Структура цепи поставок, ее составляющие

Структура представляет собой результат объектной декомпозиции системы. Характеристики рассматриваемых связей и возможности их оптимизации определяются при описании и анализе бизнес-процессов, осуществляемых участниками системы (цепи поставок), и представляют собой элементы реализуемой логистической технологии.

Термин «структура» употребляют также применительно к подсистеме или звену логистической системы организации (подразделению или группе подразделений) или цепи поставок. В частности, Дональд Бауэрсокс и Дейвид Клосс термином «структура» обозначают деловые отношения, обеспечивающие выполнение отдельных работ, которые в целом образуют законченный процесс, и отмечают, что логистические операции можно разделить по признаку их специализации, сгруппировав их в рамках логистического канала в блоки уникальных взаимосвязей или в особые структуры. Таким образом, указанные авторы описывают процесс формирования логистических функций (специализированных групп операций).

Объектная декомпозиция цепи поставок.

Как в теории логистики, так и в теории маркетинга понятия «канал распределения» (логистический канал) и «цепь поставок» отличаются степенью упорядоченности взаимодействий участников. Канал распределения трактуется как частично упорядоченное множество субъектов, которые могут участвовать в доведении товаров данного производителя до определенного потребителя или сегмента рынка.

Бауэрсокс и Клосс выделяют в составе функций (специализированных групп операций), выполняемых участниками каналов распределения, функции обмена (купля, продажа), физического распределения (транспортировка, владение запасами), вспомогательные функции (стандартизация, финансирование, страхование от рисков, информационное и научное обеспечение).

С точки зрения маркетинга в составе канала распределения (маркетингового канала) можно выделить участников, выполняющих функции обмена (принимающих или способствующих передаче права собственности на товар) или комбинированные функции («полный набор функций» – обмен, физическое распределение и вспомогательные / отдельные функции из разных групп).

При декомпозиции логистического канала наряду с участниками, выполняющими полный набор функций, рассматривают участников, выполняющих в ходе основной деятельности функции физического распределения или вспомогательные функции, а также комбинацию функций этих групп (без выполнения функций обмена). При этом Бауэрсокс и Клосс указывают на необходимость учета взаимосвязи маркетинга и логистики при управлении цепями поставок, считая главным аргументом их оперативного разделения более полное использование потенциала специализации.

Развитие техники, информационных, маркетинговых и логистических технологий делает эффективным аутсорсинг все более широкого спектра видов деятельности на основе специализации, процессного и институционального обособления определенных групп операций. С этих позиций в состав маркетингового канала представляется целесообразным включать также специализированных посредников, не реализующих функции обмена, а предлагающих участникам канала вспомогательные функции маркетингового характера (исследование рынков, разработка элементов маркетинговой политики). Необходимо отметить также расширение спектра вспомогательных логистических функций, реализуемых участниками каналов распределения. Наряду с такими видами деятельности, как страхование, кредитование, информационный обмен, таможенное оформление, в составе вспомогательных функций участников логистического канала следует выделять проектирование и администрирование логистических систем и цепей поставок – деятельность 4PL-провайдеров (системных логистических интеграторов).

Цепь поставок определяется как линейно упорядоченное множество участников, выполняющих определенный логистический процесс (в том числе многократно повторяющийся). Канал распределения превращается в логистическую цепь после принятия решения о выборе конкретных организаций и лиц, участвующих в доведении товаров до потребителей, поэтому проблема выбора участников чрезвычайно важна при проектировании цепей поставок.

Описывая состав участников логистической цепи, к основным участникам (primary members) Ламберт и Сток относят все независимые компании или стратегические единицы, фактически выполняющие операционную и/или управленческую деятельность в ходе обслуживания конкретного потребителя или рынка.

К вспомогательным (поддерживающим) участникам (supporting members) относятся компании, чье присутствие в цепи поставок ограничивается только предоставлением ресурсов, знаний, возможностей или активов основным участникам. Это вполне корреспондирует как с классификацией функций участников каналов распределения, выполненной Бауэрсоксом и Клоссом, так и с классификацией, предложенной ранее В. И. Сергеевым, выделяющим в составе объектов логистического управления основные и сопутствующие поток.

С учетом вышеизложенного вид институциональной структуры цепи поставок можно представить следующим образом (рис. 2.1).

Структура цепи поставок, ее составляющие - student2.ru

Рисунок 2.1 – Институциональная структура цепи поставок

Контрольные вопросы

1. Назовите общие положения о цепи поставок как интегрированные образования логистической системы.

2. Структура цепи поставок, ее составляющие.


Наши рекомендации