Организация творческой работы
Практика выработала множество методов организации коллективного творчества как основы инновационной деятельности.
Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном представлении каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими.
Метод мозговой атаки применяется обычно при нехватке новых идей. Он основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из десяти человек за полтора часа может быть выдвинуто до ста оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90 процентов из них.
Профессиональная мозговая атака осуществляется постоянной по составу группой специально обученных людей. Она требует полного равноправия и раскованности участников. Ее процедура выглядит следующим образом.
На первом этапе руководитель сначала кратко сообщает участникам, сидящим за общим столом лицом друг к другу, суть проблемы, причины ее возникновения, возможные последствия принятия и непринятия решения.
Затем в течение 10-15 минут происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования. Выступать можно много раз (но не подряд), в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать, обращаться за поддержкой к руководителю.
Существуют определенные правила выдвижения идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к партнерам; учет их компетентности; образность, конкретность, демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест, возможных альтернатив; использование риторических вопросов и провокационных высказываний, элементов юмора; регулярное подведение промежуточных итогов; показ возможности достижения успеха.
Количество идей здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, на первый взгляд, даже самых бессмысленных, ибо в каждом из них может содержаться рациональное зерно.
На втором этапе происходят обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как соответствие поставленным требованиям; сроки и возможность реализации (отсутствие таковой); необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и проч.
На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе различных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться, набравшие при голосовании наибольшее или наименьшее число баллов и т. п.).
Руководитель организует фиксацию высказываний, комбинирует и систематизирует, комментирует выдвинутые идеи, следит за регламентом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, подводит итоги.
Кроме прямой мозговой атаки, о которой только что было рассказано, существует несколько других разновидностей этого метода:
• обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей;
• двойная мозговая атака, когда группа из 20-60 человек обсуждает предварительно поставленную проблему в течение 5-6 часов в два этапа с перерывом, во время которого можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики
работать дальше;
• конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4-12 человек);
• индивидуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качествегенератора идей и критика.
Элементы - этого метода присутствуют во многих других.
Принципиально иной подход к выработке решений отражен в дельфийском методе, предназначенном прежде всего для нужд прогнозирования. Он разработан О. Халмером и предполагает, что анонимные эксперты, образующие комиссию, основываясь на логическом анализе, интуиции, опыте, формулируют свои идеи независимо друг от друга. Отсутствие общения позволяет избежать группового единомыслия.
При необходимости работу можно организовать в несколько «туров», последовательно приближаясь к согласованному решению.
Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается надежным, поскольку учитывает мнение большинства. Но он требует сложных программ, индивидуальных опросов и трудоемких расчетов, поскольку все оценки осуществляются в баллах.
Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов (блокнота, коллективного блокнота и др.), помимо ограничения числа участников, служат:
• их близкий социальный статус, независимость друг от друга и от руководители;
• слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и появление оригинальных вариантой решения;
• исключение предварительных оценок идей, снижающих активность экспертов;
• предоставление возможности анонимных высказываний, если этого требует ситуация;
• пресечение ухода в сторону, общих слов;
• использование наглядных средств;
• стимулирование активности и обеспечение эмоциональной поддержки предложений;
• помощь в конкретизации идей.
Что же касается участников инновационного процесса, то английский ученый Р, Гибсон выделил следующие их основные типы.
Прометеи - творчески мыслящие личности, одни из которых генерируют идеи в общем виде, другие подхватывают, дорабатывают и делают пригодными для практического использования, третьи ищут им применение в новых сферах.
В целом, как считается, таких людей не более б процентов, причем лишь у половины из них творческие способности проявляются в активной форме.
Эрудиты. Сами они творить уже не в состоянии, но, обладая глубокими и всесторонними знаниями и хорошей памятью, становятся первыми оппонентами прометеев. Таких людей несколько больше - до 25 процентов, среди которых активных -около трети.
Таким образом, доля творчески мыслящих личностей и активных эрудитов не превышает 15 процентов членов коллектива.
Систематизаторы фактов. Их роль сводится к первичной обработке потока информации и разделению его на более мелкие «рукава». Этих людей в целом около 20 процентов, из которых также лишь треть принадлежит к категории активных.
Собиратели и регистраторы фактов занимаются сбором, описанием, накоплением и хранением информации, которую в дальнейшем будут использовать другие.
Рядовые исполнители работают над решением проблем с помощью шаблонов и готовых методик и выполняют в основном подготовительную и вспомогательную работу
ТЕМА 15. Управление конфликтами и изменениями
План
· Природа конфликта в организации; типология конфликта и причины возникновения.
· Структура конфликта
· Стадии протекания конфликта
· Конструктивное разрешение конфликта по Томасу – Килмену
Конфликт- это социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Конфликтная ситуация- исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях.
Конфликт- это разногласие, когда принятие единого решения затруднено.
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта, в зависимости от критериев, которые берутся за основу.