Построение логистичекой цепи поставок кофе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАЦИЙ
КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АУДИТА
ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕКОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК КОФЕ
Курсовая работа по дисциплине «Экономические основы
логистики и управление цепями поставок»
Выполнила:
студентка гр. U3324 Андреева Юлия
Проверила:
Негреева В. В.
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. | |
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ | |
1.1 Анализ логистики в современных условиях…………………………. | |
1.2. Подходы к формированию МЛС……………………………………… | |
1.3. Разработка логистической стратегии при построении МЛС………. | |
ГЛАВА 2. ПОСТОЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОТСТАВОК КОФЕ | |
2.1. Материальный поток, логистические операции, логистические системы……………………………………………………………………… | |
2.2. Логистика запасов…………………………………………………….. | |
2.3. Закупочная логистика…………………………………………………. | |
2.4. Производственная логистика…………………………………………. | |
2.5. Распределительная логистика (логистика снабжения)……………… | |
2.6. Транспортная логистика……………………………………………… | |
2.7. Складская логистика…………………………………………………… | |
2.9. Ценообразование в логистике………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития экономики все большее внимание уделяется такому процессу как глобализация. Уже сейчас мировая экономика характеризуется образованием единого общемирового экономического пространства и созданием единого рынка производства и распределения материальных благ.
Цель работы: изучить и проанализировать основных тенденции и пути развития логистических систем и процессов в мировой экономике и построить логистическую цепь поставок материального потока с использованием сопутствующих ему потоков – информационного, финансового, сервисного.
В соответствие с эти поставлены следующие задачи:
1. Изучить подходы к формированию МЛС (международных логистических систем);
2. Определить логистическую стратегию при построении МЛС;
3. Рассмотреть различные направления логистики в рамках предприятия ПАО «Русский стандарт»:
· Закупочная логистика;
· Производственная логистика;
· Распределительная логистика;
· Транспортная логистика;
· Складская логистика;
· Информационная логистика;
· Сервисная логистика.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИ
1.1 Анализ логистики в современных условиях
Одной из основных тенденций развития макрологистических систем в мире является глобализация [1, 136]. Эта тенденция отражает, с одной стороны, глобализацию рынков сбыта готовой продукции, производства, снабжения материальными ресурсами, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, с другой — создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем.
Основными движущими силами глобализации в логистике, согласно Д. Бауэрсоксу, являются [3. 68]:
• экономический рост;
• перспективы развития глобальных логистических цепей (каналов);
• регионализация;
• экспансия технологий;
• дерегулирование.
Роль логистики существенно возросла в эпоху постиндустриализации, вызвавшей значительные изменения в мировой экономике и характеризующейся увеличением доли услуг в производстве и потреблении мирового ВВП. Эти изменения оказали на логистику значительное влияние, так как данная отрасль напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие технологии, что в свою очередь связано с использованием новых технологий и инноваций в логистике; доступностью и обилием различной информации — информатизация логистических процессов; доступность средств связи и транспорта; высокий уровень образования и активное использование знаний в труде — улучшение работы всего логистического бизнеса за счет правильного и рационального использования трудовых ресурсов, роста компетенций персонала.
Определено, что международная логистика отличается от внутренней, так как речь идет не только об изменении мест доставки товаров. Самыми очевидными различиями в данном контексте являются:
• международная торговля, как правило, связана с гораздо большими объемами заказов, чем поставки по заказам на внутренние рынки;
• международные рынки более разнообразны. Доставляя на них товары следует рассматривать больше вариантов доставки, иметь дела с большим количеством посредников и т.д.;
• многие предприятия не имеют богатого опыта работы на международных рынках, и это сопряжено с определенными сложностями;
• при доставке товаров международной торговли появляются новые логистические посредники, такие как фрахтовые агенты, таможенные брокерские компании, провайдеры логистики мирового уровня;
• расстояния доставки и большее количество задействованных посредников затрудняют прямые коммуникации между предприятием и потребителями его продукции;
• торговые условия, базисы поставки, условия платежей могут оказаться совершенно незнакомыми и непривычными для обычной работы;
• международная транспортная документация и документальные процедуры гораздо сложнее и многообразней;
• гораздо сложней организовать информационный обмен между участниками логистической системы, тем более что зачастую приходится преодолевать границы многих стран и, соответственно, задействовать разные информационные системы;
• международная логистика предполагает пролонгацию функционального цикла; функциональные циклы в международной логистике гораздо продолжительней, они могут измеряться неделями и месяцами. Важным явлением в современной мировой экономике стало формирование в ее рамках международных (иногда их называют глобальными) логистических систем. К международным логистическим системам относят межгосударственные системы, формируемые на уровне нескольких стран и даже континентов. Глобализация мировой экономики привела к формированию международных стандартов функционирования логистических систем. Решение организационных проблем установления должного стандарта обслуживания клиентуры обеспечивается путем ориентации логистического сервиса на выполнение основных показателей базового уровня: доступности, функциональности и надежности. Высокие стандарты базового логистического обслуживания сложились благодаря глобализации мировой экономики, выходу на международные рынки крупнейших провайдеров логистики.
Экспортно-импортные операции в глобальных логистических системах, как правило, связаны с большим, чем в обычном логистическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом и требуют правительственного регулирования. На рис. 1.1 представлена типичная схема экспортно-импортных операций в глобальной логистической системе с привлечением необходимых логистических посредников [2,49].
Рис. 1.1 Экспортно-импортные операции
в глобальных логистических системах
Особенно важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны, так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг к другу, имеющих общие границы в определенной географической зоне. Образование в ряде регионов интеграционных группировок, состоящих из государств данного региона, есть объективно обусловленный процесс, имеющий отражение закономерностей мирового развития, и целью которых является объединение усилий для создания оптимальной структуры производства, стимулирования его обновления на базе новейших достижений науки и техники, повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения ее сбыта и обновления экономики на основе логистизации. Существуют примеры успешных макрологистических региональных структур и систем, например, для стран Бенилюкса (экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии [3]. В данном примере региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет: сходства политических систем и экономического уровня стран, входящих в регион; близости социального уклада жизни, традиций, исторических корней; миграции населения; единых источников энергии, и сырьевых ресурсов; единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры; единых телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барьеров и т. д.
1.2. Подходы к формированию МЛС
Анализ современного этапа развития логистики показал, что существуют три основных подхода к формированию логистических систем, как на национальном, так и на международном уровнях. Первый подход заключается в том, что при организации и осуществлении логистических операций основной упор делается на совершенствовании процесса управления материальными потоками в логистических системах. Этот подход можно назвать «операционным», то есть направленным на совершенствование различных операций в логистических системах.
Другой подход заключается в том, что логистика должна быть гибкой и способной к быстрому реагированию на возможные изменения в запросах потребителей. Этот подход можно назвать «гибким», и суть его в гибком и быстром удовлетворении потребностей потребителей.
Третий подход концентрирует внимание на интеграции и координации работы всех участников логистических цепей в рамках действующих на национальном или международном уровне логистических систем. Этот подход можно назвать интегрированным. Однако в современных условиях и при тех требованиях, которые выдвигаются перед логистикой, с точки зрения гарантии качества логистического обслуживания потребителей и обеспечения четкого и эффективного функционирования логистических систем, логистика должна быть и «операционной», и «гибкой», и «интегрированной».
Рынок логистических услуг в настоящее время находится на стадии фундаментальных изменений, оказывающих серьезное влияние на роль и масштабы деятельности его участников и структуру их взаимоотношений. Основными сегментами логистического рынка являются:
• грузоперевозки и транспортно-экспедиторские операции;
• комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибьюции товаров;
• услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов (управленческая логистика).
Повышение эффективности и качества работы МЛС во многом определяется внедрением в логистику достижений научно-технического прогресса. Анализируя ситуацию, сложившуюся в логистике за последние годы, можно сделать выводы:
• научно-технический прогресс в логистике не ограничивается только совершенствованием технических средств, а распространяется на совершенствование процессов организации логистических операций, разработку новых технологий в области логистики, совершенствование научных подходов к решению проблем логистики;
• внедрение инноваций в области международной логистики на глобальном уровне принимает первостепенное значение, так как невозможно и неэффективно в рамках одной МЛС иметь подсистемы разного уровня развития.
1.3. Разработка логистической стратегии
при построении МЛС
Любой бизнес сталкивается с проблемой разработки стратегии своей деятельности экономической, коммерческой, организационной и другими Естественно, встает вопрос о разработке стратегии в области построения МЛС Стратегию обеспечения функционирования МЛС следует рассматривать на трех основных уровнях
• макроэкономическом, касающемся всех общеэкономических, технических, организационных и правовых аспектов функционирования логистики во всех сферах экономики,
• мезоэкономическом, то есть ограниченном пределами какого-либо сектора экономики или региона,
• микроэкономическом, то есть на уровне функционирования отдельных логистических предприятий Стратегическое планирование в области логистики базируется на четырех основных принципах:
• поиск возможных в будущем альтернатив развития,
• установления целей, выбор путей и методов их достижения,
• установление подходов к поставленным задачам,
• установление связи между собственно стратегическим планом, среднесрочными программами и оперативным планированием [5].
Процесс стратегического планирования построения МЛС должен состоять из следующих этапов оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрение.
Основным назначением логистической стратегии при построении МЛС является поддержание общей корпоративной стратегии. Среди логистических стратегий на международном уровне можно отметить, например, стратегию минимизации издержек, стратегию минимизации капиталовложений в собственную инфраструктуру, стратегию кардинального улучшения обслуживания потребителей. Стратегическая важность логистики при построении МЛС становится ясной, когда понятен ее вклад в принятие важнейших решении, когда очевидно ее влияние на долгосрочные показатели работы.
Логистические стратегии в области построения и эксплуатации МЛС следует формировать в виде набора целей и процедур. Все это представляется в виде бизнес-плана. План может состоять из достаточно большого количества пунктов и подпунктов.
Положения, которые там присутствуют:
• общее резюме, представляющее стратегию в области МЛС, и отвечающее на вопрос, как эта стратегия соответствует общему направлению деятельности предприятия в целом,
• цели и задачи МЛС, показатели работы и критерии оценки,
• отражение путей достижения поставленных задач, какие изменения предусматриваются и как ими управлять;
• описание того, какой вклад в достижение показателей бизнес-плана будут вносить отдельные логистические операции и как будет организовано их взаимодействие,
• обоснование необходимых для реализации плана средств и ресурсов, финансовые вложения и финансовые показатели работы
На разработку предприятием логистической стратегии на международном уровне сильно влияет внешняя среда бизнеса, включая те ее факторы, которые находятся вне логистических компетенций. К основным факторам подобного рода относятся
• ожидания потребителей и связанные с этим демографические особенности и характеристики рынков;
• рыночные условия, их стабильность, конъюнктурные колебания и другие подобные факторы;
• политические условия и отношения с органами власти;
• экономический климат в стране, социальные условия, условия предпринимательства, правовые нормы и ограничения и т д;
• конкуренты — их число, легкость или трудности проникновения на рынки;
• акционеры и группы заинтересованных лиц — их цели, намерения, политика доходов и инвестиционная политика, ожидаемая прибыль;
• передовые технологии и инновации, доступные в настоящее время и вероятные направления их развития.
При разработке стратегии в области построения MJ1C можно рекомендовать пользоваться методом СВОТ-анализа, при котором определяются сильные стороны (Strengths (S), слабые места (Weaknesses (W), возможности (Opportunities (О) и угрозы (Threats (Т) Сильные и слабые места связаны с внутренней средой Возможности и риски — это проявления внешней среды [7].
Существует множество показателей влияния логистического фактора на эффективность реализации продукции на международных рынках. Некоторые из них прямо связаны с финансами, например такие, как доходность на активы, период окупаемости, вклад в прибыль Финансовые показатели легко определяются, позволяют системно подходить к анализируемым проблемам и проводить сопоставление полученных результатов Однако у них есть свои недостатки, так как они скорее отражают прошлые результаты, а не текущие На практике в дополнение к финансовым показателям следует пользоваться прямыми показателями логистической деятельности количеством доставляемых грузов, скоростью оборачиваемости запасов, расстояниями перевозки и др.
В условиях функционирования МЛС предприятий логистический фактор, как важный элемент, прямо влияющий на стоимость продукции, играет важную роль при обосновании целесообразности той или иной внешнеторговой сделки, оказывая существенное влияние на установление цены товара, делая возможным или невозможным осуществление внешнеторговой сделки.
Эффективность функционирования МЛС в наиболее общем виде можно представить как системную экономическую задачу, направленную на решение проблемы достижения высокого качества ее работы Применительно к логистике системность означает, что все участники движения материальных потоков (транспорт, склады, посредники, поставщики и потребители и пр.) рассматриваются как части единого целого процесса, а сам процесс — как интегрированная проблема всех участников
Путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют инжиниринг (формирование, построение, проектирование) или реинжиниринг (развитие, реорганизация, перестройка, если речь идет об уже действующих системах) логистических процессов. Не существует никаких общих правил, определяющих идеальную или минимальную степень необходимых действий для достижения целей инжиниринга или реинжиниринга Все зависит от целей и намерений предприятия
Основы инжиниринга логистики составляют принципы системного анализа Системный анализ предполагает полное объединение усилии, направленных на достижение намеченных целей, создание из отдельных функций единого целого, которое превосходит по качественным показателям просто сумму составляющих его частей. То есть реализуется синергетический потенциал
Важный этап инжиниринга логистических систем — сравнительный анализ, то есть сопоставление существующей системы с образцами передовой практики или отраслевыми стандартами Сравнительный анализ можно определить как систематический процесс изучения внешнего опыта и использования полученных знаний для повышения эффективности работы собственной организации, тем более это касается предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, так как у них всегда есть возможности использовать лучший зарубежный опыт. В работе подробно раскрывается основное содержание этапов сравнительного анализа
При осуществлении логистического инжиниринга важно иметь детальный план с описанием ресурсов, которые можно выделить для организации и обеспечения организационных процессов. Этот план должен содержать формулировку политики и предусматривать такое распределение мощностей, финансов, людских ресурсов, оборудования и пр., которое способно обеспечить достижение целей с наименьшими издержками. Во внешнеэкономической деятельности это особенно важно, так как следует учитывать специфику не только своей страны, но и зарубежья.
ГЛАВА 2. СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА
2.1. Материальный поток, логистические операции, логистические системы
Выбранный продукт – кофе.
Кофейные зерна доставляются из Кот д’Ивуара. Кофе в Кот д'Ивуаре (Берег Слоновой Кости), является одним из их четырех самых важных продуктов экспорта. Введенный, как товарная культура во время колониального периода, кофе выращивался всюду по лесной зоне в более плотных лесах востока и вдоль края лесных массивов. Кофе здесь в основной своей массе выращивается попутно, в тени деревьев какао. Фермеры и крестьяне сажают их, как правило, в суматохе, несколько деревьев тут и там. Выращивается в Кот д'Ивуар кофе сортов Робуста и Арабика.
До недавнего времени Берег Слоновой Кости стоял одним из первых в списке мировых производителей кофе. Много лет Côte d’Ivoire занимал третье место Бразилии и Колумбии. Однако общественные беспорядки, попытка военного переворота, борьба патриотических сил за свободу свою и права имели негативные последствия на производстве кофе в 2002/2003 и в последующие годы. Позже к политическим неудачам приложили руку погодные и климатические перетурбации, еще более снизив урожаи ивуарийского кофе.
Таким образом, Côte D’Ivoire (Кот-д'Ивуар) производит кофе, как вторую по значимости древесную культуру после какао. Тень дерева какао часто используется, чтобы защитить кустарник кофе от палящих солнечных лучей. Кофе от Côte d’Ivoire имеет сильный аромат, не высокую плотность и кислотность, идеально подходит для темной обжарки. Кофе выращивается, прежде всего, на небольших земельных участках, но в некотором количестве присутствуют и обширные плантации.
Климат — экваториальный на юге и субэкваториальный на севере. Средняя годовая температура — от + 26° до + 28°. Годовые суммы осадков — от 1100 мм на севере до 5000 мм на юге.
Компания-производитель: Публичное акционерное общество "РУССКИЙ ПРОДУКТ"
Сокращенное наименование компании: ПАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ", Юридический адрес: Российская Федерация, 115035, Москва, М-35, ул. Балчуг, д. 2
ОГРН: 1027739235215
ИНН: 7718117872
ФИО Руководителя: Граудин Владимир Константинович
Телефон руководителя: (495) 755-84-64
Материальный поток можно разделить на отдельные операции.
Таблица 1
Материальный поток
№ п/п | Технологический участок, на котором осуществляется группа логистических операций, или название самой группы | Материальный поток, т/мес. |
Фасовка зеленых зерен в джутовые или полипропиленовые мешки | 41,6 | |
Погрузка в морские контейнеры | 41,6 | |
Участок разгрузки морского транспорта | 41,6 | |
Доставка на склад консолидации (г. Рига) | 41,6 | |
Размещение товаров на складе | 41,6 | |
Погрузка автомобильного транспорта | 41,6 | |
Разгрузка автомобильного транспорта | 41,6 | |
Размещение товаров на хранение | 41,6 | |
Переборка, осмотр, сортировка | 41,6 | |
Обжарка | 27,7 | |
Фасовка | 7,1 | |
Помол и обработка водой | 20,6 | |
Сушка | 10,5 | |
Фасовка | 10,5 | |
Отправка | 17,6 | |
Итого | 93 975 |
Материальный поток можно классифицировать по некоторым признакам.
Таблица 2