стереотипы и особенности поведения"

Для нижеследующих примеров определите, являются ли предположения, сделанные в конце каждого описания, верными "В" или неверными "Н". В последнем примере вам необходимо определить, к кому конкретно из действующих лиц относятся приведенные высказывания или факты.

Марина Ивановна Коваль – владелица и директор магазина женской одежды. Товар рассчитан на довольно состоятельных клиентов – в магазине представлены модели ведущих европейских производителей и цены соответствующие. Марине Ивановне около пятидесяти, это уверенная в себе, умная женщина плотного сложения, она разведена, ее сын – старшеклассник. У нее огромный опыт в розничной торговле, а сейчас она поддерживает все контакты с поставщиками. На нее работают пять продавщиц, уборщица и несколько подсобных рабочих. Им отлично платят, продавщицы работают посменно с девяти утра до восьми вечера, выходные скользящие. Характер у директора вспыльчивый, она много работает, амбициозна и никогда не признает ошибок.

В Н Персонал любит своего директора;
В Н Она постоянно расширяет свой магазин;
В Н Она лояльно относится к краткосрочным отлучкам продавщиц в рабочее время;
В Н Она, не смущаясь, выскажет свое мнение, если не согласна со вкусом покупателя;

Петр Николаевич Крупнов работает в известной пивоваренной компании диспетчером, контролируя работу водителей. До этого он был простым шофером, у него нет никакого специального образования, только школа. Он очень предан компании, за несколько лет работы водителем "вкалывал" на полную катушку, и его старания не прошли незамеченными. Петр – крепкий мужчина, выглядит гораздо старше своих 35 лет, любит повторять "от работы еще никто не умирал".

В Н Он работает по десять-двенадцать часов в день как минимум шесть дней в неделю;
В Н Он один из лидеров местного профсоюзного движения;
В Н Он считает, что зарплата сотрудников должна начисляться как процент от продаж;
В Н Некоторые из водителей точат на него зуб, так как считают, что после повышения он зазнался и не хочет делать никаких поблажек в работе старым товарищам.

Виолетта Александровна Островская – ассистент декана, высокая и стройная женщина тридцати пяти лет. Ее подчиненные – шесть девушек, работающих в деканате. Одна из обязанностей Виолетты Александровны – встречать огромное количество студентов, которые были вызваны к декану или пришли к нему с вопросом. Она обращается со студентами как с "болванами", устраивает выговоры направо и налево, выражение лица у нее постоянно недовольное.

В Н Она хвалит других девушек, когда они хорошо справляются со своей работой;
В Н Она была единственным ребенком в семье
В Н Пульт от сплит-системы, недавно установленной в офисе, хранится в ее личном ящике, недоступном другим сотрудницам
В Н Она всегда точно передает телефонные сообщения, которые получает за других девушек.

Андрей и Кирилл - близнецы - родились в неблагополучной семье в г. Ростове-на-Дону, мать бросила их, когда малышам не исполнилось и года, и они оказались в "Доме ребенка". Андрея вскоре взяла на воспитание приехавшая из области старшая сестра матери, а Кирилла усыновила вполне благополучная семейная пара, которая, не поставив в известность родную тетку мальчика, вскоре переехала жить в Москву. Приемный отец Кирилла – успешный предприниматель, и в финансовом смысле его семья вполне обеспечена, и единственный сын никогда ни в чем не нуждался. Отчим Андрея – автослесарь, тетка, воспитывавшая кроме мальчика еще двух дочек, не работала, достаток был весьма скромным. Несмотря на некоторые материальные трудности, Андрей был любимцем и приемных родителей, и сестер, в целом семья была дружной и вполне благополучной.

Сейчас близнецам по 25 лет, Андрей заочно окончил РГУПС (РИЖТ) и работает в системе СКЖД, Кирилл – экономический факультет МГУ и работает в крупной консалтинговой фирме; они очень похожи внешне и по многим личностным характеристикам; в школе у обоих не было проблем с математикой и были – с русским и литературой; но все же они разные. Для каждого из утверждений пометьте, для кого из близнецов оно больше подходит.

А К Ведет себя более естественно, производит впечатление открытого, искреннего собеседника
А К Сказал, что больше всего на свете он хотел бы счастья для своей семьи
А К Ему нравится производить впечатление на других людей
А К Сказал, что мечтает открыть собственное дело
А К Ведет себя довольно эмоционально
А К Выглядит достаточно сдержанным
А К Беспокоится по поводу неудач в достижении своих амбиций
А К У него много друзей
А К Он в совершенстве владеет английским
А К У него черный пояс по каратэ

Практическое занятие № 3.

Наши рекомендации